Животные Арктики
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Активизация словаря по теме "Животные Севера", развитие грамматического строя речи, мелкой и общей моторики, фонематических функций (Звук С)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umka_ishchet_druga._zvuk_s.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
«Умка ищет друга».
Используемые образовательные технологии:
- Игровая технология.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Здоровье-сберегающая технология.
Автор-составитель: учитель-логопед
Дмитриева М.М.
Санкт-Петербург
2024
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- Расширять и активизировать словарь по теме "Животные Арктики и их детеныши";
- Закреплять знания о животных и их детенышах;
- Учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Коррекционно-развивающие цели:
- Закрепить артикуляционно-акустические характеристики звука [С].
- Развивать плавный длительный выдох.
- Работать над развитием зрительного и слухового внимания.
- Работать над развитием фонематических функций.
- Упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;
- Формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;
- Упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных.
- Употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже.
- Развивать связную речь.
- Формировать зрительные образы букв.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать пространственные представления
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать уважение детей друг к другу, доброжелательность и отзывчивость.
- формирование навыков сотрудничества
Оборудование: картинки с изображением животных Арктики, игрушка: белый медведь, мячик-снежок, картинки со звуком [С], камешки, письмо, карта путешествия, снежинки белого, голубого, синего, зеленого и красного цветов, картинка с изображением горы и частей тела животных, таблица с пропущенными картинками, шнурки, разрезная картинка, картинка с изображением Умки.
Реализуемая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие.
- Физическое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
Ход совместной деятельности:
I. Организационный момент
Л: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними. Скажите, какое время года у нас сейчас? Правильно –зима. Назовите приметы зимы.
Дети называют и садятся на места.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Раздается стук в дверь.
Л: Интересно, кто это?
Смотрите, нам принес почтальон какое-то письмо. А в конверте лежит что-то непонятное, наверное это загадка, которую мы должны отгадать.
На листе нарисованы картинки: УТКА, МАШИНА, КОТ, АНАНАС.
Л: вам нужно из первых звуков названий этих картинок составить зашифрованное слово.
Дети составляют слово УМКА.
Логопед показывает фотографию медвежонка. Л: он пишет, что потерял своего друга и не может его найти, и просит нас ему помочь. А вы знаете, где живет Умка?
Д: Умка живет на Севере, в Арктике.
Л: Правильно, именно в Арктику мы с вами сейчас и отправимся. А для этого нужно проговорить волшебные слова.
Пальчиковая гимнастика.
Ина – ина – ина – вот большая льдина
Эни-эни-эни – на Севере олени
Ин – ин – ин – рыбу ест пингвин
Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени
II. Основная часть.
- Развитие плавного длительного выдоха.
Л: вот мы и на месте. На Севере холод, значит какая погода?
Д: холодная.
Л: дуют ветра, поэтому погода..
Д: ветренная
( вьюжная, снежная, морозная)
Звучит фонограмма вьюги. Л: очень холодно. Давайте погреем ладошки.
Упражнение: вдох через нос – выдох через рот на ладони с произнесением ХААА
- Образование притяжательных прилагательных
Л: Ребята, где же нам искать друга Умки? Смотрите, какая-то карта. Наверное, нам нужно идти по ней. Что вы видите?
Д: Снежную гору.
Л: Значит нам нужно туда.
Игра «Кто спрятался за горой?»
Д: Я вижу оленьи рога, значит за горой стоит северный олень.
(Тюленьи ласты, медвежья лапа, совиное крыло, моржовая голова, песцовый хвост)
Л: вы все правильно назвали. Звери оставили нам льдинку за это задание. Возьмем ее с собой. Куда пойдем дальше, давайте посмотрим на карту.
Д: Нарисованы клыки моржа.
Л: Значит, идем к нему.
- Развитие пространственных представлений.
Игра « Заполни ряд» Заполнение таблицы недостающими картинками.
Л: Все правильно сделали, морж дарит нам еще одну льдинку.
Идем дальше, на карте написана загадка:
Летает бесшумно
Кругом голова!
Полярная, белая
Птица …..
Д: Сова.
Л: Правильно, полярная сова. Идем к ней.
- Физминутка. Развитие общей моторики.
«Кто на Севере живет?
По ледяной пустыне медведица идет. ( идут по кругу вперевалочку, медленно)
За нею медвежата торопятся вперед ( убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед (повороты головы вправо, влево)
По полынье холодной за нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени, им виден путь едва ( руки скрестно над головой, бегут высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит полярная сова (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
- Развитие фонематических функций.
Л: Сова просит нас помочь ей разобраться с заданиями. Для этого нужно поделиться на команды.
Дети делятся на команды в соответствии цветов снежинок (белые и голубые).
А) Развитие фонематического восприятия.
Л: С какого звука начинается слово СОВА?
Д: Слово СОВА начинается со звука [С].
Л: Звук [С] какой?
Д: Согласный, твердый, глухой.
Л: Сове нужны картинки со звуком [С].
Игра «Подари картинки» - выполняет команда белых снежинок.
Б) Развитие звукового анализа.
Команда голубых снежинок выполняет звуковой анализ слов (с помощью снежинок синего, зеленого, красного цветов) по выбранным детьми картинкам.
(сом, бусы, санки, весы).
Л: Молодцы. Нам сова дарит еще одну льдинку. Идем дальше. Что показывает нам карта?
Д: Детенышей животных.
- Образование названий детенышей животных.
Игра «Найди маму». Дети с помощью шнурочков соединяют детеныша с его мамой.
Л: За это задание получаем еще одну льдинку. Последняя наша остановка на карте?
Д: Уши и рот.
Л: Будете внимательно слушать друг друга и повторять.
- Употребление имен существительных множественного числа в родительном падеже.
Игра «Договори предложение» (наращивание фразы)
Д: На Севере живет много …. (моржей, тюленей, морских котиков и т.д), Передают друг другу снежок.
Л: Получаем последнюю льдинку.
- Развитие пространственных представлений, мелкой моторики.
Л: Смотрите на обратной стороне наших льдинок что-то нарисовано. Давайте соберем картинку и узнаем что на ней изображено.
Дети собирают картинку. Это мальчик, друг Умки.
Л: мы нашли друга Умки (показывает целую картинку).
Появляется игрушка медведица с медвежонком.
Л: Умка благодарит нас за помощь. А у мальчика есть для нас подарок: это красивые ледяные камешки, из которых вы можете сделать любую букву.
Дети выкладывают буквы.
III. Подведение итогов. Организация окончания занятия.
Л: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Умкой и его другом.
Л: Где мы сегодня были?
Д: На Севере
Л: что мы там делали?
Д: помогали Умке искать его друга.
Л: Что было сложным? Легким? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графические рисунки животных Арктики
Графические рисунки Северного оления и моржа даны в незаконченном варианте. Это методическое пособие к занятию по теме "Животный мир Арктики". Педагог использует данное пособие в процессе непосредстве...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»Цель: дать детям представления об особенностях географического положения Арктики и Антарктики, ж...
Экологический проект "Напиши письмо животным Арктики и Антарктиды"
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться ...
Презентация "Животные Арктики"
Данная презентация вызвала живой интерес и отклик у детей....
Планирование по теме "Животные Арктики и Антарктики"
План образовательной и самостоятельной деятельности детей в течение недели по теме "Животные Арктики и Антарктики"...
проект " животные арктики и антарктики"
знакомство детей с животными северного и южного полярного круга.познакомить с климатическими условиями этих районов.провести эксперимент....