Буклет- памятка. "Что такое фонематический слух?"
консультация по развитию речи
Нарушение фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух ( не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудно различимые звуки, многие предлоги или безударные окончания слов остаются не уловимыми. Поэтому так важно своевременно обратить внимание на развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте, чтобы в школе не возникли проблемы с русским языком и чтением. Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное, она наиболее гибка и податлива. Правильная речь- один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонематический слух. | 146.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушение фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Словарь ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудно различимые звуки. Многие предлоги или безударные окончания слов остаются «не уловимыми».
Поэтому так важно своевременно обратить внимание на развитие фонематического слуха в дошкольном возрасте, чтобы в школе не возникли проблемы с русским языком и чтением.
Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное- она наиболее гибка и податлива.
Правильная речь- один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, систематической работы по коррекции звуковой стороны речи и развития фонематического слуха.
Буклет- памятка: «Что такое фонематический слух»
Слух- это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде.
Слух бывает:
Неречевой это Речевой это Музыкальный это восприятие природных, способность человека способность человека
бытовых и музыкальных различать и различать и
шумов. узнавать звуки оценивать звуки
речи. по тембру, высоте.
Это и есть фонематический слух.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.
Игры занимательно- развлекательного характера, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка.
Развиваем фонематический слух на неречевом материале.
1) «Отгадай источник звука».
(Издаем разные звуки, а дети отгадывают их источник, можно использовать звукозапись.) Шуршим (рвем, режем, мнем) бумагу; переливаем воду; стучим молоточком; рисуем карандашом, фломастером.
2) «Слушаем тишину».
(Прислушиваемся в течении минуты к окружающим звукам. Нужно услышать и запомнить их как можно больше.) Скрип двери, сигнал автомобиля, стук каблуков, покашливание (чихание) человека, тикание часов, мурлыканье кошки, шум ветра, разговор людей.
3) «Что звучит?»
(Знакомим детей с разным звучанием музыкальных инструментов и определяем какой играет на слух.) Барабан, гитара, флейта, арфа, скрипка.
4) «Чей голосок?»
(В семейном кругу или в компании можно узнавать друг друга по тембору голоса на слух.)
Игры на развитие фонематического слуха на речевом материале.
1) «Кто (что) так звук издает?»
(Связать услышанный звук с «картинкой-символом») «ЖЖЖЖ»- пылесос, жук, машина. «СССС»- вода, насос, ветер. «ЛЛЛЛ»- самолет, пароход.
2) «Поймай звук».
(Нужно ребенку хлопнуть в ладоши, если он слышит данный звук в звуковом, слоговом ряду, из цепочки слов.) Звук «З» з-р-д-к-в-м-щ-ц; сы-зу-до-аш-жу-щу; заяц-носорог-зонтик-коза-муха.
3) «Подбери слово на заданный звук».
На «С» сапог, сани, самолет, сапоги, самовар, сок, суп, скамья, семья.
4) сложные варианты игры. «Интервью».
(Отвечаем на вопросы на один звук;) Звук «С» Как тебя зовут? Что ты ешь? Чем ты играешь? Какое животное тебе больше всего нравится? Что ты носишь из одежды? Какой вид спорта больше всего нравится? Что видишь через окно?
5) «Группировка слов».
Называем с заданным звуком только овощи, фрукты, посуда, птицы, профессии, ягоды, одежда, игрушки, транспорт, животные.
6) «Разведчики».
Ребенку нужно отыскать предметы, в названии которых есть нужный звук на кухне, в ванной, в коридоре, в детской.
7) «Подскажи словечко».
Разучивание и отгадывание последней строчки стихотворения: Я захотел устроить бал, и я гостей к себе …(позвал). Купил муку, купил творог, испек рассыпчатый…(пирог). Отлежал себе живот, лежебока рыжий…(кот).
8) «Слова- друзья».
Называем слова близкие по звучанию: лейка-скамейка, лук-жук, коза- стрекоза, санки-банки, галка-палка, мышка-шишка, печка-свечка, стол-пол, бочка-почка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет - памятка. Что такое аутизм. симптомы
ЧТО ТАКОЕ АУТИЗМ?...
Памятка "Что такое фонематический слух и как его развивать"
Памятка поможет педагогам и родителям познакомиться с понятием фонематический слух, а также подскажет как его развивать....
Буклет для родителей "Что такое фонематический слух?
Игры и упражнения для развития фонематического слуха...
Памятка "Что такое фонематический слух и как его развивать?"
Фонематический слух необходим для правильного воспроизведения услышанных слов, усвоения письменной речи, изучения иностранного языка. При обучении грамоте дети также прибегают к звуковому анализу, соо...
Памятка "Что такое фонематический слух"
Памятка "Что такое фонематический слух"...