Животные Арктики
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Дмитриева Мария Михайловна

Активизация словаря по теме "Животные Севера", развитие грамматического строя речи, мелкой и общей моторики, фонематических функций (Звук С)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umka_ishchet_druga._zvuk_s.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

 «Умка ищет друга».

 

Используемые образовательные технологии:

  • Игровая технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровье-сберегающая технология.

                                             

                                           Автор-составитель: учитель-логопед

Дмитриева М.М.

Санкт-Петербург

2024

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Расширять и активизировать словарь по теме "Животные Арктики и их детеныши";
  • Закреплять знания о животных и их детенышах;
  • Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Закрепить артикуляционно-акустические характеристики звука [С].
  • Развивать плавный длительный выдох.
  • Работать над развитием зрительного и слухового внимания.
  • Работать над развитием фонематических функций.
  • Упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
  •  Формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;
  • Упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных.
  • Употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже.
  • Развивать связную речь.
  • Формировать зрительные образы букв.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать пространственные представления

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  •  Воспитывать уважение детей друг к другу,  доброжелательность и  отзывчивость. 
  • формирование навыков сотрудничества

Оборудование: картинки с изображением животных Арктики, игрушка: белый медведь, мячик-снежок, картинки со звуком [С], камешки, письмо, карта путешествия, снежинки белого, голубого, синего, зеленого и красного цветов, картинка с изображением горы и частей тела животных, таблица с пропущенными картинками, шнурки, разрезная картинка, картинка с изображением Умки.

Реализуемая образовательная область:  речевое развитие.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Физическое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.

Ход совместной деятельности:

I.        Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Скажите, какое время года у нас сейчас?  Правильно –зима.  Назовите приметы зимы.

Дети называют и садятся на места.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Раздается стук в дверь.

Л: Интересно, кто это?

Смотрите, нам принес почтальон какое-то письмо. А в конверте лежит что-то непонятное, наверное это загадка, которую мы должны отгадать.

На листе нарисованы картинки: УТКА, МАШИНА, КОТ, АНАНАС.

Л: вам нужно из первых звуков названий этих картинок составить зашифрованное слово.

Дети составляют слово УМКА.

Логопед показывает фотографию медвежонка. Л: он пишет, что потерял своего друга и не может его найти, и просит нас ему помочь. А вы знаете, где живет Умка?

Д: Умка живет на Севере, в Арктике.

Л: Правильно, именно в Арктику мы с вами сейчас и отправимся. А для этого нужно проговорить волшебные слова.

Пальчиковая гимнастика.

Ина – ина – ина – вот большая льдина

Эни-эни-эни – на Севере олени

Ин – ин – ин – рыбу ест пингвин

Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени

 II.        Основная часть.

  1. Развитие плавного длительного выдоха.

Л: вот мы и на месте. На Севере холод, значит какая погода?

Д: холодная.

Л: дуют ветра, поэтому погода..

Д: ветренная

( вьюжная, снежная, морозная)

Звучит фонограмма вьюги. Л: очень холодно. Давайте погреем ладошки.

Упражнение: вдох через нос – выдох через рот на ладони с произнесением ХААА

  1. Образование притяжательных прилагательных

Л: Ребята, где же нам искать друга Умки? Смотрите, какая-то карта. Наверное, нам нужно идти по ней. Что вы видите?

Д: Снежную гору.

Л: Значит нам нужно туда.

Игра «Кто спрятался за горой?»

Д: Я вижу оленьи рога, значит за горой стоит северный олень.

(Тюленьи ласты, медвежья лапа, совиное крыло, моржовая голова, песцовый хвост)

Л: вы все правильно назвали. Звери оставили нам льдинку за это задание. Возьмем ее с собой. Куда пойдем дальше, давайте посмотрим на карту.

Д: Нарисованы клыки моржа.

Л: Значит, идем к нему.

  1. Развитие пространственных представлений.

