Методы и средства, используемые в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Словохотова Лариса Геннадьевна

Методы и средства, используемые в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Рекомендации для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и средства, используемые в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Рекомендации педагогам и родителям

Учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Словохотова Лариса Геннадьевна

        

Дорогие коллеги и родители!

Предлагаю вашему вниманию методы, пути и средства для обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра.

«Метод «Визуальные поддержки» в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Что это?

Метод «Визуальная поддержка» – это использование изображений (картинок, надписей, указателей и др.) для улучшения восприятия и понимания информации.

Почему визуальная поддержка важна?

1. Может помочь в обучении и воспитание детей с РАС социальным правилам во время взаимодействия с другими людьми.

2. Использование метода позволяет снизить проблемное поведение, возникшее из-за трудностей с коммуникацией и пониманием правил.

3. Может быть средством развития языковых и социальных навыков.

4. Применение метода способствует улучшению памяти, внимания, определения последовательности событий во времени, повышению мотивации.

Как пользоваться?

1. Следует иметь в виду, что область дефицита не всегда может быть определена с первого взгляда.

2. Эффективность той или иной стратегии определяется методом проб и ошибок.

3. Не стоит отказываться от применения того или иного вида визуальной поддержки только потому, что вы не уверены, что она поможет вашему ребенку. Пробное использование новой поддержки не может причинить вред.

4. Если вы не видите положительной динамики после применения определенного вида поддержки в течение двух недель, отмените ее, чтобы ребенок не учился полагаться на ненужную ему помощь.

Доска «Сейчас – Потом»

Что это?

Доска «Сейчас – Потом» – это визуальная последовательность из двух изображений, с целью сообщения предстоящих и действующих событий.

Для чего?

Доска используется при обучении ребенка с РАС новым навыкам и следованию правил. Использование доски формирует мотивационную сторону поведения, обучает ребенка понимать ступенчатость действий. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной деятельности.

Как пользоваться?

1. Решите, какое задание ребенок должен выполнить сначала (это будет изображение под надписью «сначала»), и какое приятное занятие или награда ждет его сразу же после выполнения (картинка под надписью «потом»). То, что следует «потом» должно быть достаточно мотивирующим, только тогда есть высокая вероятность, что ребенок будет следовать вашей инструкции.

2. Расположите на доске изображения (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые символизирует первое и второе занятие. Для размещения изображений можно использовать канцелярскую ленту- «липучку».

 3. Покажите доску ребенку вместе с короткой устной инструкцией. Старайтесь употреблять как можно меньше слов, начните со слова «сначала». Например: «Сначала надень ботинки, потом качели».

4. По необходимости напоминайте ребенку о доске во время выполнения задания. Например: «Еще один ботинок, потом качели».

5. Когда задание «сначала» выполнено, снова привлеките внимание ребенка к доске. Например: «Ты надел ботинки, теперь качели!». Немедленно предоставьте ребенку обещанный предмет или доступ к приятному занятию.

6. Для того, чтобы дети с РАС начали ценить доску «Сейчас – Потом», они должны получать приятное занятие или желанный предмет сразу же после выполнения задания «сначала». В противном случае ребенок больше не будет доверять тому, что изображено на доске.

Что делать, если возникло проблемное поведение? 

Если возникает проблемное поведение, продолжайте физически подсказывать ребенку выполнение задания «сначала». Сосредоточьте внимание на выполнении задания, а не на проблемном поведении. После этого все равно важно предоставить приятное занятие или желанный предмет, так как целью доски было выполнение задания «сначала», а не работа с проблемным поведением.

Если вы считаете вероятным возникновение проблемного поведения, то поначалу включайте в доску «Сейчас – Потом» только те задания, которые ребенок выполняет с легкостью и охотно.

Если вам сложно контролировать проблемное поведение ребенка, то, возможно, вам нужна помощь поведенческого консультанта.

Визуальное расписание

Что это?

Визуальное расписание – это наглядное отображение серии картинок и/или надписей, раскрывающих последовательность действий.

Для чего?

