Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
консультация на тему
Интересные речевые игры помогут вам вместе с детьми развивать лексико-грамматический строй речи, расширять словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
1) Игра «Скажи нужное слово»
Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, Расширить их словарный запас.
Оборудование: мяч. Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.
2) Игра «Один предмет - много предметов»
Задача: совершенствовать грамматический строй речи, научить детей правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.
Оборудование: пары предметных картинок с одним и множеством предметов, мяч.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При необходимости взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во множественном числе.
3) Игра «Назови ласково»
Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов, мяч.
Описание. Взрослый показывает предметную картинку и называет по ней большой предмет, а ребенок должен образовать слово для маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением.
Например, стол - столик, стул - стульчик, кольцо - колечко, шапка - шапочка и т. д.
4) Игра «У кого кто?»
Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных н птиц.
Оборудование: картины с изображением животных и птиц, вырезанные картинки с изображением их детенышей, мяч.
Описание. Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.
Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и сосчитать детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»
Например. У собаки три щенка. У кошки пять котят. У курицы девять цыплят и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
5) Игра «Что кому нужно?»
Задача: научить детей правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку людей разных профессий и необходимых им предметов и инструментов.
Описание. Взрослый показывает картинку с изображением человека какой-либо профессии, а ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные для нее предметы и инструменты. Например, врач - фонендоскоп, шприц, лекарство, градусник; учитель - указка, доска, мел, ручка; парикмахер - ножницы, зеркало, расческа и т. д. Ребенку в этом возрасте можно предложить картинки с изображением шофера, милиционера, швеи, продавца, строителя, повара, художника.
6) Игра «Чей - Чья - Чьё - Чьи»
Задача: тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельных их частей.
Описание. Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос о какой" либо части тела этого животного. Например: голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? ' коровьи и т. д.
7) Игра «Плавает, бегает, летает»
Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному действию. Оборудование: мяч.
Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.
Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.
8) Игра «Придумай действие»
Задача: научить детей правильно соотносить действия с определенным предметом и называть их соответствующим глаголом.
Оборудование: мяч. Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый бросает кому-то из них мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, человека какой-то определенной профессии, имя мальчика или девочки). Поймавший мяч должен вернуть его водящему, называя подходящее для этого предмета действие. Например, корова - мычит; кошка - мяукает, мурлычет, царапается; врач - лечит; пожарник - тушит; Ваня - прыгает; Оля - играет; Катя -танцует; Дима - рисует и т. д.
9) Игра «Посчитай до пяти»
Задача: тренировать детей в количественном счете предметов, правильно употребляя окончания в словах.
Оборудование: числа от 1 до 5, предметные картинки с изображением одного, двух, трех, четырех, пяти предметов; мяч.
Описание. Взрослый называет число и показывает картинку с соответствующим количеством предметов, а ребенок должен правильно назвать этот предмет в сочетании с этим числом. Например, один огурец - два огурца - три огурца - пять огурцов; одно яблоко - два яблока - пять яблок и т. д.
По мере тренировки игру можно проводить на слух с мячом.
10) Игра «Мой - Моя - Моё»
Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с притяжательными местоимениями.
Оборудование: личные вещи (игрушки, одежда, обувь) детей, мешочек.
Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый незаметно складывает несколько предметов от каждого ребенка в мешочек. Затем, доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья футболка (кукла, машинка)? Чей ботинок (шарф, мишка)? Чье платье?» и т. д.
11) Игра «Профессии»
Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.
Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».
12) Игра «Закончи предложение»
Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.
Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».
13) Игра «Почини предложение»
Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.
Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».
14) Игра «Моя семья»
Задача: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает бельё (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
15) Игра «Где спрятана игрушка»
Задача: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.
Оборудование: игрушки.
Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».
16) Игра «Маленькое нужное слово»
Задача: познакомить детей со значением в речи простых предлогов.
Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель), сюжетные картинки.
Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/12/picture-314005-1381529125.jpg)
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/07/picture-826763-1475820511.jpg)
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
Речевые игры для детей 6-7 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-1178122-1571650425.jpg)
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/09/picture-1197348-1575839944.jpg)
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-171969-1474874661.jpg)
Картотека речевых игр на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-489118-1411994330.jpg)
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-489118-1411994330.jpg)
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи...