ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ? Буклет для родителей.
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Что такое фонематический слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой, речевой и музыкальный ...
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребёнок при чтении и письме может допускать специфические ошибки ....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_fonemat.sluh_.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое слух?
Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой, речевой и музыкальный
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов.
Музыкальный слух-способность человека различать и оценивать звуки по тембру, высоте.
Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи их количество и последовательность. Это и есть фонематический слух.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, то ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
-Замены одних звуков речи другими: твёрдых на мягкие, звонких на глухие, свистящих - шипящими и.т.д. (вместо дом - "том", лук-"люк", шуба-"суба, рыба-"лыба"...)
- Пропуск звуков, слогов при написании слов:(кровать- "ковать", скороговорка- "скоговока"
-Перестановка звуков, слогов при написании слов:(шоколад- "кошолад", градусник-"градунсик")..
-Добавление лишних звуков и слогов в слова:(трава-"тарава", девочка-"девочека")
Чтобы этого не случилось, поиграем в игры занимательно – развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.
Развиваем фонематический слух
на неречевом материале.
1. «Отгадай источник звука».
(издаём разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись)
-шуршим (рвём, режем, мнём) бумагу;
-переливаем воду;
-стучим молоточком;
-рисуем карандашиком, фломастером...
2. «Слушаем тишину».
(прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше)
-скрип двери;
-сигнал автомобиля;
-стук каблуков;
-покашливание (чихание) человека;
-тикание часов;
3.»Что звучит?»
(знакомим детей с разным звучание музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух);
-Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.
4. «Чей голосок?»
(в семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембру голоса нас слух);
5. «Сказочный голос»
(интересно загадывать сказочных героев изменяя тембр собственного голоса);
Что - то русским духом запахло! (Баба Яга)
Корову заведём, молочко будем пить (кот Матроскин)
Ну, заяц, погоди! (волк)...
Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (Дед Мороз)
Какая славная песенка, но я стара стала. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок! (Лиса)
6. «Громко-тихо-шёпотом».
(учимся с детьми говорить с разной силой голоса)
7. «Хлопни как я».
(знакомим детей с разными ритмами, учимся повторять и ритмические рисунки):
*-* **-* **-*** *-****
Игры на развитие фонематического слуха
на речевом материале.
1. «Кто (что) так звук издает?» - связать услышанный звук с "картинкой-символом".
"ЖЖЖЖ"- пылесос, жук, машина;
"СССССС"- водичка, насос, ветер;
"ЛЛЛЛЛЛ"- самолёт, пароход;
2. «Поймай звук» - нужно ребёнку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом яду, из цепочки слов;
Звук "З"
з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу;
заяц-носорог-зонтик-коза-муха и т.д.
3. «Подбери слово на заданный звук» - звук [С]: сапог, сани, сын, сапоги, самовар и т.д.
Сложные варианты игры:
- «Интервью»
Отвечаем на вопросы словами на один звук.
Звук [С]
Как тебя зовут?
Что ты ешь?
Чем ты играешь?
Какое животное тебе больше всего нравится?
Что ты носишь из одежды?...
- «Группировка слов»
Называем с заданным звуком только овощи, посуду, птиц, профессии, ягоды…...
4. «Слоговой аукцион» - подбираем слова на заданный слог, кто больше, например:
«МУ» - муравей, муха, мумия, музыка…
5. «Разведчики» - ребёнку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, в гараже, в ванной, в коридоре...
6. «Прятки» - объясняем ребёнку, что звуки живут в словах в разных позициях: в начале,
в середине, в конце, просим определить место звука в слове.)
Звук [Р] - Ракета-корова-помидор
7. «Мы - роботы» - рассказываем ребёнку, что слова состоят из частей (слогов), можно их проговаривать слогами как роботы. Это замечательное упражнение для подготовки к обучению чтения:
«При-вет ре-бя-та! Как у вас де-ла? Я хо-чу по-иг-рать с ва-ми!..»
Другой вариант игры «Телеграфисты» - отстукивать или прохлопывать слова по слогам.
Замечательно развивает фонематический слух разучивание и, отгадывание последней строчки стихотворения:
Я захотел устроить бал
и я гостей к себе… (позвал)
Купил муку, купил творог
испёк рассыпчатый… (пирог).
Можно попробовать себя в роли поэта и поиграть в рифмы со словами:
Кошка-мошка
Маша-каша.
А потом сочинить весёлый стишок или небылицу с этими рифмами.
На окошке сидит мошка
Её ловит наша кошка,
за столом сидела Маша
в чашке остывала каша.
МБДОУ «Детский сад № 64»
г. Таганрог
Что такое фонематический слух?
Материал подготовила:
учитель-логопед
Самойленко
Виктория Владимировна
2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие фонематического восприятия (буклет для родителей)
Игры на развитие фонематического восприятия дошкольников...
Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...
Консультация для родителей "Что такое фонематическое недоразвитие. Способы выявления фонематического недоразвития у детей, методы работы".
В сложном строении речевой деятельности различают проявления,составляющие звуковую,произносительную части речи,фонематические процессы,лексику и грамматику. Нарушения речи могу...
Буклет- памятка. "Что такое фонематический слух?"
Нарушение фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух ( не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не пополняетс...
Что такое фонематический слух? Консультация для родителей.
Консультация для родителей...
Буклет для родителей "Что такое фонематический слух?
Игры и упражнения для развития фонематического слуха...
Буклет "Что такое фонематический слух и как его развивать"
Памятка (буклет), в которой даны описание понятия, способы определения развития фонематического слуха и дидактические упражнения...