Расписание способствует формированию у ребенка с РАС навыка самостоятельности при выполнении деятельности, основанной на этапности, и требует последовательности при выполнении действий. Позволяет снизить тревожность и сократить проявления протестов и некоторых форм нежелательного поведения.

Расписание можно использоваться для структурирования самостоятельности игровой деятельности, а также для обозначения распорядка дня/урока.

Как пользоваться?

1. После того, как ваш ребенок понял концепцию визуальной последовательности благодаря доске «Сейчас-Потом», вы можете переходить к более сложным расписаниям для различных событий в течение дня.

2. Решите, изображения каких занятий должны быть в вашем расписании. Выбирайте только те занятия, которые действительно произойдут в данной последовательности. Старайтесь, чтобы в расписании чередовались приятные и не очень желательные для ребенка события.

3. Расположите на расписании изображения выбранных событий (в виде фотографий, рисунков, написанных слов). Расписание может быть переносным, например, для него можно использовать специальную папку или канцелярский планшет. Дома расписание можно расположить на постоянном месте, например, на холодильнике или стене.

4. Ребенок должен увидеть расписание до начала первого события согласно расписанию. Во время остальных событий расписание должно оставаться в зоне видимости ребенка.

5. Когда должно начаться событие согласно расписанию сделайте подсказку с помощью короткой инструкции. Например, скажите: «Проверь расписание». Это поможет ребенку обратить внимание на следующее событие. Поначалу вам может понадобится физически направлять ребенка, чтобы он сверялся с расписанием (например, мягко подвести его за плечи к расписанию и указать на нужное событие его рукой). Постепенно вы будете уменьшать физические подсказки, чтобы ребенок начал самостоятельно пользоваться расписанием.

6. Когда задание выполнено, подскажите ребенку снова свериться с расписанием, используя описанную выше процедуру, и переходите к следующему занятию.

7. Хвалите ребенка и/или предоставляйте ему иные поощрения за то, что он следует своему расписанию, выполняет указанные в нем задания и переходит к следующим. Полезно использовать таймер, чтобы ребенок понимал, когда пора переходить к следующему занятию.

8. Учите ребенка гибкости, добавляя в расписание неизвестное или неожиданное событие (например, с помощью карточки «ой!» или «сюрприз»). Начинайте обучение этой концепции, делая сюрпризом что-то приятное и желанное. Постепенно начинайте использовать карточку для любых неожиданных перемен в расписании.

Что делать, если возникло проблемное поведение?

Если возникло проблемное поведение, то продолжайте физически подсказывать ребенку, чтобы он выполнил текущее задание. Сосредоточьте внимание на задании, а не на проблемном поведении. Затем переходите к следующему заданию согласно расписанию, если следом идет приятное занятие, то все равно предоставьте его, поскольку цель расписания — выполнение указанных заданий, а не работа с проблемным поведением.

Если вы считаете, что есть вероятность возникновения проблемного поведения, то в начале обучения включайте в визуальное расписание только те задания, которые ребенок выполняет с легкостью и охотно.

Если вам сложно контролировать проблемное поведение ребенка, то, возможно, вам нужна помощь поведенческого консультанта.

Визуальные правила/подсказки

Что это?

Визуальные правила/подсказки – это наглядное отображение правил поведения в определенной ситуации и способ сообщения ребенку о его поведение.

Для чего?

Использование визуальных правил необходимо для обозначения физических ограничений и коротких просьб. Визуальные подсказки могут использоваться для формирования самостоятельности в применении разнообразных навыков.

Как пользоваться?

1. Начинайте обучать этим визуальным подсказкам в непродолжительных, ясных и простых ситуациях.

2. Как только ваш ребенок начнет лучше понимать смысл этих подсказок, вы сможете использовать их в более продолжительных ситуациях с более абстрактными правилами.

3. Физические границы. Установите визуальную подсказку там, где физические границы уже обозначены (например, на дверь) и обращайте на нее внимание, во время следования правилу. Например, когда ребенок останавливается у двери, покажите на знак «стоп» и скажите: «Стоп». Похвалите ребенка или предоставьте ему поощрение за то, что он следует знаку. После того как вы научили ребенка такой концепции, начинайте использовать знак во время других занятий, где есть физические границы, но они не так очевидны. Например, карточка «стоп» может обозначать границу игровой площадки.

