Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: "Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Создание условий для закрепления и систематизирования усвоенных детьми знаний, умений и навыков сформированных на занятиях по речевому развитию и обучению грамоте. в течение учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_tema_nasekomye.docx | 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Насекомые»
Цель занятия: Создание условий для закрепления и систематизирования усвоенных детьми знаний, умений и навыков сформированных на занятиях по речевому развитию и обучению грамоте. в течение учебного года.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепление представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых
- Систематизировать знания детей по лексической теме «Насекомые»
- Формирование обобщающего понятия насекомые
- Совершенствование грамматического строя речи : согласование существительных с числительными в роде и числе, употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами , составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом «потому что»,образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительным (-ищ) суффиксами.
- Продолжать упражнять в подборе слов-антонимов.
- Продолжать обучение составлению описательного рассказа о насекомом по данному плану.
- Совершенствование навыка звуко-слогового анализа слов.
- Стимулирование речевой активности.
- Продолжать учить делить слова на слоги, выделять первый звук из слов.
Коррекционно-развивающие задачи :
Продолжать развивать:
- связную речь;
- фонематическое восприятие;
- зрительное внимание и восприятие;
- тонкую и общую моторику;
- работу по развитию правильного физиологического дыхания;
- логическое мышление, внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи :
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание бережного отношения к природе.
- Совершенствовать навыки коммуникативного общения.
- Формирование самоконтроля за речью.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением насекомых, насекомые-игрушки, демонстрационные карточки «Цветы»,цветочная поляна(макеты цветов - ромашка, мак, одуванчик, клевер, василёк, колокольчик), раздаточные карточки с разным количеством одинаковых насекомых. . Бабочки на ниточках,коробки с символами для звуко-слогового анализа, магнитно-маркерная доска-мольберт; демонстрационные схемы для звуко-слогового анализа, буквы; мяч, мнемо-таблица для составления описательного рассказа-загадки по теме «Насекомые»,игра «4-й лишний»,лупа.
Предварительная работа: формирование представлений о насекомых, разучивание физкультминутки «Кузнечики»,чтение художественной литературы, наблюдение за насекомыми на территории детского сада.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед и дети входят в группу.
Логопед: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости.
Поздоровайтесь с ними (здороваются).
Логопед: Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч обратно всё это производится одновременно со словесным подбором слов-антонимов):
Игра «Скажи наоборот»
Комар злой, а бабочка, наоборот, – добрая.
Шмель большой, а божья коровка… – маленькая.
Пчела полезная, а муха… – вредная.
Оса живет на улице, а таракан… – дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… – ползает.
Жук жужжит, а мошка… – молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… – медленно.
У мухи крылья короткие, а у стрекозы…-длинные.
У бабочки усы тонкие, а у жука …- толстые.
II. Сообщение темы.
Логопед: Кто такие комар, муха, кузнечик, бабочка?
Дети: Насекомые.
Логопед: А каких насекомых вы еще знаете?
Дети: Стрекоза, муравей, таракан и т.д.
Логопед: - Скажите, пожалуйста, зимой можно увидеть на улице насекомых? Почему?
- Когда же насекомые просыпаются и появляются на улице?
- Сейчас какое время года, ребята?
- Правильно, весна. К нам в гости прилетели насекомые и они нам приготовили много интересных игр, вы должны быть внимательными, сообразительными, и конечно у вас должно быть хорошее настроение. А насекомые приготовили для нас сюрприз, о котором мы узнаем в конце занятия.
III. Основная часть.
1. Игра “Сосчитай-ка”.
Логопед: Кто же первый с нами поиграет? Узнаем об этом отгадав загадку.
У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка.)
Давайте поиграем в игру “Сосчитай-ка”.
Согласование числительных с существительными
Логопед: Божья коровка просит вас помочь ей сосчитать насекомых. Подойдите к своим местам и раз, два, три карточку переверни.
Дети считают насекомых на раздаточных карточках и составляют предложения.
У меня 2 шмеля. У меня 5 стрекоз. И т.д.
Посадка детей.
2.Развитие неречевого дыхания игра “Бабочка лети”
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру “Бабочка лети”. Бабочки порхают в небе красиво. Давайте поможем бабочкам взлететь (дети выбирают бабочек). Не забываем выполнять правила: плечи не поднимаем, щёки не надуваем (дети дуют 5 раз).
3. «4-й лишний.» Развитие логического мышления.
Употребление сложных союзов «потому что»
Самого не видно,
а песню слышно;
Летит, пищит,
случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар.)
Логопед: Комар предлагает поиграть в игру «4-й лишний»
Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?
Кузнечик, жаба, муха, таракан
Пчела, оса, улей, шмель
Стрекоза, бабочка, муравей ,комар
Давайте еще раз произнесем слова, обозначающие лишние картинки и определим какой же первый звук в каждом из этих слов.
Дети: Произносят слова и определяют первый звук.(ж,у,к)
Какое слово получилось?
Теперь составьте звуковую схему слова «жук»
4.Звуко-слоговой анализ слова «жук»:
- количество слогов; правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»
- количество звуков;
- количество согласных звуков;
- количество гласных звуков;
Убираем схемы.
5.Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела.)
Игра «Разноцветные ромашки.» Слоговой анализ
Логопед предлагает рассадить насекомых по цветам в зависимости от числа слогов в названии. На доску вывешиваются демонстрационные карточки «Цветы» (красный, голубой, фиолетовый)
Слушай внимательно и не зевай сколько слогов мне называй
IV.Физкультминутка
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.(кузнечик)
Логопед: Кузнечик предлагает нам подвигаться
«Кузнечики» – координация речи с движением.
