Конспект на закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алентьева Анастасия Александровна

Конспект на закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_sh.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи»

Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи.

Задачи:

1. Коррекционно-обучающие:

— учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

— формировать лексико-грамматический строй;

— упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

— закрепить навык произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной и разговорной речи.

2. Коррекционно-развивающие:

— развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

— развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;

— развитие тонких движений пальцев рук.

3. Коррекционно-воспитательные:

— формирование положительной установки на участие в занятии;

— умение слушать сверстников и логопеда;

— воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;

— воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно.

Оборудование: компьютер, 2 записи инструментальной музыки, дидактическая логопедическая игрушка (бегемот Жужа- для выполнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, сюжетные картинки, шарики с пружинками Су-Джок, паровозик с вагонами для определения звука в слове, ватманы с упражнениями.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде:

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Сегодня мы с вами покажем, как правильно и красиво научились произносить звук [ш].

3. Артикуляционная гимнастика.

Все ребятки по порядку

Утром делают зарядку,

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

А помогать нам в этом будет?

(ответы детей: бегемот Жужа).

Язычок знаком нам, дети,

Мы его улыбкой встретим.

Это язычок пришёл (улыбнуться, показать язычок).

Вправо он сейчас пошёл.

Всё, что нужно увидал

И налево зашагал (упражнение «Часики»).

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»).

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Тётушка щёчка

Племянника ждёт.

Блинчики с маком

К обеду печёт (упражнение «Блинчики»).

Кашу сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает (упражнение «Чашечка», просунуть язык между губ и дуть на кончик языка на воображаемый пар, остужая чай).

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье, (упражнение «Вкусное варенье»)

Да и кашка манная –

Просто объедение.

Он поел совсем немножко,

Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»).

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

«Блл, блл, блл! » — предлагают (упражнение «Качели») .

Дайте Язычку ду-ду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики

«Садитесь, комарики! »(длительно произносить звук «Шшш»).

Поиграл наш Язычок,

Лёг поспать он и молчок.

4. Уточнение артикуляции.

Давайте вспомним, как произносится звук «Ш».

— Что происходит с губами, зубами, как расположен язык?

Ответы детей.

— А какой воздух?

Ответы детей.

— Что делает голос, когда мы произносим звук «Ш»: спит или песенки поёт? Приложите все руку к шее, скажем шшшш…. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

Ответы детей.

— Ребята, а звук «Ш» какой он: гласный или согласный?

— Звонкий или глухой?

— Твёрдый или мягкий?

Ответы детей.

А на что похож звук «Ш» (на шипение гуся, змеи) .

— Мы с вами произносим слоги, слова, а можем ли мы увидеть звуки?

— Нет, мы видим и пишем буквы.

— Какой же буквой обозначается звук «Ш» на письме?

— Давайте звук «Ш» превратим в букву Ш.

Вместе с детьми произносим стихотворение:

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А ещё его сказать.

Платья звукам надеваем,

Звуки в буквы превращаем (Рисуют букву пальцем на песке) .

5. Упражнение «Подружи звуки». Пошипите вместе с гусятами, проводя пальчиком по дорожкам от гусят до каждой гласной буквы и наоборот от гласной до гусят. Повторите каждый слог. Какие слоги получились?

6. Пальчиковая гимнастика (с пружинками Су-Джок).

Шёл медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил», —

Так подумал и пошёл

Он на поиск диких пчёл.

Все медведи-сладкоежки,

Любят есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

7. А теперь, поиграем в игру «Доскажи словечко».

Опираясь на картинки, назовите отгадки, выделяя звук Ш, определите, где находится звук Ш в слове: в начале, в середине или в конце слова и заселите в соответствующие домики (лотки) .

*Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким;

Делать стулья и столы, красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке сам я делаю (игрушки) ;

*В подполье, в каморке живёт она в норке,

Серая малышка, кто это?. (мышка) ;

*Из упрямства ни на шаг не продвинулся (ишак) ;

*Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки) ;

* Целый день поёт щегол в клетке на окошке.

Третий год ему пошёл, а он боится… (кошки) ;

*Прицепившись к задней шине, мишка едет на… (машине) ;

* Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку) ;

* Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты (спишь) ;

* Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг только грязь и зола,

А звали красавицу (Золушка) ;

*Зимой, в часы веселья

Вишу на яркой ели я.

Стреляю, точно пушка,

Зовут меня (хлопушка) ;

*Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно (карандаш) ;

*На меня вы посмотрите,

Дверки можете открыть вы,

А на полочках моих

Много нужного стоит!

Выше всех я, как жираф:

Я большой, красивый (шкаф) .

10. Упражнение «Рифмы». Послушайте начало фразы и закончите её подходящими словами. Справиться с заданием вам помогут картинки. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Например: Шок-шок-шок, шок-шок-шок дедушка несёт мешок.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши- вот играют (малыши) .

Уш-уш-уш, уш-уш-уш- я приму горячий (душ) .

Аш-аш-аш, аш-аш-аш- это синий (карандаш) .

Ишни-ишни-ишни- созревают (вишни) .

Шок-шок-шок, шок-шок-шок- разбудил нас (петушок) .

11. Упражнение «Исправь предложение» (послушайте предложения, найдите и исправьте ошибки, с опорой на картинки на ватмане А4) .

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

У мышки в лапах кошка.

Маша надела голову на шапку.

Лужайка летает над шмелем.

Шлем надел Мишу.

У шеи шарфик на мишке.

Паша обводит лягушкой карандаш.

12. Физкультурная минутка «Мишка вылез из берлоги».

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо) .

Потянулся он со сна:(потягивания-руки вверх) .

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (вращения головой) .

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад) .

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) .

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (дети садятся) .

13. Игра «Кто больше, кто меньше? » Сравните два предмета и ответьте на вопросы полным предложением. Не забывайте правильно произносить звук «Ш». Например. Кто больше: Лягушка или мартышка? Мартышка больше лягушки. Кто меньше? Лягушка меньше мартышки (даются картинки обратной величины, чем на самом деле:мартышка маленькая, а лягушка большая).

Кто больше: кошка или мошка? Кто меньше?

Кто больше: мышка или малыш? Кто меньше?

Кто больше: лягушка или кукушка? Кто меньше?

Кто больше: бабушка или дедушка? Кто меньше?

Кто больше: мишка или мартышка? Кто меньше?

14. Упражнение «Новые слова».

Давайте превратим одни слова в другие.

Замените в словах первый звук на звук Ш. Например: ПАР-ШАР.

ТАПКА-ШАПКА

ГУБЫ-ШУБЫ

ТОПОТ-ШЁПОТ

МЫЛО-ШИЛО

СПОРЫ-ШПОРЫ.

15. Игра «Кошки-мышки». Послушайте рассказ о кошке Машке, перескажите его, опираясь на картинки (цепной текст).

У Алёши живёт кошка Машка.

Кошка Машка ловит мышек.

Мышки убегают от кошки.

Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.

16. Зрительная гимнастика (под музыку, логопед читает стихи, а дети выполняют глазодвигательные движения в соответствие с текстом).

Давайте выполним с вами гимнастику для глаз, ведь им тоже нужен отдых (все движения выполняются только глазами).

«Весёлая неделька».

Всю неделю по порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

— Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

17. Итог занятия. Ребята, а чем мы с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось, а что вызвало трудности? Ответы детей.

Наше занятие подошло к концу, все очень хорошо поработали, все вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ»

Авторский конспект для работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Один из цикла конспектов "Отработка звуков родного языка"....

Конспект логопедического занятия «Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».

Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи. Задачи:1. Коррекционно-обучающие:— учить детей точно и полно отвечать на вопросы;— упражнять детей в звукобу...

«Пересказ, как одна из форм обучения связной речи и закрепления правильного произношения звуков»

Какие методы и приёмы используются для закрепления правильного произношения звуков в связной речи....

Занятие на тему: «Закрепление правильного произношения звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи».

Занятие направлено на совершенствование правильного произношения звука [ч ] в словах, предложениях, связной речи; закрепление навыков общения, воспитания добрых, дружеских чувствв коллективе...

Конспект индивидуального занятия по закреплению изолированного произношения звука [С].

Конспект индивидуального занятия по закреплению изолированного произношения звука [С].Задачи:Коррекционные: Формирование артикуляционного уклада звука [С], закрепление изолированного звучания, развити...