Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
презентация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_disgrafiya.ppt | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия это специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма
Классификация форм дисграфии. в основе лежит несформированность определенных операций письма Артикуляторно-акустическая форма дисграфии Акустическая форма дисграфии Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая форма дисграфии Оптическая форма дисграфии
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизм – нарушение различных форм языкового анализа и синтеза; деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Проявляется – в искажениях структуры • слова и *предложения. • пропуски согласных при их стечении (диктант – дикат, школа – кола) • пропуски гласных (собака – сбака) • добавление букв (тоскали – тосакали) • пропуски, добавления, перестановки слогов *слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами *раздельное написание слова *раздельное написание приставки и корня слова
Причины возникновения ошибок на почве нарушения языкового анализа и синтеза несформированность звукового анализа и синтеза слова и предложения, слогового и фонематического анализа и синтеза.
Основные направления коррекции Совершенствование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Развитие умения уверенно осуществлять слоговой анализ и синтез. Развитие анализа и синтеза предложений, текстов различного жанра (потешки, загадки, описательные рассказы, стихотворения, сказки). Развитие пространственных представлений. Формирование навыка самоконтроля за собственной письменной деятельностью.
Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова Разложение слово на составляющие фонемы представляет собой сложную психическую деятельность, у младших школьников она особенно страдает. Фонематический анализ может быть простым и сложным. Логопедическая работа строится с учётом последовательности формирования звукового анализа в онтогенезе, и в определённой последовательности: а) на слух, когда слово произносит логопед; б) после произнесения слова ребёнком; в) на основе слухопроизносительных представлений, например по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку.
Вычленение первого ударного гласного звука из слова Работу начинаю с уточнения артикуляции гласных звуков. Используются следующие задания: Определить первый звук в словах: утка, осень, Ира, Аня и т.д. Найди в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова. Подбери слова, которые начинаются на гласные а, у, о, и. Отбери картинки, названия которых начинаются на ударные гласные а, о, у. (Картинки: мышка, окно, улица, осы, аист, азбука, утка) К картинке подобрать букву, соответствующую первому звуку слова. (например, облако, уши) Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками. Логопед называет слово. Ученик закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением облака закрывается буквой «о». Соответствующие задания предлагаются учащимся для выделения последнего гласного в слове.
Вычленение первого согласного звука из слова Подобрать названия (на основе лексических тем), которые начинаются с заданного звука. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Назвать слова по сюжетной картинке, которые начинаются с заданного звука. Изменить первый звук слова на противоположный по звонкости и глухости. Лото «Необычные цветы». На доску прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изображением различных предметов. Из предложенных лепестков дети выбирают только те предметные изображения, названия которых начинаются с заданного звука, и прикрепляют их к контуру цветка. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
Лото «Какой первый звук?» детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков м, ш, р, и соответствующие буквы. Логопед называет слова, дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова. «Найди картинку». Детям предлагаются две карточки. На одной их них нарисован предмет, другая пустая. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
Определение конечного согласного в слове Определение согласного звука в слове провожу на обратных слогах, например ух, ах, ум. Далее предлагаю слова, сходные по составу с ранее изученными, например, ам – сам, ом – сом. Затем при самостоятельном произнесении определяется последний звук в слов (типа кот). Отбери только те картинки, в которых последним является указанный звук. При определении конечного согласного звука используют те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука
Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Уточняется, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зелёная часть полоски – конец слова. Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных – двусложных словах: например, место звука «а» в словах аист, два, мак. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом использую картинки. В дальнейшем проводится работу по определению места согласного звука в слове.
Звук связывается с буквой Показать букву, если в слове есть соответствующий звук. Повторить слово и показать соответствующую букву. Выделить из предложения слово, где есть заданный звук. Показать картинки, в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой.
Виды работ по закреплению функции фонематического анализа: Составить слова из букв разрезной азбуки. Вставить в слова пропущенные буквы Подобрать слова, где заданный звук находится на первом, втором, третьем месте. Выделить из предложения слова с определённым количеством звуков и записать его. Выбрать предметные картинки, в названии которых есть определённое количество звуков. По сюжетной картинке подобрать слова с определённым количеством звуков.
