Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования слухового восприятия дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Демехина Елизавета Дмитриевна

Статья методической разработки посвящена использованию здоровьесберегающих технологий для развития слухового восприятия дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorov.tehnologii.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования слухового восприятия дошкольников

Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звука как свойства предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие фонематического восприятия, в будущем влечет за собой серьезные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия)».

В современном мире дети с достаточно раннего возраста начинают взаимодействовать с разного рода техническими средствами связи – гаджетами. Активное включение детей в эту взаимосвязь чаще приводит к некоторой зависимости от ее влияния, дети не могут отказаться от использования гаджетов, что значительно тормозит их развитие в целом. Также важно отметить, визуальное преобладание информации, то есть зрительное восприятие задействовано в большей степени. Поэтому растет количество детей с недостаточно сформированным слуховым восприятием.

Цель исследования – изучить особенности и эффективность использования здоровьесберегающих технологий для развития слухового восприятия  дошкольников.

Задачи исследования:

  • изучить различные источники по проблеме развития слухового восприятия у детей;
  • Осуществить отбор и внедрение здоровьесберегающих технологий в систему занятий;
  • С помощью стартовой и итоговой диагностики изучить эффективность использования здоровьесберегающих технологий;
  • Обеспечить активное включение родителей в процесс развития слухового восприятия детей, посредством консультирования, анкетирования, проектов и заданий выходного дня;
  • Повысить уровень знаний педагогов ДОУ о использовании здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей, и внедрить их в этапы программных занятий и в различные режимные моменты.

Гипотеза– процесс развития слухового восприятия детей дошкольного возраста будет эффективным и целенаправленным, если использовать здоровьесберегающие технологии в системе занятий.

Развитие слухового восприятия ведется поэтапно, сначала развитие слухового внимания – умения различать неречевые звуки, затем различать голоса людей и понимать смысл фразы и в дальнейшем развитие фонематического слуха, но обязательно с включением здоровьесберегающих технологий. Таких как:

- прослушивание аудиозаписи звуков природы, развиваем умение прислушиваться и различать на слух природные явления, птиц и животных;

- прослушивание классической музыки для общего психоэмоционального развития;

- использование элементов массажа органов слуха (ушной раковины), шейной зоны и плечевого пояса;

- применение упражнений по дыхательной гимнастике (формируем правильный речевой выдох, плавность выдоха  и объём вдоха);

- игры со звучащими игрушками имузыкальными инструментами, формируют умение слышать и распознавать звуки и их источники;

- использование  элементов  психогимнастики на занятиях;

- игры и упражнения на развитие слухового внимания и памяти («Угадай кто говорит?», «Запомни и повтори») и многое другое.

Для эффективного развития слухового восприятия необходимо включение всех участников процесса «Педагоги-Ребенок-Родители». В нашем детском саду создана подборка проектов выходного дня, для родителей с детьми, по развитию слухового восприятия, таких как «Звучалки» (изготовление шумовых игрушек и игры с ними в младших и средних группах), проект родителей для детей «Папины сказки» (аудиозаписи чтения сказок пап старшей группы), проекты детей подготовительных групп «Звуки, что нас окружают» и многое другое. С помощью этих проектов родители включаются в процесс развития слухового восприятия и разностороннего воспитания дошкольников.

По итогам продуктивной работы и изучив данные диагностик по развитию слухового восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий, можно сделать вывод об ее эффективности. Важно отметить, возросший интерес детей в слуховой информации, играм на источник звука, умение слушать друг друга и анализировать речь говорящего.

Сформированы практическим путем и методические рекомендациипри использовании здоровьесберегающих технологий в процессе развития слухового восприятия:

  • важно учитывать поэтапное усложнение материала, его доступность и соответствие возраста детей;
  • грамотный отбор и соответствие технологий цели исследования;
  • разнообразие видов деятельности детей на занятии;
  • четкое соблюдение принципов здоровьесберегающих технологий;
  • Соблюдение санитарно-гигиенических требований к применению данных технологий;
  • активное включение в процесс развития слухового восприятия родителей и педагогов ДОУ (закрепление материала в группе, участие в проектах выходного дня и тд);

Таким образом, здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию слухового восприятия способствуют укреплению и сохранению здоровья у детей дошкольного возраста, снимают стресс и повышают эффективность учебного процесса.

Тесное и комплексное взаимодействие специалистов и родителей способно обеспечить детям не только полноценное речевое общение, но и, в конечном счете, подготовить их к успешному обучению в общеобразовательной школе, формирует предпосылки учебной деятельности и грамотности при обучении чтению и письму в дальнейшем.

