Современные технологии развития связной речи старших дошкольников с ТНР
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Амирова Василя Раисовна

консультация для коррекционных педагов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии развития связной речи старших дошкольников с ТНР.

Целевые ориентиры ФОП предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения. То есть должна быть в полной мере развита связная речь.        

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Основная функция связной речи – коммуникативная.

Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе.

Первичной формой является – диалогическая, которая предполагает обмен высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности. В отличие от диалогической речи, в которой редко используются сложные предложения, монологическая – значительно развёрнута и грамматически оформлена, поэтому монолог требует предварительной подготовки.

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка.

И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи дошкольников является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

        Технологии – это система методов способов, приемов обучения, последовательность определенных действий, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

 Применение современных образовательных технологий помогает нам, педагогам делать обучение интересным, занимательным, развивающим.

При выборе технологии по речевому развитию нужно соблюдать ряд требований:

- технология должна быть ориентирована не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей и воспитание культуры общения;

- технология должна  должна четко устанавливать позиции субъекта речевой деятельности;

- технология должна носить здоровьесберегающий характер;

 - основу технологии составляет ориентированное взаимодействие с ребёнком;

 - и конечно же должна быть активная речевая практика ребёнка в разных видах деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Современные технологии речевого развития

  • здоровьесберегающие технологии:
  • сказкотерапия;
  • технологии проектной деятельности;
  • технология ТРИЗ;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные    технологии;
  • игровые технологии;
  • мнемотехника;
  • синквейн технология.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дыхательная и артикуляционная гимнастики;
  • песочная терапия;
  • кинезиологические упражнения
  • логоритмика;
  • оригами;
  • самомассаж лица, рук, ушей;
  • нейропсихологическая гимнастика.

Сказкотерапия;

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми.

Сказки могут быть:

дидактические сказки (от 3 – х до 6 лет) создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

художественные сказки способствуют воспитанию нравственных  чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.

психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, помогают расслабиться,  снять напряжение.

Приемы работы:

  • анализ сказок;
  • рассказывание сказок;
  • додумывание сказок;
  • постановка сказок;
  • сочинение сказок.

Проектная деятельность  основывается на: интересах детей; развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве.

        Процесс познания завершается реальным результатом — продуктом, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

        Проектная деятельность не только создает условия для развития связной речи, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Развивает фантазию, воображение, творческое мышление и способствует развитию устной речи  

Например МЕТОД  МОЗГОВОГО  ШТУРМА

        Это оперативный метод решения проблемы при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

С примерными темами мозгового штурма для детей старшего дошкольного возраста

1.   Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?

2.   Как не ссориться с мамой?

3.   Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?

4.   Придумайте насекомое с необычными свойствами.

5.   Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?

6.   Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот...): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой... Какие способы не подойдут?

Технологии исследовательской деятельности        

очень многогранны: здесь и занятия, экскурсии, целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке). В ходе игр, наблюдений у детей возникает желание поделиться своими переживаниями со сверстниками (диалог) или рассказать всем (монолог)

        Важнейшую роль для развития речи в исследовательской деятельности имеют тематические занятия с простейшими опытами .Они углубляют представления детей о предмете, явлении, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение.

Информационно-коммуникационные технологии

Технологии в которых развитие связной речи выстраивается посредством технических средств. 

Компьютерные программы

Интернет - ресурсы

Картотека презентаций по развитию речи

Компьютерные игры «Мерсибо»

Создание электронных детских книг - придумывание новых интересных сказок для создания электронной книги. Опять же в процессе придумывания истории дети сами выбирают партнеров для этой деятельности, договариваются о сюжете, придумывают диалоги, характеры героев. Педагоги записывают сочиненную детьми сказку, рассказ.

Затем готовятся изображения, которые фотографируют и создается  презентацию в формате Power Point.

Электронная книга проецируется на экран и дети, получившие каждый свою роль, и Дети с большим интересом «озвучивают» созданную ими сказку в мультимедийном оформлении, каждый раз придумывая новые сюжеты, по-новому передавая образы героев.

Квест-технология

Слово «квест» обозначает - поиск приключений, игра. В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо разыскать подсказку, чтобы двигаться дальше. В случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя коллективные задания и находя подсказки.

Форма квест-игры предусматривает многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающая эффективное запоминание и воспроизведение информации.

Особенности технологии: применение не изображения предметов, а символов для запоминания, которые оформляются в виде

-мнемоквадраты-мнемодорожки-мнемотаблицы.

Синквейн — это нерифмованный текст, состоящий из пяти строк, написанных по определённой схеме. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, объединять и кратко излагать. Синквейн учит краткому пересказу и помогает развить речь.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);

2 строка – два прилагательных, описывающих признаки предмета или его свойства.

3 строка – три слова - глагола. Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация.

Также к современным технологиям речевого развития относятся        

  • Арт-технологии
  • LEGO-технология
  • Технология «Азбука общения»
  • Л.Н.  Шипицыной
  • Технология «Развитие диалогического    общения» А.Г. Арушановой
  • Технология «Сторителлинг»
  • Кейс-технологии
  • Технология «Скрайбинг»
  • Технология «Друдлы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сиквейн технологии в развитии связной речи старших дошкольников

Использование сиквейн технологии в развитии речи. Методическая разработка...

Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"

Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.

Использование педагогических технологий в развитии связной речи старших дошкольников.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент...

«Технология фитбол-сказок как средство развития связной речи старших дошкольников»

Технология, которой я хочу с вами поделиться, называется «Сказочный фитбол». Автор разработки Т. С. Овчинникова.   Данная технология является современной альтернативой драматизац...

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий

Для развития связной речи старших дошкольников мною была выбрана технология ТРИЗ. Элементы технологий ТРИЗ содержат огромной потенциал, который позволит изменить процесс речевого развития детей дошкол...

Анкетирование родителей "«Развитие связной речи старших дошкольников с использованием современных технологий»"

Анкетирование родителей на выявления уровня развитие педагогической компитенции по вопросу: "Развитие связной речи старших дошкольников с использованием современных технологий"...