Особенности формирования предпосылок к учебной деятельности у детей с ТНР
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)
Поступление в школу – новый значимый этап в жизни каждого ребенка. Меняется режим дня, расписание, а игра – как ведущий вид деятельности у детей старшего дошкольного возраста должен смениться на учебную деятельность . Для детей с ТНР особенно важным явлется сформировнность умения работать в коллективе, подчинять и контролировать свои действия, ведь средняя численность в классе составляет около 25 учеников, Для того, чтобы пребывание в школе приносило радость ребенку, а обучение было эффективным, необходимо уже в старшем дошкольном возрасте сформировать предпосылки к учебной деятельности в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zadvorny_monich.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Задворных Ю.Д.,Монич О.В.
БДОУ г. Омска «Детский сад №116 комбинированного вида»
Особенности формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Система современного начального образования выдвигает ряд требований к будущим первоклассникам. ФГОС дошкольного образования предъявляет требования к результатам освоения программы в виде целевых ориентиров ДОУ, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями для преемственности дошкольного и начального школьного образования. Они предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Поступление в школу – новый значимый этап в жизни каждого ребенка. Меняется режим дня, расписание, а игра – как ведущий вид деятельности у детей старшего дошкольного возраста должен смениться на учебную деятельность . Для детей с ТНР особенно важным явлется сформировнность умения работать в коллективе, подчинять и контролировать свои действия, ведь средняя численность в классе составляет около 25 учеников, Для того, чтобы пребывание в школе приносило радость ребенку, а обучение было эффективным, необходимо уже в старшем дошкольном возрасте сформировать предпосылки к учебной деятельности в условиях ДОУ.
Предпосылки к учебной деятельности – это формируемые у детей умения, навыки и мотивы, побуждающие их к учебной деятельности.
Деятельность педагогов ДОУ по формированию предпосылок к учебной деятельности направлена не только на возникновение у детей желания стать школьником, но и на формирование учебного поведения, самоконтроля и учебной мотивации. Учебная мотивация – это система, включающая познавательные потребности ребенка, его интересы, а также мотивы, придающие ей целенаправленный характер и определяющие особенности содержания [2, с. 233].
В отечественной педагогике выделяют следующие виды предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста:
1. Личностные предпосылки к учебной деятельности. Долгое время в психологии и педагогике считалось, что именно в раннем детстве приобретаются все проявления характера человека. Ведь именно в период детства у ребенка формируется личностные качества. В структуру занятий необходимо включить игры и упражнения, направленные на формирование у детей с ТНР знаний общечеловеческих ценностей, моральных правил и норм поведения в обществе, этических принципов: прoблемнaя ситуaция «Первoклaссник», oбсуждение стихoтвoрения «Кoт и лoдыри», слoвеснaя игрa «Три жестa», oбсуждение «Кaртинкa нaстрoения», игрa в скaзку «Кoлoбoки т.д. Ребенок должен понимать социальные роли в обществе: уважать и слушать старших, знать нормы поведения и правила в зависимости от места своего пребывания.
2. Регулятивные предпосылки к учебной деятельности. Формирование у ребенка регулятивных предпосылок к учебной деятельности помогает ему обеспечить организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль и внесение корректировок, оценка [4, с.225].
Для развития регулятивного вида предпосылок к учебной деятельности у детей с ТНР необходимо проволить игры и упражнения направленные на развитие общей координации, мелкой моторики, умения работать в команде и действовать по правилам и образцу, контролировать свои действия, а также удерживать поставленную задачу на протяжении всей игры: игрa «Шишки, желуди, oрехи», «Лoвишки в звеньях, «Пaлoчки», «Дирижер и oрекстр».