Приложение 1

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пос. М.: Изд. Центр Академия, 1998. 448 с.

2. Арушанова Л.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом // Дошкольное образование. 2008. №9. С. 4-5.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детских садах. М.: Просвещение, 1999. 160 с.

4. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Профессиональное образование, 1984. 202 с.

5. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. 221 с.

6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1966.

7. Зонтова О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия. - СПб, КАРО, 2008.-196с.

8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001.

9. Селиверстов В. И. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов и воспитателей детсадов).

10. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение, 1999. 96 с.

11. Терехина О. Путешествие в страну звуков.//Дошкольное воспитание. 2003, - № 9.

12.Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003

Приложение 2

Материалы картотек, используемые

на логопедических  занятиях

Су - Джок терапия

  1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

  Гладь мои ладошки еж

  Ты колючий, ну и что ж,

  Я хочу тебя погладить,

  Я хочу с тобой поладить! 

2.Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

3.Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

4.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша, (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша, (указательный)

Эта малышка-Маша, (средний)

Эта малышка-Даша, (безымянный)

А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

5.Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

6.«Колючий ёжик».

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножке вниз/по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,  

В тёмный лес, где ты живёшь! 

Дыхательные упражнения и игры

по методике Стрельниковой.

«Бегемотик».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики. 
То животик подминается (вдох),
То животик опускается (выдох).

«Качели».

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.

«Подуем на плечо»

Подуем на плечо,

подуем на другое.

Нам солнце горячо,

пекло дневной порою.

Подуем мы на грудь

и грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

и остановимся пока.

«Заморозим подбородок».

Втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку. Выполнять молча и на   одном выдохе.

 «Заморозим ладошку» -

растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони

«Каша кипит».

 Сидя, одну руку положить на живот, другую - на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь – вдох, опустить грудь и выпятить живот – выдох. При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф».

«Хомячок».

 Пошмыгать носом (рот закрыт).


         

«Собачке жарко».

 Часто подышать с высунутым языком.

« Понюхай, как собачка »

 Три раза вдох носом, один раз – выдох через рот.

« Загони мяч в ворота».

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на "мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить "мяч” в ворота с одного выдоха.

«Дудочка»

Используем всевозможные свистки, детские музыкальные

Инструменты.

«Фокус»

 Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

Самомассаж

Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.

Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами, …..

Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)

САМОМАССАЖ  ЛИЦА «ВРЕМЕНА ГОДА»

Если солнце жарко греет, (Поглаживающие движения от середины лба,)

Если легкий ветер веет, (носа, верхней губы, подбородка к ушам.)

Стало сухо и тепло –

Это лето пришло.

Если дождь стучит по крыше, (Постукивающие движения подушечками пальцев)

Листья падают не слышно, (по лбу, щекам, подбородку.)

Птицам улетать пора –

Это осень к нам пришла.

Если вьюга кружит, злиться, (Круговые движения в области лба, щек, подбородка)

Всюду белый снег кружиться,

В снежных шапках все дома, -

Это к нам пришла зима.

Если тает снег и лед, (Поглаживающие движения обеими ладонями сверху)

Звонкий ручеек течет, (вниз по боковым сторонам лица и шеи,)

Распускается листва – (по центральной части лица и шеи.)

Это к нам пришла весна

САМОМАССАЖ ЯЗЫКА И ГУБ

Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. (Покусывание языка)

И от кончика до корня я кусаю все проворней.

А теперь уж не зубами – я пошлепаю губами: (Шлепаем губами по языку)

«У быка губа тупа, па-па-па, па-па-па».

«Горкой» выгну язычок, пожую ему бочок: (Покусывание боковых краев языка)

Левый, правый, оба сразу я жую как по заказу.

Мой язык совсем не глуп – (Язык с внутренней стороны плавно)

Ходит кругом возле губ. (очерчивает круг за губами)

За нижнюю губку заложен язык – (Поместить язык между нижней)

Из зеркала смотрит мартышкин двойник. (губой и нижними резцами)

За верхнюю губку заложен язык – (Поместить язык между верхней)

Бульдог уступать никому не привык. (губой и верхними резцами)

Языком давить стараюсь, в щеку сильно упираюсь. (Язык поочередно упирается в щеки)

Раздалась моя щека, как мешок у хомяка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста «Приключения колобка»

Интегрированное занятие  с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста  «Приключения колобка»...

Конспект совместной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зимующие птицы».

Конспект совместной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий  как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зи...

Перспективный план образовательной деятельности с детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»

Перспективный план образовательной деятельностис детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирова...

ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А. на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»

ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А.на тему: «Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятель

Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса,...