"Мыслительные операции и речевая деятельность"
консультация по логопедии (старшая группа)

Климова Ирина Михайловна

Тема: «Развитие речемыслительной деятельности как результат подготовки к школьному обучению»

Одной из самых интересных и актуальных тем в современной педагогике и психологии, над которой работали в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский – это «развитие речемыслительной деятельности детей»,что является результатом хорошей подготовки детей к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myslitelnye_operatsii.docx421.06 КБ

Предварительный просмотр:

Для развития речемыслительной деятельности детей используйте самую обычную, непринужденную беседу. Беседуя с детьми, мы способствуем развитию у них мыслительных операций : анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, абстракции и т. д. Для родителей рекомендую, по всем лексическим темам, с которыми дети знакомятся в детском саду обязательно использовать определенную схему мыслительных операций.

Например, лексическая тема«Домашние животные»

Анализ ( понятие«домашнее животное» - прирученное, не дикое, живет рядом с человеком, человек о нем заботится и т. д.)

Синтез ( каких животных называем домашними - объединяем: корова, свинья, лошадь; как они выглядят? как за животными ухаживает человек? Какую пользу приносят домашние животные? Дидактическая игра«Что перепутал художник?» и т. д.

Сравнение (чем отличаются дикие животные от домашних животных? Можно использовать дидактическую игру«Назови отличия» и т. д.)

4. Классификация, обобщение (кто из домашних животных может перевозить/переносить тяжелые грузы? какую пользу приносит то или иное животное? Дидактическая игра«Четвертый лишний») и т. д.

5. Абстракция (какие домашние и дикие животные похожи между собой? Давайте придумаем сказочное (космическое) животное и т. д.

Все эти операции называются умственными действиями и происходят в уме (по Г. Я. Гальперину) и озвучиваются речью. В беседе дети следят за рассуждениями взрослых и в дальнейшем смело осуществляют свою речемыслительную деятельность. Для этого можно использовать схемы, зарисовки, таблицы и т. д.

Схема служит «подсказкой» и придает уверенность, в которой нуждаются дети при выстраивании своих рассуждений и составлении рассказов и т. д.

Вопросы по схеме:

Назови всех, кто нарисован на картинке?

- Лошадь, конь, жеребёнок.

Это домашние или дикие животные?

- Это домашние животные.

Почему ты так считаешь?

- Потому что они живут рядом с человеком,

человек о них заботится: кормит, поит, лечит,

чистит, моет, расчесывает гриву, т. д

Как называется дом, в котором живет лошадь?

- Конюшня.

Чем питаются эти животные?

- Летом они едят траву, а зимой сено, пьют воду.

Любят сахар.

Какую пользу приносит лошадь?

- Перевозит тяжелые грузы, т. д.

Беседуя с ребёнком по лексическим темам, вы развиваете его речемыслительную деятельность (мышление и речь, тем самым подготавливаете его к школьному обучению.

Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мыслительных операций у гиперактивных детей.

Гиперактивные дети есть в каждой группе детского сада. Они похожи на маленькие неуемные моторчики. В режимных моментах и на занятии этих детей достаточно трудно организовать, к ним нужны особые подход...

Развитие основных мыслительных операций и коммуникативных навыков посредством разгадывания ребусов

        Предлагаемый материал ( из опыта работы) поможет развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение; пополнит лексический запас ребенка; расширит ег...

Консультация для родителей дошкольников Знакомьтесь: «классификация» – важная мыслительная операция

Родителям дошкольников должно быть известно, что математика - это глубоко логическая наука и введение ребенка даже в начальную элементарную математику невозможно без достаточн...

Экспериментальная деятельность как средство развития мыслительных операций дошкольников.

Цели:Создавать условия для систематического постепенно усложняющего освоения детьми элементарных приемов во время игр с песком, водой, экспериментов с природным материалом, бросовым материалом, мелким...

Данный конспект занятия поможет развить у детей мыслительные операции, память, самостоятельность, творческие способности.

Организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему: «Использование занимательных задач, головоломок, ребусов»Цель : приобщать д...

Игры на развитие мыслительных операций

Эти игры направлены на развитие мышления,памяти, внимания,мыслительных процессов у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие мыслительных процессов и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе...