Консультация для педагогов
консультация по логопедии

Тарасова Светлана Юрьевна

Консультация для педагогов по теме: "Артикуляционная гимнастика и её значение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Артикуляционная гимнастика и ее значение»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение,  он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами  о совместной деятельности.

И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо, нижняя челюсть. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата,                   их способности перестраиваться и работать координировано.                   Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений речевых

положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для органов аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных правильного произнесения той или иной фонемы (звука).

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

-Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, лучше перед завтраком, в течение 5-7 минут.

-Комплекс упражнений должен соблюдать определенную последовательность от простого к сложному.

-Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания для малышей); 4-5 (средний возраст; 2 – статических, 2-3 – динамических и 1 на речевое дыхание); 5-7 упражнений (старший возраст 2-3 – динамических, 2-3 статических и 1 на речевое дыхание, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз. Если дети выполняют какое – то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому чаще показывайте ребенку, как делать то, или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя!

Этапы проведения гимнастики:

-Рассказать о предстоящем упражнении, используя игровой прием.

-Показать его выполнение

-Упражнение выполняют все дети

Воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек)

Комплексы артикуляционной гимнастики  - это небольшое количество упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения бывают статические (длительное удержание позы) и динамические (чередование упражнений). При выполнении АГ(артикуляционной гимнастики) не должно быть сопутствующих движений (качание головой, пришепетывание, прихлопывание, движение глаз…). АГ должна проводится в игровой форме.  В течении 3-5 минут, не дольше. Комплексы АГ составляются на основе развития звуков в онтогенезе: гласные, свистящие, шипящие, соноры.

Артикуляционную гимнастику следует начинать с упражнений для губ,

Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.

Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, следит проводящий артикуляционную гимнастику.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо также учитывать возрастные особенности детей 

(КОМПЛЕКСЫ АГ НА ДЫХАНИЕ

  • Сдуть ватку с ладони
  • «Загнать» ватку в «ворота»
  • Задуть свечу
  • Понюхать цветок ( носом вдох, ртом – выдох)

КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

  • Игровые упражнения по уточнению артикуляции гласных звуков:
  1. качаем куклу: а-а-а
  2. гудит паровоз: у-у-у
  3. сделаем бублик: о-о-о
  4. смеёмся беззвучно: э-э-э
  5. улыбнуться : и-и-и
  • уточнение артикуляции губных звуков: м,мь,п,пь,б,бь

КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ: ( с.сь,з,зь.ц):

  • «заборчик» ( зубы вместе)
  • « улыбка» ( улыбнуться, обнажив зубы)
  • « блинчик» ( широкий язык, распластанный на нижней губе)
  • Подуть на высунутый язык на нижней губе
  • Горка ( кончик языка за нижними зубами, спинка языка выгнута. Рот открыт)
  • Накажем непослушный язычок ( широкий  язык на нижней губе, верхней губой похлопаем по нему: пя-пя-пя)

КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ( ш,ж,ч,щ):

  • Комплексы для свистящих
  • « Маляр» ( движение широким языком по небо взад перед)
  • Вкусное варенье ( широким языком облизать верхнюю губу)

КОМПЛЕКСНОЕ АГ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

  • Комплекс для свистящих;
  • Комплекс для шипящих
  • Комплекс для Л, ЛЬ
  1. « Накажем « непослушный язычок»
  2. «Блинчик»
  3. « Вкусное варенье»
  4. « Болтушка» (бл-бл-бл)
  5. «Качели» ( язык за верхние, а затем за нижние зубы)
  6. « Лошадка»
  • Комплекс для Р,РЬ
  1. « Лошадка»,
  2. « Вкусное варенье»
  3. « Болтушка»
  4. « Барабанщик» ( д-д-д)
  5. « Чистим зубы» ( гладить языком по внутренней части верхних резцов)
  6. « Грибок»

Итак, сейчас я расскажу о некоторых методах и приёмах проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

Самый распространённый прием использование картинок  Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

Возможно использование фотографий, картинок других детей с правильным показом необходимого упражнения.

Подобно сказкам можно подобрать подходящие упражнения к изучаемой лексической теме. Например, артикуляционная гимнастика к занятию по лексической теме «Домашние животные».Описание, согласно теме занятия названия упражнения:

Телёнок мычит, зовёт маму. «Улыбка» - «Трубочка»

Щенок хвастается зубами. «Заборчик»

Собака виляет хвостом. «Змейка»

Кот лакает молоко. «Вкусное варенье» Лошадка скачет. «Лошадка»

Работу над развитием артикуляционной моторики необходимо проводить систематически. Только в этом случае мы сможем помочь нашим детям.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...