Новые технологии в практике работы учителя-логопеда
статья по логопедии
Новые технологии в практике работы учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_a.v.vystuplenie.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые технологии в практике работы учителя-логопеда
Кузнецова Анна Валерьевна
Учитель-логопед
ГБДОУ д/с комбинированного вида №75
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
Логопедам-практикам хорошо известно, что коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей затрудняется сложностями восприятия и последующего воспроизведения ребенком слов сложного звукового состава. Нарушения звуко-слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование всей языковой системы ребенка в целом (лексико-грамматический и фонетико-фонематический строй речи), а также затрудняют полноценную коммуникацию.
В своей работе я использую народный детский фольклор, считаю, что в нем есть решающая закладка звуковой информации, а также он дает нам широчайший спектр использования и включения новых технологий.
Телесноориентированные техники с использованием русских народных закличек:
• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц под такую закличку:
Туман, туман, (сидят на полу – ноги в стороны)
Не стелись по лугам, (наклоняются и тянутся к правой ножке)
А стелись по болотам, (наклоняются и тянутся к левой ножке)
По крутым наволокам! (наклоняются и тянутся в середину)
• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд),
Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд),
Здравствуй друг- (берёмся одной рукой с соседом),
Здравствуй друг- (берёмся другой рукой),
Здравствуй, здравствуй дружный круг- (качаем руками).
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть –(приседаем),
Можем мы большими быть –(встаём),
Но один никто не будет (шаг вперед – плотный круг).
Нейрожесты или кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• развивают мозолистое тело,
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания.
Упражнение «Зайчик – колечко – цепочка» выполняется под потешку:
Уж ты, заинька, скок-скок, (выполняем двумя руками «зайчик»)
Уж ты, беленький хвосток! (выполняем двумя руками «колечко»)
Ты не трогай, не дери наше деревце, (выполняем двумя руками «цепочку» с переключением)
Нашу яблоньку, нашу девицу! (выполняем двумя руками «зайчик»)
Расцветет весной краше всех она, (выполняем двумя руками «колечко»)
Соберем большой урожай сполна! (выполняем двумя руками «цепочку» с переключением)
Пальцевый массаж можно проводить с использованием закличек и это не просто обращения к природным стихиям, но и выраженные в слове, в ритме, в интонации чувства, переживания, восхищение, нежность, восторг, эмоции, радость – в звучании каждой строчки, каждого слова.
Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Или:
Гром гремучий
Тресни тучи!
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Ребенок обращается к силам природы всегда вместе с другими детьми:
Свети, солнышко, нам с неба:
Чтобы год от года
Давала нам погода….
Подбираем разнообразные заклички для различных видов пальцевого массажа:
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
Пример заклички для массажа приборами Су-Джок терапии:
Цветик-цветик-семицветик,
Расскажи-ка нам о лете,
Разложи листочек-цвет,
Расскажи нам свой секрет!
Красный - ягодка клубничка, помидор,
Желтый - солнышко на небе и забор,
Синий - озеро лесное и наш дом,
А зеленый - лес и поле, всё кругом,
Небо голубое, оранжевый рассвет,
Вечер фиолетовый - вот и весь секрет!
Проговаривая при выполнении пальцевого массажа приговорки, ребенок видит назначение каждого растения, это целительная профилактика неразумных истребительских действий детей в природе (беречь растения). Приговорка – это просьба-пожелание, общение с природой один на один.
Матушка-репка, уродись крепка.
Капуста-виласта, будь пудаста.
Горох крупен и бел, бобы велики и туги.
Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове. Сама природа кричалок – тараторка, звенелка, сопелка, шумелка, ворчалка – подсказывает, что нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать, подчиняясь их бойкому ритму. Это отличный вид эмоциональных дыхательных упражнений.
Считалки среди детей в большем почете, чем другие формы фольклора. В детском исполнении они звучат как стихи, только веселые, смешные. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать все слова раздельно.
Тара-бара, домой пора,
Коров доить – тебе водить.
Я считаю, что в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества совместно с новыми технологиями. Незабываем, что основная цель фольклора – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности народного слова. Максимальная эффективность инновационных технологий с использованием малых фольклорных форм позволяет увеличить результаты логопедической работы, эмоциональную заинтересованность детей, повышает мотивацию к занятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"
Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ . Мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения на логопедических занятиях становятся достаточно привычным явление...
Проект "Тайны птичьего мира" в рамках городского творческого конкурса "Внедрение ИКТ в практику работы учителей-логопедов ДОУ"
Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам....
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда.
О проектной деятельности логопеда (кратко0...
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...