4. Ограниченная доступность. Решите, сколько раз или как долго будет доступен тот или иной предмет. Укажите это с помощью визуальной подсказки, например, если ребенок может выпить только 3 пакетика сока в течении дня, расположите на холодильнике 3 карточки с пакетиком сока. После того как предмет больше не доступен, используйте визуальные подсказки, чтобы это объяснить. Например, покажите ребенку, что больше не осталось пакетиков с соком на холодильнике.

5. Ожидание. Начните показывать символ «жди» на очень короткий промежуток времени перед тем, как ребенок сможет получить желанный предмет или доступ к желанному занятию. Можно использовать карточку «жди» вместе с таймером. Пусть ребенок обменяет карточку «жди» на предмет или доступ к занятию. Например, когда ребенок просит перекусить, дайте ребенку карточку «жди», установите таймер на 10 секунд, а затем похвалите ребенка за ожидание и обменяйте еду на карточку. Постепенно увеличивайте продолжительность времени и варианты ситуаций, в которых ребенку приходится ждать каких-то предметов или занятий.

Что делать, если возникло проблемное поведение?

Если вы думаете, что вероятно проблемное появление, знакомьте ребенка с визуальными правилами во время несложных ситуаций с простыми ожиданиями. Если возникло проблемное поведение, то следуйте обозначенным правилам. Хвалите ребенка за любое следование правилу, а не переключайте внимание на проблемное поведение.

Календари/планеры

Что это?

Календари/планеры – это специальная таблица, в которой все дни года разделены на месяцы и недели. Числа в таких календарях прикрепляются с помощью ленты-липучки или магнита.

Для чего?

Можно использовать для отображения периодов времени и планируемых результатов, а таже для формирования навыка представлений о времени и понимания временных отношений.

Как пользоваться?

Обучение рекомендуется начать с простого однодневного календаря: по окончании текущего дня ребенку необходимо убрать лист.

Начните с простого календаря и постепенно адаптируйте его к новым возможностям ребенка, появляющимися по мере развития у него представления о временном промежутке.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек

Что это?

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек является одним их основных способов общения. В основе этой системы лежит обучение ребенка спонтанно инициировать общение с помощью обмена карточками.

Для чего?

Применение данной системы не только помогает детям научиться общаться, но и также способствует развитию вокальной речи - на определенном этапе использования карточек ребенок может начать произносить слова вслух.

Также, применение карточек может помочь окружающим лучше понимать ребенка, способствует развитию многих речевых навыков (понимания речи, ведения диалога, понимания прочитанного), и может применяться в качестве метода коррекции нежелательного поведения, как тренинг функциональной коммуникации или как метод формирования таких навыков, как умение спокойно ждать, умение спокойно отказываться и принимать отказ, следование визуальному расписанию, и т.п.

Как пользоваться?

Введение системы общения с помощью карточек осуществляется по протоколу, разработанному доктором Энди Бонди и Лори Фрост.

Протокол содержит несколько этапов обучения, и включает подробные инструкции о том, как именно вводить систему и обучать ребенка общаться с помощью карточек. И, несмотря на это, использование карточек может быть очень ограниченным - не в силу способностей ребенка, а потому, что некоторые детали протокола применяются неверно, и это затрудняет овладение ребенком данной системой.

Социальные истории

Что это?

Социальные истории – это специально созданные для определенного человека истории, которые помогают понять социальную ситуацию и то, что делать в этой ситуации. Социальные истории представляют собой краткий иллюстрированный рассказ.

Цель социальных историй заключается в обучении ребенка в наглядной форме использовать тот или иной социальный навык.

Для чего?

1. Многие дети хорошо поддаются визуальному обучению, им нравятся социальные истории, потому, что они записаны. Социальные истории также могут быть проиллюстрированы.

2. Социальные истории преподносят информацию буквальным, конкретным образом, что может улучшить понимание ребенком ранее неоднозначных и трудных для него ситуаций.

