Тема занятия: Звук [ш]. «День рождения Шуши в фиолетовом лесу».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема занятия: Звук [ш]. «День рождения Шуши в фиолетовом лесу».
Количество детей: 2
Возраст детей: старшая группа
Контингент подгруппы: по педагогической классификации: дети с ОНР (III уровня) - 1 человека, ОНР (II уровня) - 1 человека. По клинической классификации: у детей дизартрия средней или тяжелой степени тяжести.
Оборудование: «Фиолетовый лес» - предметно-развивающая среда, герои (Медвежонок Мишик, змея Шуша), Смайлики (красный, желтый, зелёный), веревочки и кружки, дорожки, буквы на липучках из «Коврограф Ларчик». Дидактические пособия: «Паровоз», «Домики», «Цветик-семицветик», игрушки «Весёлая артикуляционная гимнастика», предметы из фетра (на звук [ш]). Мнемосхемы. Шишки.
Цель занятия: автоматизация звука [ш] в слогах и словах, в предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Совершенствовать у детей произношение звука [ш] в слогах, в словах (начало слова, середина слова, конец слова);
- Формировать умение у детей опознавать заданный звук в словах;
- Формировать навык фонематического анализа и синтеза;
Коррекционно – развивающие:
- Развитие у детей фонематических процессов;
- Развитие у детей психических процессов (память, внимание, мышление);
- Развитие умение у детей составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса;
- Развивать у детей подвижность органов артикуляционного аппарата;
- Развитие у детей тонкой моторики пальцев рук.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать у детей контроль собственной деятельности;
- Воспитывать умение у детей вслушиваться в речь педагога.
- Организационный момент.
Логопед: на занятия к нам пришёл Медвежонок Мишик. Сегодня в Фиолетовом лесу праздник, змея Шуша отмечает день рождения. Медвежонок Мишик хотел подарить Цветик-Семицветик, но случилась беда, подул холодный ветер в фиолетовом лесу и разбросал все лепестки. Поможем Мишику собрать все лепестки цветика – семицветика?
Дети: да, поможем.
Логопед: У Мишика есть карта - схема поиска лепестков, давайте её изучим.
Карта вывешивается на мольберт, дети встают вокруг него и изучают карту.
- Основная часть.
Логопед: Какого цвета первый лепесток?
Дети: красного цвета.
Логопед: Правильно, где вы видите красный лепесток?
Дети находят красный лепесток.
Логопед: Послушай еще раз, имя змеи и скажите, какой общий звук вы услышите? (Шуша)
Ответ детей.
Логопед: Да, это звук [ш]. И сегодня мы с Мишиком будем закреплять и правильно, произносить этот звук.
Логопед: Чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка. В этом нам помогут игрушки для весёлой артикуляционной гимнастики, которые спрятались в мешочке.
Дети достают из мешочка по одному игрушки и выполняют упражнения.
Задание «Весёлая артикуляционная гимнастика».
Упражнение «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
(Язык широкий покажи,
И лопатку подержи).
Упражнение «Чашечка» - открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
(Язычка загнем края, делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий и как чашечка, глубокий).
Упражнение «Лошадка» - присасывать язык к нёбу. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижная.
(Скачем, скачем на лошадке, очень цокать нам приятно.
Ритм копыто отбивают, язычок им помогает).
Упражнение «Грибок»- улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей полостью к нёбу и открыть рот.
(Язычок в лесу гулял и грибочки собирал.
К нёбу крепко прижимался и в грибочек превращался).
Упражнение «Вкусный мёд» - рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.
(Знает это весь народ: любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет и подсядет к мёду ближе).
Упражнение «Погреем ладошки» - рот открыт. Губы вытянуты вперед. Произносить на выдохе звук [х], как бы согревая ладошки.
Логопед: Молодцы, ну вот мы заслужили красный лепесток, прикрепляем его к цветику.
Дети прикрепляют лепесток красного цвета к цветику, и подходят к карте.
Логопед: Какой второй лепесток?
Дети: зеленый лепесток!
