Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.
консультация по коррекционной педагогике по теме

Грызлова Анна Владимировна

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Так что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов на тему:

«Что такое фонематическое восприятие

и фонематический слух».

Картотека игр по развитию фонематического слуха детей.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Это способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дефонемного развития речи. 

К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно. Постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н.Гвоздев). Н.Х, Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Уже в конце первого года жизни ребёнок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их. К концу второго года он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников, пытается исправить их – ему становится доступным фонематическое различение звуков. Такой путь в овладении звуковой стороны слова совершает каждый ребенок.

Иногда встречаются случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво разлили на слух и произносили все звуки родного языка. Применительно к таки детям можно говорить об окончательной  сформированности фонетико-фонематических представлений.

Однако такое явление можно принять как частный случай. В большинстве своём в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на ТЬ, Щ на СЬ и наоборот), не замечают своего неправильного произношения, путают близки по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.

Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия.

В возрасте 5 – 7 лет развитие фонематического слуха необходимо для успешного овладения звуковым анализом и синтезом, т.е. способность ребёнка правильно определить наличие или отсутствия того или иного звука в слове, умение правильно определить позицию звука в слове и т.д. Всё это необходимо для обучения детей грамоте. Плохо развитый фонематический слух отрицательно скажется на его дальнейшем обучении в школе.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо не возможно.

Зачастую происходит недооценка ведущей роли фонематического восприятия в формировании произношения,   а так же смешение понятий фонематическое восприятие и звуковой анализ.

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует специального планомерного обучения.

А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится».

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается

1) определение порядка слогов и звуков в слове;

2) установление различительной роли звуков;

3) выделение основных качественных характеристик звука».

Итак, фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует. Далее, фонематическое  восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте. И, наконец, фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить тоже самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Предлагаю несколько упражнений по развитию фонематического слуха у детей 4-6 лет.

  1. Упражнение №1.

Взрослый предлагает ребёнку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова.

  1. Упражнение №2.

Ребёнку предлагается повторить за взрослым по два слова и определить, похожи ли они по звучанию.

ПЕНЬ-ДЕНЬ                        ОБЕДЫ-ПОБЕДЫ                       СОК-БОК

ТОПОТ-КУБИК                  КАБИНА-ФОНТАН                    КОТ-ПОТ

МАЙКА-БАЙКА                 ТАНЯ-БАНЯ                          КОМ-ДОМ

ФАНТИК-БАНТИК            ТАНК-БАНК                          КАНАТ-ВАТА

ЛИФТ-БАНАН                    МОНЕТА-НОТА                   БАНКА-МАНКА

  1. Упражнение №3.

Взрослый предлагает послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу слову.

Отругала мама зайку –                                          Пёс Барбос совсем не глуп,  

Не надел под свитер ГАЙКУ.                              Но не хочет рыбный ДУБ.

                                  (майку).                                                                     (суп)

Посмотрите в воду сами –                                Когда поранишь ты колено,

С очень длинными усами                                    То покупаешь непременно,

Проплывает под мостом                                   Уверенный, что всё пройдёт,

Серый, скользкий, длинный ДОМ.                      Коричневую жидкость – МЁД.

                                             (сом).                                                                  (йод).

Хулиганам не до шутки,                                    Не случайно у сестрички

Если Рекс в собачей ДУДКЕ,                            С ФАНТИКАМИ две косички.

                                  (будке).                                                             (бантиками).

  1. Упражнение №4.

Взрослый чётко произносит четыре слова и просит ребёнка повторить их. Затем из четырёх слов ребёнок должен выбрать одно, наиболее отличающееся по звуковому составу, назвать его и показать соответствующую картинку:

МАК – БАК – РАК – БАНАН

ИНДЮК – СОМ – ДОМ – КОМ

ЛИМОН – ВАГОН – БАТОН – КОТ

ВЕТКА – ДИВАН – КЛЕТКА – СЕТКА

БАНТ – БИЛЕТ – БУКЕТ – ПАКЕТ

  1. Упражнение №5.

Взрослый читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой строке. Ребёнок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку одним из трёх предложенных слов.

Шепчет ночью мне на ушко                              Ой, ребята, верь, не верь, -

Сказки разные …                                                 От меня сбежала …

(перина, подушка, рубашка)                               (кошка, дверь, стенка)

Сел в машину верный пёс,                                 В выходной пошли куда-то

У него в чернилах …                                           Папа, мама и …

(лапа, шея, нос)                                                   (ребята, детишки, малыши)

Катя Лену просит дать                                    Говорила мышка мышке:

Краски, карандаш, …                                         - До чего люблю я …

(ручку, тетрадь, книгу)                                     (сыр, мясо, книжки).

  1. Упражнение №6.

Взрослый предлагает ребёнку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Шёл по лесу шустрый мишка,                               Здесь в лесу есть злые звери,  

На него свалилась … (шишка).                              Запирайте на ночь … (двери).

Как-то вечером две мышки                                  «Грузы я возить привык!» -

Унесли у Пети … (книжки).                                  Говорит нам … (грузовик).

Пёс козе принёс букет,                                          И назад, и вперёд

Будет сытный ей … (обед).                                  Может плыть … (пароход).

  1. Упражнение №7.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общими согласными и разными гласными звуками.

ТА-ТО-ТУ                     ВА-ВУ-ВО                  ДА-ДЫ-ДО               ПА-ПУ-ПО

ТЫ-ТА-ТО                    ВО-ВЫ-ВУ                 ДУ-ДЫ-ДА                ПЫ-ПО-ПУ

МУ-МЫ-МА                НУ-НЫ-НА                 БО-БА-БЫ                 КУ-КО-КА

МО-МА-МЫ                НО-НА-НУ                  БУ-БО-БА                 КЭ-КЫ-КУ

  1. Упражнение №8.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости.

ПА-БА-ПА                   КА-ГА-КА                     МО-МУ-МО              СА-СА-ЗА

БА-ПА-ПА                   КА-КА-ГА                     МУ-МУ-МО              ЗА-ЗА-СА

ТА-ДА-ТА                   ВА-ФА-ФА                    НО-НУ-НУ            ШУ-ШУ-ЖУ

ДА-ДА-ТА                  ФА-ВА-ФА                    НУ-НО-НУ             ЖУ-ШУ-ЖУ

  1. Упражнение №9.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков с разными гласными.

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ                               ТМА-ТМО-ТМУ-ТМЫ

КТА-КТО-КТУ-КТЫ                                КНА-КНО-КНУ-КНЫ

ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЫ                             ФКА-ФКО-ФКУ-ФКЫ

ТПА-ТПО-ТПУ-ТПЫ                               ПНА-ПНО-ПНУ-ПНЫ

Литература:

  1. Е.Н. Краузе. Логопедия. – 2 изд., испр. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.
  2. Т. А. Ткаченко. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  3. Т.А. Ткаченко. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Особености работы воспитателя по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия.

В статье представлены игры, используемые на каждом этапе работы по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие

В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его  развития на формирование других умени...

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....