Игра « Заполни ряд» Заполнение таблицы недостающими картинками.

Л: Все правильно сделали, морж дарит нам еще одну льдинку.

Идем дальше, на карте написана загадка:

Летает бесшумно

                                                              Кругом голова!

                                                              Полярная, белая

                                                              Птица …..

Д: Сова.

Л: Правильно, полярная сова. Идем к ней.

  1. Физминутка. Развитие общей моторики.

«Кто на Севере живет?   

По ледяной пустыне медведица идет. ( идут по кругу вперевалочку, медленно)

За нею медвежата торопятся вперед ( убыстряют шаг)

Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед (повороты головы вправо, влево)

По полынье холодной за нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени, им виден путь едва ( руки скрестно над головой, бегут высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит полярная сова (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

  1. Развитие фонематических функций.

Л: Сова просит нас помочь ей разобраться с заданиями. Для этого нужно поделиться на команды.

Дети делятся на команды в соответствии цветов снежинок (белые и голубые).

А) Развитие фонематического восприятия.

Л: С какого звука начинается слово СОВА?

Д: Слово СОВА начинается со звука [С].

Л: Звук [С] какой?

Д: Согласный, твердый, глухой.

Л: Сове нужны картинки со звуком [С].

Игра «Подари картинки» - выполняет команда белых снежинок.

Б) Развитие звукового анализа.

Команда голубых снежинок выполняет звуковой анализ слов (с помощью снежинок синего, зеленого, красного цветов) по выбранным детьми картинкам.

(сом, бусы, санки, весы).

Л: Молодцы. Нам сова дарит еще одну льдинку. Идем дальше. Что показывает нам карта?

Д: Детенышей животных.

  1. Образование названий детенышей животных.

Игра «Найди маму».  Дети с помощью шнурочков соединяют детеныша с его мамой.

Л: За это задание получаем еще одну льдинку. Последняя наша остановка на карте?

Д: Уши и рот.

Л: Будете внимательно слушать друг друга и повторять.

  1. Употребление имен существительных множественного числа в родительном падеже.

Игра «Договори предложение» (наращивание фразы)

Д: На Севере живет много …. (моржей, тюленей, морских котиков и т.д), Передают друг другу снежок.

Л: Получаем последнюю льдинку.

  1. Развитие пространственных представлений, мелкой моторики.

Л: Смотрите на обратной стороне наших льдинок что-то нарисовано. Давайте соберем картинку и узнаем что на ней изображено.

Дети собирают картинку. Это мальчик, друг Умки.

Л: мы нашли друга Умки (показывает целую картинку).

Появляется игрушка медведица с медвежонком.

Л: Умка благодарит нас за помощь. А у мальчика есть для нас подарок: это красивые ледяные камешки, из которых вы можете сделать любую букву.

Дети выкладывают буквы.

III.        Подведение итогов. Организация окончания занятия.

Л: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Умкой и его другом.

Л: Где мы сегодня были?

Д: На Севере

Л: что мы там делали?

Д: помогали Умке искать его друга.

Л: Что было сложным? Легким? Что понравилось больше всего?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические рисунки животных Арктики

Графические рисунки Северного оления и моржа даны в незаконченном варианте. Это методическое пособие к занятию по теме "Животный мир Арктики". Педагог использует данное пособие в процессе непосредстве...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»Цель: дать детям представления об особенностях географического положения Арктики и Антарктики, ж...

Экологический проект "Напиши письмо животным Арктики и Антарктиды"

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников  экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и  бережно относиться ...

Презентация "Животные Арктики"

Данная презентация вызвала живой интерес и отклик у детей....

Планирование по теме "Животные Арктики и Антарктики"

План образовательной и самостоятельной деятельности детей в течение недели по теме "Животные Арктики и Антарктики"...

проект " животные арктики и антарктики"

знакомство детей с животными северного и южного полярного круга.познакомить с климатическими условиями этих районов.провести эксперимент....