Автоматизация звука [ш] в слогах.
Логопед: Шуша просит вас о помощи составить слоги. Возьмите верёвочки и проложите дорожку к гласным буквам от буквы Ш.
Дети прикрепляют дорожки, проводят пальцем по дорожкам и произносят слоги (ША. ШО, ШУ, ШИ).
Логопед: Вместе с Шушой повторим слоги и слова.
Ша, ша, ша — шапка, шайба, шахта
Шу–шу–шу — шум, шуба, шутка.
Шо-шо-шо — шов, шок, шёпот.
Ши, ши, ши — шина, шипы, шишка.
Дети повторяют слова..
Логопед: Молодцы! И вы получаете зеленый лепесток, прикрепляем его на поляне. Дальше смотрим на карту, какой 3 лепесток?
Дети подходят к мольберту и рассматривают карту.
Дети: Синий!
Логопед: А теперь мы поиграем в игру «посади пассажира». С нами в путешествие отправятся те картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Дети по очереди берут картинки, произносят слова и определяют, есть ли в словах (названиях) звук [ш], если есть, то «сажают» картинку в вагон поезда. Повторяют слова.
Логопед: за выполненное задание вы получаете синий лепесток. Прикрепите его к цветику.
Дети возвращаются к мольберту, смотрят на карту.
Логопед: какого цвета у нас следующий лепесток?
Дети: Оранжевый.
Упражнение «Найди нужный домик».
Логопед: Посмотрите на домики, у них по три окошка. Расселите картинки, которые приехали на паровозике, по домикам: определите место звука [ш] в словах, обозначающих названия картинок:
Логопед: в первый домик поселите — если звук находится в начале слова, второй домик — если звук в середине слова, третий домик — если звук стоит в конце слова.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия, проговаривая название картинок.
Логопед: мы справились и с этим заданием, расселили всех пассажиров. Прикрепите оранжевый лепесток к цветику.
Дети прикрепляют оранжевый лепесток к цветику.
Логопед: дальше смотрим на карту, какого цвета пятый лепесток?
Дети подходят к карте и рассматривают её.
Дети: фиолетовый лепесток.
Логопед: Мишик приготовил для Шуши подарок - разноцветные бусы, но веревочка порвалась, и бусинки все рассыпались (бусинки – это мелкие липкие кружки из «Коврограф Ларчик»).
Нужно помочь Мишику собрать их. Я буду говорить слова, а вы как услышите слово со звуком [ш], так прикрепляете бусинку на верёвочку.
Слова: шуба, шины, дом, шишка, замок, мак, шапка, кот, шайба, шкаф, замок, штаны, шипы, змея, шапка, кабан, шампунь.
Дети выполняют задание.
Логопед: какие шикарные бусы у вас получились! Возьмите и прикрепите фиолетовый лепесток.
Дети прикрепляют фиолетовый лепесток на цветик и подходят к карте..
Логопед: следующий лепесток, какого цвета?
Дети: Желтый!
Логопед: Посмотрите что принес Мишик, но он ни как не может понять, что обозначают эти картинки. Давайте ему поможем разгадать послание Шуши.
- У Мишки шишки, шишки у Мишки.
- Наша Маша под душем моет шею и уши.
- Шесть мышат в камышах шумят.
Дети составляют предложения по мнемотаблицам, проговаривая их.
Логопед: Мишик рад, что узнал, какое послания ему отправила Шуша.
Дети ищут следующий лепесток на карте.
Логопед: Какого цвета последний лепесток?
Дети: голубой!
Игра «Назови ласково».
Логопед: в последнем задании вам нужно назвать каждую картинку ласково. Не забывай следить за правильным произношением звука [ш].
Дети называют картинки в уменьшительно-ласкательной форме. (Картинки: шуба — шубка, шапка-шапочка, мешок-мешочек, шишка-шишечка)
Логопед: сейчас возьмите по одной шишке и мы помассируем нашим ручки.