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок. Стоп, сели
Травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко!
Дети выполняют движения по тексту.
6.Игра «Кто где спрятался?»
Логопед: Вы уже сказали ,что сейчас весна ,а какое сейчас месяц?
Дети: Май.
Логопед: А какая погода?
Ответы детей.
Логопед: В такую погоду хорошо гулять. И мы сейчас с вами отправимся на полянку.
Глаза закрой и повернись,
И на полянке очутись.
Дети выполняют движения по тексту.
Логопед: Ой. какая красивая полянка! Вам нравится ?
Назовите какие цветы на ней растут?
Дети :Мак ,ромашка, одуванчик, василёк, клевер, колокольчик.
Логопед: Послушайте загадку.
Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи.
Летит — стрекочет. (Стрекоза.)
Логопед: Ребята , стрекоза говорит мне, что здесь на полянке спрятались насекомые . Давайте найдём их. Но каждый из вас пусть запомнит, где сидит насекомое.
Дети ищут насекомых (игрушки ) и снова выстраиваются полукругом. Составляют предложения, используя простые предлоги.
На каком цветке сидит пчела?
Под каким цветком сидит бабочка-коробочка?
Около какого цветка присела муха?
Между какими цветами сидит жук-носорог?
Над каким цветком летает стрекоза?
Под что спрятался таракан?
7. Игра «Насекомые- великаны»
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель? ...
(Муравей.)
Логопед: А теперь, ребята, муравей приглашает вас поиграть. «Насекомые- великаны»
Употребление слов с увеличительными оттенками.
Это не муравей, а муравьище.
Это не жук, а жучище.
Это не комар, а комарище.
Это не пчела, а пчелище.
Это не клоп, а клопище.
Это не таракан, а тараканище.
А у них не лапы ,а лапищи
Не усы ,а усищи
Не голова ,а головища
Не челюсти, а челюстище
Не брюшко, а брюшище…
8.Игра «Назови ласково.»
Всем нам нравится, когда нас называют ласково. Давайте и мы назовём насекомых, которых нашли, ласково:
муравей –
стрекоза –
жук –
пчела –
шмель –
комар –
богомол –
мотылёк –
мошка –
9.Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе).
Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский ... (Жук.)
У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют пестрокрылой.
У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют … (большеглазой).
У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусый).
- Молодцы!.
Давайте закроем глазки, возьмёмся за руки и скажем:
«Раз, два, три- волшебный лучик в группу нас перенеси».
10.Составление описательного рассказа о насекомом по плану-схеме
Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый
Опускает хоботок,
В распустившийся цветок. (шмель)
Логопед: Ребята, шмель хочет услышать, что вы знаете о насекомых. Посмотрите на изображения насекомых. Давайте мы о них расскажем.
А рассказывать будем по такому плану:
- Шмель - это насекомое.
- У него есть голова, грудь и крылья. Бывает это насекомое разных размеров- и больших и маленьких.
- Окрас у него яркий, красивый, разноцветный.
- Живет он на лесных полянках, в траве.
- С помощью хоботка это насекомое пьет цветочный нектар.
- Шмель – полезное насекомое, так как опыляет растения, переносят пыльцу с цветка на цветок
Дети составляют 4-5 рассказов о насекомых.
V. Итог занятия.
Логопед: Куда мы сегодня совершили путешествие? Каких насекомых можно встретить на лесной полянке? Как нужно относиться к таким красивым местам, как лесная полянка?
Молодцы, ребята, вы все сегодня очень постарались.
Что вам запомнилось сегодня больше всего?
И последняя загадка
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул - и улетел! (бабочка)
Логопед: Бабочка принесла нам изображения бабочек, но к сожалению они неяркие, неразноцветные. Дома вы их превратите в самых красивых бабочек в мире.
Насекомые благодарны вам за бережное отношение к ним. За то, что вы с ними только поиграли и не обижали. И полянка благодарна за то, что вы не вытаптывали на ней цветы и не рвали их. Поэтому насекомые приготовили для вас ещё один сюрприз.
Тренировка мышц глотки и мягкого неба.
- Ребята, мы с вами уже знаем, что многие насекомые питаются нектаром цветов, растений, в том числе и бабочки, и пчелы, и шмели.
И у меня для вас, приготовлен тоже, так называемый нектар, сок. Предлагаю представить себя каким-нибудь насекомым: красивой бабочкой или мохнатым шмелем, и угоститься маленькими глоточками этим чудесным соком.
Попрощаемся с нашими гостями.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей логопедической группе «КАК ДЕТЕНЫШИ В ДЕТСКИЙ САД ХОДИЛИ»
На занятии в игровой форме дети закрепляют знания о домашних животных и их детенышах, учатся использовать в речи падежные конструкции....
Логопедическое занятие в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме "Насекомые" с использованием ИКТ.
В конспекте представлен материална обогащение словаря по теме, множество лексических игр и заданий , интересные подвижные физминутки , а так же упражнения на релаксацию....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий на тему: «Насекомые»
Цель: развитие навыка употребления различных грамматическихкатегорий на основе лексической темы «Насекомые».Задачи:-Уточнить и обобщить знания детей о насекомых;- Расширять и активизироват...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».
конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...
Конспект итогового занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Весёлое путешествие"
Материал предназначен для педагогов, работающих над проблемой преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР....
Конспект итогового занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «В поисках клада»
Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года....