3. Познавательные предпосылки к учебной деятельности. Владение ребенком необходимым объемом предметных знаний, умений и навыков, информацией об окружающем мире, правилам и нормам поведения в обществе в соответствие с возрастной нормой говорит о развитии познавательного аспекта деятельности ребенка. У детейс ТНР наблюдается снижение познавательной деятельности. Познавательное развитие ребенка включает в себя построение логических, общеучебных действий, постановку и нахождение способа решения проблем. Для развития познавательных предпосылок к учебной деятельности подойдут следующие игры, упражнения и занятия: занятие «История школьных принадлежностей», рaзвивaющее упрaжнение «Узoры»,слoвеснaя игрa «Гoвoри нaoбoрoт», прoблемные ситуaции,беседa «Ктo без кoгo не мoжет», экскурсия в школу.
4. Коммуникативные предпосылки к учебной деятельности. Коммуникативные предпосылки – умение договариваться со всеми участниками процесса, находить компромиссы, уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения. Дети с ТНР испытывают трудности в общении. Им тяжело ориентироваться в ситуацих общения, в групповых играх выражают негативизм в отношении других участников игры. Задержка появления речи, скудный словарный запас и другие нарушения звукопроизношекни отражаются на формировании самооценки ребенка. Общение играет важную роль в жизни любого человека. Для детей общение – это и получение новых знаний, многочисленные вопросы и ответы на интересующие их вопросы у взрослых. Общение со сверстниками – большая радость, наполнение игровой деятельности сюжетом и смыслом. Коммуникативные предпосылки к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста включают в себя: планирование учебного сотрудничества с педагогом и другими участниками учебного процесса. Для развитиякоммуникативных предпосылок к учебной деятельности подойдут следующие игры, упражнения и занятия: ) Задание «сoстaвь зaдaние пaртеру», рaсскaз пo кaртинке «Хoрoшее или плoхoе пoведение», сюжетнo-рoлевaя игрa «В шкoлу». [3, с. 23]
Таким образом, поступление в школу – это новый этап в жизни каждого ребенка, а чтобы пребывание в школе приносило радость, а процесс получения знаний был продуктитвным, необходимо обеспечить связь между пребыванием в детском саду и поступлением в школу. Предпосылки к чебной деятельности – это мотивы, умения, которые подталкивают ребенка к учебной деятельности. Существует четыре вида предпосылок к учебной деятельности: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные. Все предпосылки связаны между собой, а работа педагогов по их формировнию, должна обеспечить адаптацию ребенка в школе, принятию нового статуса «ученика».
Список используемой литературы:
1. Белик Я.Н. Формирование предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования: дис. канд.пед.наук:13.00.02 / Яна Николаевна Белик; ГОУ ВПО Сургут.гос.университет. – Сургут, 2011. – 217с.
2. Еремзина Е.П. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников как одно из условий преемственности дошкольного и начального образования / Е.П. Еремзина // Психолого-педагогический, социальный и управленческий аспекты реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. - 2018. – С. 232-235
3. Майданкина И.В. Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Майданкина // Образование и воспитание. – 2015. – №5. – С. 23-27.
4. Овчинникова Е.Г. Формирование деятельности у страших дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе предшкольного образования / Е.Г. Овчинникова // Актуальные вопросы профессионального педагогического образования. сборник научно-метод.работ. - Кемерово:- Аэтерна, 2016. – С.223-226.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы «Реализация метода образовательных проектов в практике ДОО, как условие формирования предпосылок к учебной деятельности у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка....
«Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации метода образовательных проектов в условиях введения ФГОС ДО»
Пояснительная записка к презентации опыта работы...
Памятка "Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством реализации иформационно-коммуникативных технологий в условиях ведения ФГОС ДО"
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужно ли использование компьютера в системе образования. Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети.Детям интересн...
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....
Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения лего конструирования и робототехники».
Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения лего конструирования и робототехники».Сегодня обществу...
План по самообразованию: "Подготовка к обучению грамоте детей старшей группы, как средство формирования предпосылок к учебной деятельности".
Повышение профессионального мастерства, углубление знаний по методике обучения детей грамоте...