Самомассаж «У Мишика шишка»
Мишик по лесу ходил,
Много шишек находил,
Много шишек находил,
Шуше шишку подарил. (шишки попеременно сжимаем в кулаках)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Между ручками катать! (катаем между ладоней)
Дети выполняют задания и получают последний лепесток. Прикрепляют лепесток к цветику.
Логопед: Ребята, вот и распустился волшебный цветик-семицветик и медвежонок Мишик благодарит вас за помощь. Вот и Мишик вместе с вами научился произносить звук [ш]. Он торопиться на день рождения к Шуше. До новых встреч медвежонок Мишик.
- Рефлексия.
Логопед озвучивает детям, что медвежонок Мишик благодарит ребят, что с их помощью он собрал цветик-семицветик и подарил его Шуше. Научился произносить звук [ш] правильно.
Логопед: кто приходил к нам сегодня в гости?
Дети: медвежонок Мишик
Логопед: чему он хотел научиться?
Дети: произносить звук [ш]
Логопед: какую игру вы бы хотели поиграть ещё раз?
– Какие игры были сложными для вас?
-Логопед просит детей оценить себя (свою работу на занятии) с помощью цветных смайликов.
Логопед: возьмите смайлик красного цвета, если считаете что задания не выполнили. Возьмите смайлик желтого цвета, если считаете, что задания выполнили с недочётами. Возьмите зеленый смайлик, если считаете что все задания выполнили хорошо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizuemaya_praktika_konspekt.docx | 230.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Защита реализуемой практики.
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема занятия: Звук [ш]. «День рождения Шуши в фиолетовом лесу».
Количество детей: 2
Возраст детей: старшая группа
Контингент подгруппы: по педагогической классификации: дети с ОНР (III уровня) - 1 человека, ОНР (II уровня) - 1 человека. По клинической классификации: у детей дизартрия средней или тяжелой степени тяжести.
Оборудование: «Фиолетовый лес» - предметно-развивающая среда, герои (Медвежонок Мишик, змея Шуша), Смайлики (красный, желтый, зелёный), веревочки и кружки, дорожки, буквы на липучках из «Коврограф Ларчик». Дидактические пособия: «Паровоз», «Домики», «Цветик-семицветик», игрушки «Весёлая артикуляционная гимнастика», предметы из фетра (на звук [ш]). Мнемосхемы. Шишки.
Цель занятия: автоматизация звука [ш] в слогах и словах, в предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Совершенствовать у детей произношение звука [ш] в слогах, в словах (начало слова, середина слова, конец слова);
- Формировать умение у детей опознавать заданный звук в словах;
- Формировать навык фонематического анализа и синтеза;
Коррекционно – развивающие:
- Развитие у детей фонематических процессов;
- Развитие у детей психических процессов (память, внимание, мышление);
- Развитие умение у детей составлять уменьшительно-ласкательную форму существительного посредством суффикса;
- Развивать у детей подвижность органов артикуляционного аппарата;
- Развитие у детей тонкой моторики пальцев рук.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать у детей контроль собственной деятельности;
- Воспитывать умение у детей вслушиваться в речь педагога.
- Организационный момент.
Логопед: на занятия к нам пришёл Медвежонок Мишик. Сегодня в Фиолетовом лесу праздник, змея Шуша отмечает день рождения. Медвежонок Мишик хотел подарить Цветик-Семицветик, но случилась беда, подул холодный ветер в фиолетовом лесу и разбросал все лепестки. Поможем Мишику собрать все лепестки цветика – семицветика?
Дети: да, поможем.
Логопед: У Мишика есть карта - схема поиска лепестков, давайте её изучим.
Карта вывешивается на мольберт, дети встают вокруг него и изучают карту.
- Основная часть.
Логопед: Какого цвета первый лепесток?
Дети: красного цвета.
Логопед: Правильно, где вы видите красный лепесток?
Дети находят красный лепесток.
Логопед: Послушай еще раз, имя змеи и скажите, какой общий звук вы услышите? (Шуша)
Ответ детей.
Логопед: Да, это звук [ш]. И сегодня мы с Мишиком будем закреплять и правильно, произносить этот звук.
