Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Опыт работы по теме:
Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим .
Очевидна значимость формирования у детей дошкольного возраста определенной базы знаний и практических навыков, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, которая выражена в формирования здорового образа жизни .
Проблема здоровья детей всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение .
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Формирование здорового образа жизни дошкольников – главная основная, жизненно важная привычка. Она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий.
Воспитательно-образовательный процесс должен быть организован с учетом принципов: сохранение, укрепление и формирования здоровья. В связи с этим необходима организация НОД с акцентом на решение оздоровительных задач физического развития. Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий необходима в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО.
Использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровления детей является необходимым спутником жизни ребёнка. Они обладают великой воспитательной силой, формируют физические и личностные качества ребёнка.
Здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе с детьми, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре, использование развивающих форм оздоровительной работы. Для этого необходимы: профилактика болезней, укрепление здоровья.
Цель используемых мною здоровьесберегающих технологий – обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать .
Поставив цель, определила следующие задачи:
-подобрать и систематизировать материал по физкультурно-здоровительной работе с детьми дошкольного возраста;
-разработать развивающую среду для проведения занятий с детьми;
-разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей;
-подобрать дидактические игры по теме
- оформить пособия для детей по теме
- оформить лепбуки по теме
-воспитать привычки личной гигиены;
- закаливать ребенка и его двигательную активность;
В качестве здоровьесберегающей работы использую разные формы: физкультурные занятия, самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки, упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, , музыкальные праздники.
На протяжении всего периода нахождения дошкольников в детском саду используются такие здоровьесберегающие образовательные технологии, как:
-медико-профилактические технологии, обеспечивающие организацию мониторинга здоровья дошкольников, организация и контроль питания детей, физическое развитие, закаливание; технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витаминопрофилактика (отвар шиповника в осенне–зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты), санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ;
-физкультурно-оздоровительные технологии - закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; недели здоровья.
-психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми, обеспечение комфортности воспитанников;
-учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья;
- технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей - консультации для педагогов и родителей
«Дорожка здоровья каждому ребенку»
«Использование здоровьесберегающих технологий
в педагогическом процессе ДОУ»
- технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входят:
динамические паузы – проводятся во время занятий, , по мере утомляемости детей; рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления;
подвижные – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате ежедневно, игры подбираются в соответствии с возрастом детей;
релаксация – организуется в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей; можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы;
гимнастика пальчиковая – делается с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно; проводится в любое удобное время;
гимнастика дыхательная – входит в разные формы физкультурно-оздоровительной работы;
динамическая гимнастика – проводится ежедневно после дневного сна по 5-10 минут;
гимнастика корригирующая – организуется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы;
- технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя:
физкультурные занятия –
проблемно-игровые занятия – проводятся в свободное время, можно во второй половине дня;
- коррекционные технологии, которые включают в себя:
технологии музыкального воздействия – используются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя;
сказкотерапия –
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Включила в свою работу закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Но закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:
закаливающие мероприятия должны гармонично вписываться во все режимные моменты, проводится систематически, должны учитываться индивидуальные и возрастные особенностей детей, состояние здоровья, длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ.
-соблюдение температурного режима в течение дня;
-правильная организация прогулки и ее длительность;
-соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
-дыхательная гимнастика после сна;
-нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня;
-проведение утренней гимнастики
Использование различных форм здоровьесберегающих технологий привело не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Проводимая мною работа с детьми повышает уровень знаний о деятельности организма человека в целом и отдельных его органов, формирует осознанное отношение к своему здоровью, развивает культурно - гигиенические навыки, способствующие сохранению здоровья, успешно формирует привычки здорового образа жизни.
Считаю, что главное - помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Вокруг детей с раннего детства создала такую учебно-воспитательную среду, которая насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями здорового образа жизни. Это привело к формированию потребности у детей вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих.
Систему работы строю с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опираясь на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
При организации образовательной деятельности значительное место отвела повышению психоэмоциональной устойчивости детей: элементы релаксации под музыку и звуки природы, гимнастика.
В результате формирования здорового образа жизни через систему здоровьесберегающих технологий у детей сформировано осознанное отношение к своему здоровью, успешно формируются привычки здорового образа жизни.
Таким образом, с дошкольного возраста формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки здорового образа жизни, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Испoльзование здоровьесберегающих технологий благотворно влияет на снижение показателей заболеваемости, положительную динамику показателей физического развития детей, формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировало у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформировали у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.Сформировались навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ. Прoявилась толерантность всех участников внедрения здоровьесберегающих технoлогий в педагогический процесс ДОУ.
Сфoрмирoвалась нoрмативнo-прaвoвaя бaзa пo вопросам оздоровления дошкольников. Внедрились научно-методические подходы к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье. Улучшилось и сохранилось здоровье дошкольников.
Обновление и качественное улучшение системы физического развития дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий позволило найти наиболее интересные формы работы, что способствует развитию у ребенка стойкой мотивацию на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»
Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...
Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста».
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию...
Презентация. Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
Формирование навыков здорового образа жизниу детей младшего дошкольного возраста...
Презентация для родителей на тему «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста»
Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных наших задач, как родителей, так и п...
Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, ...
Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий, как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста: игровой стретчинг, ритмопластика, дыхательная гимнастика....
Опыт работы на тему «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» 2023г.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы, в том числе систему здоровьесберегающих технологий....