Новые технологии в практике работы учителя-логопеда
статья по логопедии

Анечка Кузнецова

Новые технологии в практике работы учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_a.v.vystuplenie.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Новые технологии в практике работы учителя-логопеда

Кузнецова Анна Валерьевна

Учитель-логопед

ГБДОУ д/с комбинированного вида №75

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Логопедам-практикам хорошо известно, что коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей затрудняется сложностями восприятия и последующего воспроизведения ребенком слов сложного звукового состава. Нарушения звуко-слоговой структуры слов отрицательно влияют на формирование всей языковой системы ребенка в целом (лексико-грамматический и фонетико-фонематический строй речи), а также затрудняют полноценную коммуникацию.

В своей работе я использую народный детский фольклор, считаю, что в нем есть решающая закладка звуковой информации, а также он дает нам широчайший спектр использования и включения новых технологий.

Телесноориентированные техники с использованием русских народных закличек:

• растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц под такую закличку:

Туман, туман, (сидят на полу – ноги в стороны)

Не стелись по лугам, (наклоняются и тянутся к правой ножке)

А стелись по болотам, (наклоняются и тянутся к левой ножке)

По крутым наволокам! (наклоняются и тянутся в середину)

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

Здравствуй правая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй левая рука (протягиваем вперёд),

Здравствуй друг- (берёмся одной рукой с соседом),

Здравствуй друг- (берёмся другой рукой),

Здравствуй, здравствуй дружный круг- (качаем руками).

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть –(приседаем),

Можем мы большими быть –(встаём),

Но один никто не будет (шаг вперед – плотный круг).

Нейрожесты или кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело,

• повышают стрессоустойчивость,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнение «Зайчик – колечко – цепочка» выполняется под потешку:

Уж ты, заинька, скок-скок, (выполняем двумя руками «зайчик»)

Уж ты, беленький хвосток! (выполняем двумя руками «колечко»)

Ты не трогай, не дери наше деревце, (выполняем двумя руками «цепочку» с переключением)

Нашу яблоньку, нашу девицу! (выполняем двумя руками «зайчик»)

Расцветет весной краше всех она, (выполняем двумя руками «колечко»)

Соберем большой урожай сполна! (выполняем двумя руками «цепочку» с переключением)

Пальцевый массаж можно проводить с использованием закличек и это не просто обращения к природным стихиям, но и выраженные в слове, в ритме, в интонации чувства, переживания, восхищение, нежность, восторг, эмоции, радость – в звучании каждой строчки, каждого слова.

Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Или:

Гром гремучий

Тресни тучи!

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Ребенок обращается к силам природы всегда вместе с другими детьми:

Свети, солнышко, нам с неба:

Чтобы год от года

Давала нам погода….

Подбираем разнообразные заклички для различных видов пальцевого массажа:

• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

Пример заклички для массажа приборами Су-Джок терапии:

Цветик-цветик-семицветик,

Расскажи-ка нам о лете,

Разложи листочек-цвет,

Расскажи нам свой секрет!

Красный - ягодка клубничка, помидор,

Желтый - солнышко на небе и забор,

Синий - озеро лесное и наш дом,

А зеленый - лес и поле, всё кругом,

Небо голубое, оранжевый рассвет,

Вечер фиолетовый - вот и весь секрет!

Проговаривая при выполнении пальцевого массажа приговорки, ребенок видит назначение каждого растения, это целительная профилактика неразумных истребительских действий детей в природе (беречь растения). Приговорка – это просьба-пожелание, общение с природой один на один.

Матушка-репка, уродись крепка.

Капуста-виласта, будь пудаста.

Горох крупен и бел, бобы велики и туги.

Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове. Сама природа кричалок – тараторка, звенелка, сопелка, шумелка, ворчалка – подсказывает, что нужно петь, кричать, выпрыгивать, вытанцовывать, подчиняясь их бойкому ритму. Это отличный вид эмоциональных дыхательных упражнений.

Считалки среди детей в большем почете, чем другие формы фольклора. В детском исполнении они звучат как стихи, только веселые, смешные. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать все слова раздельно.

Тара-бара, домой пора,

Коров доить – тебе водить.

Я считаю, что в воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества совместно с новыми технологиями. Незабываем, что основная цель фольклора – показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности народного слова. Максимальная эффективность инновационных технологий с использованием малых фольклорных форм позволяет увеличить результаты логопедической работы, эмоциональную заинтересованность детей, повышает мотивацию к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ . Мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения на логопедических занятиях становятся достаточно привычным явление...

Проект "Тайны птичьего мира" в рамках городского творческого конкурса "Внедрение ИКТ в практику работы учителей-логопедов ДОУ"

Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам....

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда.

О проектной деятельности логопеда (кратко0...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...