«Нейроигра – как современное средство обучения в коррекционной работе учителя-логопеда»
статья по логопедии (старшая группа)

Крайнова Е.В.

в данной публикации представлен опыт работы по использованию нейроигр и нейроупражнений при коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12»

«Нейроигра – как современное средство обучения в коррекционной работе учителя-логопеда»

Крайнова Елена Владимировна

учитель-логопед

Педагогический стаж – 26 лет

1 квалификационная категория

г.Богородск

2023

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

 а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

В настоящее время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей  с общим недоразвитием речи.

Процесс постановки, автоматизации,  дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный, зачастую однообразный. Моя задача сделать  занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей.  Очень хочется  детей удивить, увлечь, вызвать положительные эмоции.

Для решения этой проблемы в отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы.  Одним из эффективных методов работы является нейроигра. Применение нейроигр и нейроупражнений в коррекционной работе мы рассматривали на районном методическом объединении. Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

В процессе применения  нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

        Поняв значимость нейроупражнений при коррекции речевых нарушений, я решила использовать их  в своей работе.

Я использую нейроигры на всех этапах коррекционной работы.

На подготовительном  этапе, цель которого активизация, развитие артикуляционного аппарата, к движениям языка, губ, мы добавляем движения рук.

  • Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения    язык двигается  одновременно с пальчиками, ладонью, глазами.

На этапе автоматизации изолированных звуков применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.

Упражнение «НейродорожкаУпражнение «Нейроладошки»:

Упражнение «Найди и назови»: ребенок одновременно на левой и правой части игрового поля находит одинаковые картинки и правильно их называет. Данное упражнение отрабатывает звук в словах, ребенок учится распределять внимание.

Очень нравятся детям Нейроклассики, нейродорожки, потомучто здесь можно активно подвигаться. Прыжки, перешагивания, другие движения сочетаются с проговариванием речевого материала.

 Нейроигры и упражнения эффективны на занятиях, для закрепления лексического материала, на занятиях по обучению грамоте, в качестве фмзкультминуток.

Чтобы моя работа была более эффективной, мне было необходимо привлечь к этому процессу родителей. Для этого были проведены консультации, обучающие занятия, на которых родители познакомились с нейроиграми и упражнениями, и их значением в речевом развитии детей. При проведении мастер-классов родители учились изготавливать игры и пособия, а на совместных занятиях с детьми учились применять их дома.

Родителей так заинтересовались, что сами стали предлагать различные варианты игр. Благодаря их инициативе предметная среда кабинета и групп пополнилась новыми играми.

Нейроигры и нейроупражнения легко интегрируются в образовательный процесс  другими специалистами детского сада.

Подводя итог, можно отметить, что систематическое использование нейроигр в коррекционной работе оказывает положительное влияние на процесс обучения. Нейроигры и нейроупражнения - это интересный вид совместной деятельности учителя - логопеда, воспитателя, родителей и ребенка. На мой взгляд,  нейроигры – это современная, эффективная игровая технология, позволяющая активизировать речевые возможности детей с ОНР.

Изучив научное обоснование и практический опыт педагогов, совместно с воспитателями логопедических групп было принято решение использования  в коррекционной работе с детьми с ОВЗ нейроигр и нейроупражнений.

 Наметив цели и задачи, выявив отсутствие достаточной информированности родителей по данной теме, определили основные направления:  познакомить родителей с нейропсихологическим подходом в коррекционной работе, объяснить  для чего необходим;  научить  использовать нейроигры, учитывая дефекты звукопроизношения и интересы ребёнка. В связи с этим было проведено множество  познавательных, обучающих мероприятий: консультация «Поиграй со мной», семинар –практикум «Нейроигра – как средство развития речи детей», мастер-класс для родителей и воспитателей по изготовлению нейроигр, выставка игр «Играем весело».

Такие игры легко изготовить самостоятельно, при этом не требуется больших финансовых затрат. Их можно использовать для  индивидуальной, так и для подгрупповой работы, они  многофункциональны, вариативны. Нейроигры – это продукт совместной деятельности детей и родителей, что позволяет активно привлечь взрослого в процесс обучения и развития ребенка. В этом особая значимость нейроигр.

Данной проблемой я занимаюсь уже три года, и за это время среда кабинета, логопедической группы пополнилась разнообразными нейроиграми и пособиями. Создана картотека игр, которая постоянно пополняется, в том числе и авторскими разработками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ . Мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения на логопедических занятиях становятся достаточно привычным явление...

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Современные педагогические технологии в коррекционной работе учителя-логопеда в ДОУ с детьми ОВЗ

Представляем вашему вниманию материал педагогических технологий в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ в Дошкольном образовании....

Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой....

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...

Использование элементов биоэнергопластики как один из современных подходов к организации коррекционной работы учителя – логопеда.

Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха....