Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.
консультация по коррекционной педагогике по теме
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Так что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов на тему:
«Что такое фонематическое восприятие
и фонематический слух».
Картотека игр по развитию фонематического слуха детей.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Это способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дефонемного развития речи.
К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно. Постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х, Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Уже в конце первого года жизни ребёнок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается исправить их – ему становится доступным фонематическое различение звуков. Такой путь в овладении звуковой стороны слова совершает каждый ребенок.
Иногда встречаются случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво разлили на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таки детям можно говорить об окончательной сформированности фонетико-фонематических представлений.
Однако такое явление можно принять как частный случай. В большинстве своём в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот), не замечают своего неправильного произношения, путают близки по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.
Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.
В возрасте 5 – 7 лет развитие фонематического слуха необходимо для успешного овладения звуковым анализом и синтезом, т.е. способность ребёнка правильно определить наличие или отсутствия того или иного звука в слове, умение правильно определить позицию звука в слове и т.д. Всё это необходимо для обучения детей грамоте. Плохо развитый фонематический слух отрицательно скажется на его дальнейшем обучении в школе.
Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо не возможно.
Зачастую происходит недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения, а так же смешение понятий фонематическое восприятие и звуковой анализ.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения.
А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится».
Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается
1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) установление различительной роли звуков;
3) выделение основных качественных характеристик звука».
Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И, наконец, фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить тоже самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Предлагаю несколько упражнений по развитию фонематического слуха у детей 4-6 лет.
- Упражнение №1.
Взрослый предлагает ребёнку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.
- Упражнение №2.
Ребёнку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.
ПЕНЬ-ДЕНЬ ОБЕДЫ-ПОБЕДЫ СОК-БОК
ТОПОТ-КУБИК КАБИНА-ФОНТАН КОТ-ПОТ
МАЙКА-БАЙКА ТАНЯ-БАНЯ КОМ-ДОМ
ФАНТИК-БАНТИК ТАНК-БАНК КАНАТ-ВАТА
ЛИФТ-БАНАН МОНЕТА-НОТА БАНКА-МАНКА
- Упражнение №3.
Взрослый предлагает послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу слову.
Отругала мама зайку – Пёс Барбос совсем не глуп,
Не надел под свитер ГАЙКУ. Но не хочет рыбный ДУБ.
(майку). (суп)
Посмотрите в воду сами – Когда поранишь ты колено,
С очень длинными усами То покупаешь непременно,
Проплывает под мостом Уверенный, что всё пройдёт,
Серый, скользкий, длинный ДОМ. Коричневую жидкость – МЁД.
(сом). (йод).
Хулиганам не до шутки, Не случайно у сестрички
Если Рекс в собачей ДУДКЕ, С ФАНТИКАМИ две косички.
(будке). (бантиками).
- Упражнение №4.
Взрослый чётко произносит четыре слова и просит ребёнка повторить их. Затем из четырёх слов ребёнок должен выбрать одно, наиболее отличающееся по звуковому составу, назвать его и показать соответствующую картинку:
МАК – БАК – РАК – БАНАН
ИНДЮК – СОМ – ДОМ – КОМ
ЛИМОН – ВАГОН – БАТОН – КОТ
ВЕТКА – ДИВАН – КЛЕТКА – СЕТКА
БАНТ – БИЛЕТ – БУКЕТ – ПАКЕТ
- Упражнение №5.
Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребёнок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов.
Шепчет ночью мне на ушко Ой, ребята, верь, не верь, -
Сказки разные … От меня сбежала …
(перина, подушка, рубашка) (кошка, дверь, стенка)
Сел в машину верный пёс, В выходной пошли куда-то
У него в чернилах … Папа, мама и …
(лапа, шея, нос) (ребята, детишки, малыши)
Катя Лену просит дать Говорила мышка мышке:
Краски, карандаш, … - До чего люблю я …
(ручку, тетрадь, книгу) (сыр, мясо, книжки).
- Упражнение №6.
Взрослый предлагает ребёнку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:
Шёл по лесу шустрый мишка, Здесь в лесу есть злые звери,
На него свалилась … (шишка). Запирайте на ночь … (двери).
Как-то вечером две мышки «Грузы я возить привык!» -
Унесли у Пети … (книжки). Говорит нам … (грузовик).
Пёс козе принёс букет, И назад, и вперёд
Будет сытный ей … (обед). Может плыть … (пароход).
- Упражнение №7.
Воспроизведение слоговых сочетаний с общими согласными и разными гласными звуками.
ТА-ТО-ТУ ВА-ВУ-ВО ДА-ДЫ-ДО ПА-ПУ-ПО
ТЫ-ТА-ТО ВО-ВЫ-ВУ ДУ-ДЫ-ДА ПЫ-ПО-ПУ
МУ-МЫ-МА НУ-НЫ-НА БО-БА-БЫ КУ-КО-КА
МО-МА-МЫ НО-НА-НУ БУ-БО-БА КЭ-КЫ-КУ
- Упражнение №8.
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости.
ПА-БА-ПА КА-ГА-КА МО-МУ-МО СА-СА-ЗА
БА-ПА-ПА КА-КА-ГА МУ-МУ-МО ЗА-ЗА-СА
ТА-ДА-ТА ВА-ФА-ФА НО-НУ-НУ ШУ-ШУ-ЖУ
ДА-ДА-ТА ФА-ВА-ФА НУ-НО-НУ ЖУ-ШУ-ЖУ
- Упражнение №9.
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков с разными гласными.
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ ТМА-ТМО-ТМУ-ТМЫ
КТА-КТО-КТУ-КТЫ КНА-КНО-КНУ-КНЫ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЫ ФКА-ФКО-ФКУ-ФКЫ
ТПА-ТПО-ТПУ-ТПЫ ПНА-ПНО-ПНУ-ПНЫ
Литература:
- Е.Н. Краузе. Логопедия. – 2 изд., испр. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.
- Т. А. Ткаченко. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Т.А. Ткаченко. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...
Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.
В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
"Особенности работы по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия"
консультация для родителей...
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие
В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его развития на формирование других умени...
ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?
Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....