3. Социальные истории могут помочь в понимании последовательностей (что за чем идет в серии действий) и исполнительной деятельности (планирование и организация), с чем аутичные дети часто испытывают трудности.

4. Предоставляя информацию о том, что может произойти в конкретной ситуации, а также некоторые рекомендации по поведению, вы можете помочь структурированию поведения и образа мышления ребенка, тем самым уменьшив уровень его тревожности.

Как пользоваться?

1. Давайте ребенку социальные истории в то время, когда он спокоен и расслаблен. Никогда не используйте социальные истории как наказание за плохое поведение.

 2. Будьте честными и прямолинейными, когда представляете ребенку социальную историю. Скажите, что написали ее специально для него, опишите ее содержание, предложите прочитать ее вместе.

3. Просматривайте историю так часто, как необходимо. Некоторые – раз в день, некоторые только в тех ситуациях, для которых они были написаны.

4. Сохраняйте положительное, подбадривающее и терпеливое отношение, когда просматриваете или обсуждаете социальную историю с ребенком.

5. Во время чтения истории сохраняйте спокойный и дружелюбный тон голоса, убедитесь в том, что окружающая среда тихая, комфортная, и вокруг нет отвлекающих факторов.

6. Привлекайте других в чтение социальных историй в случае необходимости (например, к чтению истории на тему школы может быть привлечен школьный учитель).

7. Давайте только одну историю за один раз и убедитесь, что ребенок не перегружен информацией.

После достижения желаемого результата, постепенно отходите от социальной истории. Увеличьте промежутки между ее чтением или измените содержание этой истории, постепенно отражая в ней новые необходимые навыки. Однако, во втором случае нужно быть осторожным, т.к. некоторые дети могут беспокойно отреагировать на изменения привычного текста истории.

Сhecklist

Что это?

Сhecklist — это эффективное средство для запоминания последовательности различных действий, составления списка необходимых действий.

Чек-лист может содержать текстовые обозначения для детей умеющих читать, для детей у которых данный навык отсутствует возможно использование картинок/изображений. Ребенок может отмечать пункты списка по мере выполнения действия.

Для чего?

Использование чек-листов целесообразно вводить в постоянную практику, т.к. они дают возможность последовательно выполнять один шаг за другие, делая соответствующие отметки.

 Как пользоваться?

В зависимости от уровня развития навыков ребенка пункты списка могут быть представлены в виде текста или в иллюстрированном виде либо их можно комбинировать.

В начале работы целесообразно включать в такой список всего одну задачу, которую ребенок может выполнить самостоятельно. По мере освоения принципов использования проверочного списка число пунктов в списке можно постепенно увеличивать.

Опорные схемы

Что это?

Опорные схемы – графический органайзер для организации информации.

Такие схемы могут быть простыми, отражающие основные понятия, и сложными, позволяющими представить в визуальной форме более комплексные понятия.

Для чего?

Опорные схемы помогают упорядочить свои мысли, организовать все свои идеи в систематическом виде, выстроить ответ, объяснить материал, составить рассказ и т.п.

Как пользоваться?

1. Начать необходимо с заполнения всех элементов схемы, включая текст. По мере освоения принципа использования, объем текста, написанного взрослым, можно уменьшить, и увеличить долю записей, которые выполнить ребенок.

2. Убедитесь, что на схеме достаточно свободного места, чтобы писать (возможно использование изображений).

3. Использование цветовой маркировки в опорных схемах способствует лучшему запоминанию.

4. Определите количество информации, которое необходимо включить в схему.

УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Использование методов и приемов нейропсихологии в коррекционной работе учителя-логопеда.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи часто отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Детям присуще отставание в развитии дви...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время   существует множество традиционного  практического материала для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,  применение которых способст...

Практика коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в ДОУ

Приоритетная цель реализуемой учителем-дефектологом коррекционно-развивающей работы c детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: формирование навыков самостоятельной целенаправленной деятел...

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"

Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

«Нейроигра – как современное средство обучения в коррекционной работе учителя-логопеда»

в данной публикации представлен опыт работы по использованию нейроигр и нейроупражнений при коррекции речевых нарушений у дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30786775","att...