«Нейроигра – как современное средство обучения в коррекционной работе учителя-логопеда»
статья по логопедии (старшая группа)
в данной публикации представлен опыт работы по использованию нейроигр и нейроупражнений при коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №12»
«Нейроигра – как современное средство обучения в коррекционной работе учителя-логопеда»
Крайнова Елена Владимировна
учитель-логопед
Педагогический стаж – 26 лет
1 квалификационная категория
г.Богородск
2023
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
В настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с общим недоразвитием речи.
Процесс постановки, автоматизации, дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный, зачастую однообразный. Моя задача сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Очень хочется детей удивить, увлечь, вызвать положительные эмоции.
Для решения этой проблемы в отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Одним из эффективных методов работы является нейроигра. Применение нейроигр и нейроупражнений в коррекционной работе мы рассматривали на районном методическом объединении. Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Поняв значимость нейроупражнений при коррекции речевых нарушений, я решила использовать их в своей работе.
Я использую нейроигры на всех этапах коррекционной работы.
На подготовительном этапе, цель которого активизация, развитие артикуляционного аппарата, к движениям языка, губ, мы добавляем движения рук.
- Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения язык двигается одновременно с пальчиками, ладонью, глазами.
На этапе автоматизации изолированных звуков применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.
Упражнение «НейродорожкаУпражнение «Нейроладошки»:
Упражнение «Найди и назови»: ребенок одновременно на левой и правой части игрового поля находит одинаковые картинки и правильно их называет. Данное упражнение отрабатывает звук в словах, ребенок учится распределять внимание.
Очень нравятся детям Нейроклассики, нейродорожки, потомучто здесь можно активно подвигаться. Прыжки, перешагивания, другие движения сочетаются с проговариванием речевого материала.
Нейроигры и упражнения эффективны на занятиях, для закрепления лексического материала, на занятиях по обучению грамоте, в качестве фмзкультминуток.
Чтобы моя работа была более эффективной, мне было необходимо привлечь к этому процессу родителей. Для этого были проведены консультации, обучающие занятия, на которых родители познакомились с нейроиграми и упражнениями, и их значением в речевом развитии детей. При проведении мастер-классов родители учились изготавливать игры и пособия, а на совместных занятиях с детьми учились применять их дома.
Родителей так заинтересовались, что сами стали предлагать различные варианты игр. Благодаря их инициативе предметная среда кабинета и групп пополнилась новыми играми.
Нейроигры и нейроупражнения легко интегрируются в образовательный процесс другими специалистами детского сада.
Подводя итог, можно отметить, что систематическое использование нейроигр в коррекционной работе оказывает положительное влияние на процесс обучения. Нейроигры и нейроупражнения - это интересный вид совместной деятельности учителя - логопеда, воспитателя, родителей и ребенка. На мой взгляд, нейроигры – это современная, эффективная игровая технология, позволяющая активизировать речевые возможности детей с ОНР.
Изучив научное обоснование и практический опыт педагогов, совместно с воспитателями логопедических групп было принято решение использования в коррекционной работе с детьми с ОВЗ нейроигр и нейроупражнений.
Наметив цели и задачи, выявив отсутствие достаточной информированности родителей по данной теме, определили основные направления: познакомить родителей с нейропсихологическим подходом в коррекционной работе, объяснить для чего необходим; научить использовать нейроигры, учитывая дефекты звукопроизношения и интересы ребёнка. В связи с этим было проведено множество познавательных, обучающих мероприятий: консультация «Поиграй со мной», семинар –практикум «Нейроигра – как средство развития речи детей», мастер-класс для родителей и воспитателей по изготовлению нейроигр, выставка игр «Играем весело».
Такие игры легко изготовить самостоятельно, при этом не требуется больших финансовых затрат. Их можно использовать для индивидуальной, так и для подгрупповой работы, они многофункциональны, вариативны. Нейроигры – это продукт совместной деятельности детей и родителей, что позволяет активно привлечь взрослого в процесс обучения и развития ребенка. В этом особая значимость нейроигр.
Данной проблемой я занимаюсь уже три года, и за это время среда кабинета, логопедической группы пополнилась разнообразными нейроиграми и пособиями. Создана картотека игр, которая постоянно пополняется, в том числе и авторскими разработками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ . Мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения на логопедических занятиях становятся достаточно привычным явление...
Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"
Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"...
План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...
Современные педагогические технологии в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ с детьми ОВЗ
Представляем вашему вниманию материал педагогических технологий в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ в Дошкольном образовании....
Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
Все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой....
Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта
Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...
Использование элементов биоэнергопластики как один из современных подходов к организации коррекционной работы учителя – логопеда.
Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха....