Консультация для родителей "Что такое фонематическое недоразвитие. Способы выявления фонематического недоразвития у детей, методы работы".
статья по логопедии на тему
В сложном строении речевой деятельности различают проявления,составляющие звуковую,произносительную части речи,фонематические процессы,лексику и грамматику.
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений.Другие затрагивают фонематическую систему родного языка и выражаются не только в дефектах произношения,но и в недостаточном овладении звуковым составом слова,влекущим за собой нарушения чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Что такое фонематическое недоразвитие.
Способы выявления фонематического недоразвития у детей, методы работы.»
В сложном строении речевой деятельности различают проявления,составляющие звуковую,произносительную части речи,фонематические процессы,лексику и грамматику.
Нарушения речи могут затрагивать различные компоненты речевой деятельности. Одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений.Другие затрагивают фонематическую систему родного языка и выражаются не только в дефектах произношения,но и в недостаточном овладении звуковым составом слова,влекущим за собой нарушения чтения и письма.
Изучение характера дефекта речи предполагает анализ связей,существующих между различными нарушениями,пониманием значимости этих связей..
«В структуре языка,образующей единое целое,-пишет В.В.Виноградов,- все составные части или элементы его находятся в закономерных отношениях,закономерной связи друг с другом: :звуковой строй,грамматика,словарный состав…взаимосвязаны и взаимоопределены.»
Это предполагает не механическую связь,а единство частей компонентов языка,причинно-следственные взаимозависимости,на фоне которых каждая из частей может развиваться и функционировать.С этих позиций получают объяснения фонетико-фонематические нарушения,часто выступающие с лексико-грамматическими.
Наблюдая за тем,как ребенок овладевает речью,можно отметить периоды несоответсвия между произносительными возможностями ти растущей дифференциацией значений.Ребенок 3-х с половиной лет смешивает слова,обозначающие разные значения,хотя отлично их различает (букет-пакет,поезд-пояс и т.д.).Уровень предметных значений часто опережает фонетические средства,которыми располагает ребенок и стимулирует дальнейшее
1
уточнение звукового восприятия и совершенствование произношения.
Как показывают исследования,по мере возрастающей способности к различению и воспроизведению многосложных структур,расширяется основа для более интенсивного накопления фонематических обобщений.Очевидно,процессы соотнесения и сравнения звуков речи нуждаютсяв достаточно стойких следовых представлениях,что в свою очередь связано с умением удержать и воспроизвести звуковой ряд достаточной долготы.Постепенный рост звуковой структуры создает почву для того,чтобы ребенок мог мысленно вернуться к услышанному в той или иной мереего воссоздать и проконтролировать себя.
Понятие системного взаимодействия между различными компонентами языка является продуктивным для понимания закономерного взаимодействия различных проявлений речевой недостаточности.
При формировании фонематических представлений широко привлекаются логические процессы,на основе которых ребенок обобщает фонематические признаки.
Наиболее распространенным дефектом речи является недостатки произношения звуков.У многих детей они сопровождаются фонематическим недоразвитием,влекущим за собой нарушений чтения и письма.
Коррекционная работа с такими детьми должна строиться одновременно с выработкой артикуляции.Следует привлекать внимание ребенка к звуковому составу слова,учить наблюдать за речью,формировать фонематические и морфологические обобщения.В результате такого подхода дети приобретают не только навыки правильного произношения,но и способность к успешному усвоению грамоты и правописанию.
При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей,необходимо ориентироваться на узловые образования,от которых зависит нормальное протекание не одного,а целого ряда речевых процессов.Примером такого узлового образования может служить звуковой анализ слова.Он является деятельностью,связывающей с одной стороны устную речь с письменной,с другой-фонетическую и смысловую стороны речи.
2
Овладение звуковым составом слова в процессе специального обучения способствует формированию правильного произношения,чтения и письма,а также уточнению логических и грамматических знаний.
Для того,чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект,выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления,необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений,уметь анализировать ,какие компоненты речевой системы они затрагивают.
Далее,подробно остановлюсь на обследовании уровня фонематического восприятия ребенка.Важно выяснить не только,как ребенок воспроизводит звуки речи,но и как он их различает.Необходимо помнить.что если у ребенка в процессе обследования произносительной стороны речи отмечается недостаточно устойчивое пользование звуками речи,их смешение,одинаковое призношение групп или пар звуков,замены,то это показатель недостаточного различения звуков.
Для того,чтобы выяснить,различает ли ребенок определенный звук среди других звуков,например (У) среди гласных или согласный среди согласных,ему предлагается хлопнуть в ладоши-«поймать звук»-когда он услышит данный звук.Затруднения в звуковом восприятии выступают с наибольшей полнотой при различении близких по звучанию фонем.Ребенку предлагается повторить такие пары звуков: Д-Т,С-Ш,Р-Л…или слоговые сочетания.состоящие из этих звуков(оппозиционные слоги):СА-ША,ША-СА,СА-ЗА,СА-ЖА…Обследуются все коррелирующие фонемы из групп шипящих и свистящих(ЗА-ЖА,СА-ЗА0,звонких-глухих (ПА-БА,ТА-ДА,),сонорных (ЛА-РА),мягких-твердых (СА-СЯ).Особенно тщательно должно быть проверено различение шипящих и свистящих звуков,как наиболее часто смешиваемых,а также звонких и глухих.
При обследовании уровня фонематического развития проверяется,как ребенок различает близкие по звуковому составу,но разные по смыслу слова:день-пень-тень,мишка-миска,коза-коса..
3
При проверки различения звуков используются и некоторые пробы на звуковой анализ.При этом ,произнося громко и протяжно гласные звуки,например АО,предлагается ребенку их повторить и отдельно назвать каждый звук,также предложить назвать слова,в которых эти звуки есть.На первых порах подбираются слова,типа УС,ОЛЯ,АСЯ,где гласный стоит в начале слова и под ударением.При этом обращается внимание на то,что звук,который ребенок должен услышить,взрослый произносит более протяжно.Затем,при различении гласных,можно использоватрь односложные слова,где гласная стоит не первая,но произносится под ударением.Например,спросить : «В слове К-О-О-О-Т,какой звук,А или О?Если ребенок не понимает задание и не различает нужного звука в слове,то ему дается подсказка.После этого ребенку предлагается различение согласного звука в словах,типа :МАМА,ПАПА,ДОМ,МУКА,МЫЛО,ЧАШКА,МОСТ…
Наиболее сложным является задание.когда ребенок сам должен подобрать слова на заданный звук.
Следующий прием-сравнение слов по звуковому составу.Ребенку предлагается указать картинки слов:МАК-РАК,СУК-ЛУК. Или взрослый подбирает пары слов и спрашивает: «Маша и Саша -одинаковые слова или разные?Чем они отличаются друг от друга?».Также диагностическим приемом является подбор картинок,начинающихся с определенного звука.
Кроме того,ребенку предлагается повторить звуковой или слоговой ряды,что позволяет не только выявить умение дифференцировать звуки речи,но и развитие слуховой памяти.
Дети,имеющие отклонения в развитии слухового восприятия,как правило,не могут четко выполнить это задание.
Взрослый фиксирует ,насколько легко ребенок может выполнить стоязую перед ним задачу,встречаются ли у него затруднения,в чем они проявляются,умеет ли ребенок различить и выделить звуки или совсем не справляется с заданием.Чем больше у ребенка нарушено различение звуков,тем труднее он справляется со звуковым анализом,тем больше трудностей он будет испытывать,овладевая письмом и чтением.
В развитии слухового восприятия звуков большую роль играет осознанный анализ звукового состава слова.На уровне целостного
4
восприятия слова,как нерасчлененного единства,не представляется возможным обратить внимание ребенка на отдельные звуковые элементы слова,на их качество,количество,последовательность.Поэтому,обучение произношению включает систему упражнений на развитие осознанного анализа и синтеза слов..
Так,на начальном этапе обучения,когда слова воспринимаются глобально,для сравнения предлагаются предложения или слова сначала различного,а затем и сходного состава.Например,еще до того,как дети овладеют простейшими формами звукового анализа,им предлагается слушать,что скажет взрослый и показать соответствующую картинку.Для различения могут быть даны такие слова:УТОЧКА,ДУДОЧКА,УДОЧКА;МЫСКА,МИШКА,МИСКА..Детям предлагается поднять руку или хлопнуть в ладоши,когда они услышат слово «УХО»-МОХ,УХА,УХО.
Иначе проводятся упражнения для различения звуков в слогах и словах после того,как дети научатся выделять звуки из состава слова и различать их по основному признаку.Теперь упражнения направлены на развитие слухового восприятия.Детям предлагается слушать слова и поднять руку,если услышат в слове изучаемый звук .Так,при закреплении произношения (Ш),могут быть слова:ШАПКА,ЛУЖА,ЩЕТКА,ПЕЧКА,ДУШ…
Говоря о развитии слухового восприятия слов и звуков,следует упомянуть еще об одной группе упражненийЮнаправленных преимущественно на развитие слуховой памяти. Особенно эти упражнения имеют большое значение в первоначальный периодь обучения,когда детям еще не приходиться выполнять задания,требующие запоминания материала,такие,как заучивание текста или стихотворения наизусть,пересказ.Ребенку,еще не овладевшему фразовой речью,следует давать специальные задания,связанные с удержанием воспринимаемого на слух учебного материала.Сюда относятся:запоминание инструкций,рядов слов,слоговых рядов
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-практикум для родителей " Игровые способы развития фонематического слуха у детей 4-5 лет"
Цель: Обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей .Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка. ...
Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»
Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. ...
Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста.
Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста. Наиболее эффективными способами для выявления способностей детей дошкольного возраста считаю практические методы. Чаще всего ма...
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, С ФОНЕТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И 1-4 УРОВНЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.
Рабочая Программа разработана с учётом образовательной программы дошкольного образования ГБОУ Школы 1579 ДО 3. В программу входят:I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цель и задачи Программ...