Логопед: Чтобы выполнить все задания хорошо, нам нужно сделать зарядку для язычка. В этом нам помогут игрушки для весёлой артикуляционной гимнастики, которые спрятались в мешочке.
Дети достают из мешочка по одному игрушки и выполняют упражнения.
Задание «Весёлая артикуляционная гимнастика».
Упражнение «Лопаточка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
(Язык широкий покажи,
И лопатку подержи).
Упражнение «Чашечка» - открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
(Язычка загнем края, делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий и как чашечка, глубокий).
Упражнение «Лошадка» - присасывать язык к нёбу. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижная.
(Скачем, скачем на лошадке, очень цокать нам приятно.
Ритм копыто отбивают, язычок им помогает).
Упражнение «Грибок»- улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей полостью к нёбу и открыть рот.
(Язычок в лесу гулял и грибочки собирал.
К нёбу крепко прижимался и в грибочек превращался).
Упражнение «Вкусный мёд» - рот приоткрыть, широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.
(Знает это весь народ: любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет и подсядет к мёду ближе).
Упражнение «Погреем ладошки» - рот открыт. Губы вытянуты вперед. Произносить на выдохе звук [х], как бы согревая ладошки.
Логопед: Молодцы, ну вот мы заслужили красный лепесток, прикрепляем его к цветику.
Дети прикрепляют лепесток красного цвета к цветику, и подходят к карте.
Логопед: Какой второй лепесток?
Дети: зеленый лепесток!
Автоматизация звука [ш] в слогах.
Логопед: Шуша просит вас о помощи составить слоги. Возьмите верёвочки и проложите дорожку к гласным буквам от буквы Ш.
Дети прикрепляют дорожки, проводят пальцем по дорожкам и произносят слоги (ША. ШО, ШУ, ШИ).
Логопед: Вместе с Шушой повторим слоги и слова.
Ша, ша, ша — шапка, шайба, шахта
Шу–шу–шу — шум, шуба, шутка.
Шо-шо-шо — шов, шок, шёпот.
Ши, ши, ши — шина, шипы, шишка.
Дети повторяют слова..
Логопед: Молодцы! И вы получаете зеленый лепесток, прикрепляем его на поляне. Дальше смотрим на карту, какой 3 лепесток?
Дети подходят к мольберту и рассматривают карту.
Дети: Синий!
Логопед: А теперь мы поиграем в игру «посади пассажира». С нами в путешествие отправятся те картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Дети по очереди берут картинки, произносят слова и определяют, есть ли в словах (названиях) звук [ш], если есть, то «сажают» картинку в вагон поезда. Повторяют слова.
Логопед: за выполненное задание вы получаете синий лепесток. Прикрепите его к цветику.
Дети возвращаются к мольберту, смотрят на карту.
Логопед: какого цвета у нас следующий лепесток?
Дети: Оранжевый.
Упражнение «Найди нужный домик».
Логопед: Посмотрите на домики, у них по три окошка. Расселите картинки, которые приехали на паровозике, по домикам: определите место звука [ш] в словах, обозначающих названия картинок:
Логопед: в первый домик поселите — если звук находится в начале слова, второй домик — если звук в середине слова, третий домик — если звук стоит в конце слова.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия, проговаривая название картинок.
Логопед: мы справились и с этим заданием, расселили всех пассажиров. Прикрепите оранжевый лепесток к цветику.
Дети прикрепляют оранжевый лепесток к цветику.
Логопед: дальше смотрим на карту, какого цвета пятый лепесток?
Дети подходят к карте и рассматривают её.
Дети: фиолетовый лепесток.
Логопед: Мишик приготовил для Шуши подарок - разноцветные бусы, но веревочка порвалась, и бусинки все рассыпались (бусинки – это мелкие липкие кружки из «Коврограф Ларчик»).
Нужно помочь Мишику собрать их. Я буду говорить слова, а вы как услышите слово со звуком [ш], так прикрепляете бусинку на верёвочку.