Преобразовать слова: А) добавляя звук в начале слова. Примерные слова: рот – крот, мех – смех, челка – пчелка, Оля – Коля, Аня – Ваня, осы – косы, луг – плуг; Б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, вол – волк, пар – парк, пол – полк, стол – столб; В) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом – сок – сук – суп – сух; Г) переставляя звуки: пила – липа, карп – парк, кот – кто; Игра в кубик. На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика. Вписать буквы в кружочки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать слово, которое получится (книга). Какой общий звук в словах: крот – кот, лампа – лапа?
Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова Работа со слогом В процессе письма учащиеся очень часто пропускаю гласные, это связано с тем, что при проговаривании слога лучше воспринимают согласные звуки, а гласные являются для них как оттенки согласных звук. Поэтому в слоговом анализе делается упор на гласный звук. Назвать только гласный звук. Записать гласный звук слога Придумать слог с соответствующей гласной Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву. Придумать слог, в котором гласный на первом, втором и третьем месте.
Работа со словом На начальном этапе работы со словом используют слова, в которых написание аналогично звучанию. Речевой материал даётся от односложного слова с дальнейшим увеличением слогов и разной сложности. Назвать гласные звуки в слове Записать схему слова только гласными буквами. Выделить гласные буквы из слова и положить соответствующую букву из разрезной азбуки Разложить гласные буквы под предметные картинки. Разложить картинки под схемами, на которых записаны только гласные. Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны только гласные.
Слоговой анализ и синтез на уровне слова Разделить заданное слово на слоги и сосчитать количество слогов Определить количество слогов в слове и обозначить соответствующей цифрой Разложить картинки на группы в зависимости от количества слогов Назвать слова на определённую лексическую тему, где два или три слога Выделить первый слог в названии картинки и записать его. Вставить пропущенный слог Составить слово из слогов
Изменить слова так, чтобы изменилось количество слогов (дом – дома, раки – рак) Определить слово или предложение, произнесённое по слогам. Выделить из предложения слова, состоящие из двух, трёх слогов. Выделить ударный слог Кто больше составит слов из слогов (п, ра, куш, кро, дил, шка, ко, ку, ку, вать, ри, да, пр, ри, со) Придумать слово с заданным числом слогов Придумать слово начиналось или заканчивалось на заданный слог (ма)
Коррекция специфических ошибок на уровне словосочетания, предложения и текста Работа с предложением. На этом этапе особое внимание уделяю на последовательность слов в предложении, на умение дифференцировать предлоги и приставки, для этого использую такие задания: Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём. Придумать предложение с определённым количеством слов или по схеме. Увеличить предложение, пользуясь словами подсказками или схемой. Вставить пропущенное слово Составить предложение из слов стоящих в начальной форме. Работа с деформированным предложением.
Работа с деформированным предложением. Соединить слова в предложения (Растут цветы, под ногами, висит ковёр, над нами, мошкара вилась, на зелёной полянке, листья шуршат, листья шуршат, над кроватью) Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет. Составить предложение с определённым словом. Найти ошибку в предложении (Лодка плыла к берегу. Лодка плыла берегу.) Сделать предложение короче или длиннее. Придумай к слову-предмету слово-признак. Вставить по смыслу предлоги. В предложении найди предлог – обведи кружком, а приставку выдели. Различение предлогов и приставок, раскрой скобки по образцу
Работа с текстом. Младшие школьники зачастую затрудняются выделить предложение из текста, так как у них недостаточно сформировано или не сформировано представление о предложении как о законченной мысли. Используются задания: Восстановить деформированный текст. Выделение предложений из сплошного текста. Составление текста из отдельных предложений.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза преодолевается только тогда, когда младший школьник будет совершенно отчетливо представлять себе в умственном плане звуковой состав каждого записываемого слова.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Логопедическая тема: Анализ и синтез на уровне слогов, слов и предложений....
Профилактика и коррекция фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения анализа и синтеза
Данный материал по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии может быть использован учителями-логопедами, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и на школьном логопункте....
Акустическая дисграфия и дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока у детей с нарушением речи
Акустическая дисграфия...
Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....
Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников
В статье раскрываются последовательность и виды работ по профилактике дисграфии на почве нарушени языкового анализа и синтеза у дошкольников....
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Альбом упражнений входит в комплект пособий по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позво...
Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Статья по теме "Профилактика акустической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза"...