Слова: шуба, шины, дом, шишка, замок, мак, шапка, кот, шайба, шкаф, замок, штаны, шипы, змея, шапка, кабан, шампунь.
Дети выполняют задание.
Логопед: какие шикарные бусы у вас получились! Возьмите и прикрепите фиолетовый лепесток.
Дети прикрепляют фиолетовый лепесток на цветик и подходят к карте..
Логопед: следующий лепесток, какого цвета?
Дети: Желтый!
Логопед: Посмотрите что принес Мишик, но он ни как не может понять, что обозначают эти картинки. Давайте ему поможем разгадать послание Шуши.
- У Мишки шишки, шишки у Мишки.
- Наша Маша под душем моет шею и уши.
- Шесть мышат в камышах шумят.
Дети составляют предложения по мнемотаблицам, проговаривая их.
Логопед: Мишик рад, что узнал, какое послания ему отправила Шуша.
Дети ищут следующий лепесток на карте.
Логопед: Какого цвета последний лепесток?
Дети: голубой!
Игра «Назови ласково».
Логопед: в последнем задании вам нужно назвать каждую картинку ласково. Не забывай следить за правильным произношением звука [ш].
Дети называют картинки в уменьшительно-ласкательной форме. (Картинки: шуба — шубка, шапка-шапочка, мешок-мешочек, шишка-шишечка)
Логопед: сейчас возьмите по одной шишке и мы помассируем нашим ручки.
Самомассаж «У Мишика шишка»
Мишик по лесу ходил,
Много шишек находил,
Много шишек находил,
Шуше шишку подарил. (шишки попеременно сжимаем в кулаках)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем с шишкой мы играть!
Между ручками катать! (катаем между ладоней)
Дети выполняют задания и получают последний лепесток. Прикрепляют лепесток к цветику.
Логопед: Ребята, вот и распустился волшебный цветик-семицветик и медвежонок Мишик благодарит вас за помощь. Вот и Мишик вместе с вами научился произносить звук [ш]. Он торопиться на день рождения к Шуше. До новых встреч медвежонок Мишик.
- Рефлексия.
Логопед озвучивает детям, что медвежонок Мишик благодарит ребят, что с их помощью он собрал цветик-семицветик и подарил его Шуше. Научился произносить звук [ш] правильно.
Логопед: кто приходил к нам сегодня в гости?
Дети: медвежонок Мишик
Логопед: чему он хотел научиться?
Дети: произносить звук [ш]
Логопед: какую игру вы бы хотели поиграть ещё раз?
– Какие игры были сложными для вас?
-Логопед просит детей оценить себя (свою работу на занятии) с помощью цветных смайликов.
Логопед: возьмите смайлик красного цвета, если считаете что задания не выполнили. Возьмите смайлик желтого цвета, если считаете, что задания выполнили с недочётами. Возьмите зеленый смайлик, если считаете что все задания выполнили хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.
Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...
Конспект открытого занятия с родителями " День рождение звука (Ш)."
Конспект открытого занятия для детей 4-5 лет. Закрепление правильного произношения звука (Ш) в словах и фразах....
Конспект занятия по автоматизации звука Л "День рождения белки"
Конспект занятия для детей старшей группы по автоматизации звука Л в словах, предложениях...
Подгрупповое занятие на автоматизацию звука [Л] «День рождение кота Матроскина».
Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках с использованием ИКТЦель: Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, чистоговорках.Задачи:Коррекционно - о...
Презентация "Сюжетно-ролевая игра "Один день из жизни героев Фиолетового леса"
Сюжетно-ролева игра составлена в контексте технологии В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры".На слайдах указан алгоритм составления сценария, используемая литература, цели и задачи ролевой...
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука |Ж| «День рождения Жучка»
Конспект НОД индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука |Ж| «День рождения Жучка». Занятие было разработано и проведено в рамках логопедического проект...
Конспект подгруппового логопедического занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом лесу».
Конспект подгруппового логопедического занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Тема занятия. Звук [ш]. «Путешествие мышонка Мышика в фиолетовом ле...