Звуки Д, Дь. Буква Д
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Атаманова Маргарита Степановна

Различение твердости и мягкости звуков Д – Дь. Согласовывание существительных с прилагателЬными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зву и буква Д38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Детски сад «Снежинка»

Учитель-логопед высшей категории

Атаманова Маргарита Степановна

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:  Звук  Д, Дь . Буква Д.

Цели:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • Знакомство с различиями звуков  Д, Дь;
  • Закрепление произнесения звука в словах, словосочетаниях;
  • Введение звука во фразовую речь.

  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развивать умение различения твердости и мягкости звуков Д –Дь
  • Согласовывание существительных с прилагателными
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Развитие словотворчества
  • Развивать способность к умозаключениям

 

  1. Коррекционно-воспитательные:
  • Воспитание чувства дружбы
  • Воспитание внимания к родным и близким
  • Воспитание правил поведения
  • Воспитание трудолюбия, уступчивости друг к другу

Оборудование: Игрушки большого и маленького домовых, схема характеристики звука, звуковые замки, домик с картинками в окошках, звуковые домики, цветовые сигналы, сигнальные светофоры, тетради, «песочные компьютеры», магнитофон с записью пословиц.

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы занятия. Выделение звука Д из слов домовой, домовёнок, дом и звука Дь из слова дедушка.
  3. Р/упр. «Характеристика звука»
  4. Игра «Поймай звук»
  5. Игра «Тихо-громко»
  6. Игра «Придумай новое слово со словом дом»
  7. Игра: «Где живет звук Д»
  8. Игра «Покупки Домовенка»
  9. Игра «Светофор»
  10. Творческие задания детей
  11.  Физминутка
  12. Знакомство с буквой Д
  13. Игра «Песочный компьютер»
  14. Радиопередача
  15. Подведение итога занятия

Ход занятия.

                Мы строители:

                Тук-тук молотком.                

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и красной крышей,

Дом большой и видный вышел.

        Сегодня к нам пришли озорной Домовёнок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах дом, домовой? А в слове дедушка? Сегодня вместе с ними будем изучать звуки Д, Дь.

        Что напоминает вам звук Д? Каким вы его себе представляете?

Расскажите по схеме какой звук?  

        В какой замок мы поселим звук Д? А в каком замке будет жить звук Дь?

        Домовенок хочет с вами поиграть. Хлопните в ладоши, если услышите звук Д, поднимите руку, если в слове будет звук Дь.

        Догадайтесь, какая любимая игрушка у Домовенка.

(звучит колокольчик)

Повторим звук колокольчика: Дан-дон-динь (тихо),

                                        Дон-дан-дон   (громче).

(Выставляются картинки с изображением разных домов)

        Что это? Посмотрите,  какие они разные. Скажите ласково об этом доме. (Домик, домишко  домочек,  домишечко)

А это не дом, а огромный …(домище).

Как называют такой домик? (Дача, дачный домик)

        Где вы видели такие дома?  (В городе, в деревне). Этот дом сделан из дерева, какой он? (Деревянный).

В каждом доме, об этом мне рассказывал дедушка, жили странные существа – Домовые.  Они были добрые, но невидимые.

Какими они были? (Добрыми, невидимыми.)

Домовые хотят с нам подружиться. Домовенок хочет стать нашим …(другом). Лиза будет его …(подружкой).

Дедушка Домовой спрашивает: знаете ли вы, что значит дружить? Что такое дружба?  (Объяснения детей)

        Расскажите, кто у вас есть дома? Как назвать их одним словом? (Родные, родители.) Кто для вас самый родной человек? Какие слова о маме вы скажете нам?  (Дорогая,  добрая,  родная)

«Лучше нет дружка, чем родная матушка». Что вы хотите пожелать своим родным?  (Здоровья, радости, удачи, добра). Домовёнок может исполнить ваши пожелания.

(Выставляется домик со вставленными картинками в  окошках)

        Домовенок поселился в новый дом и мог приобрести предметы только со звуком Д. Помогите ему, правильно ли он выбрал для кухни  предметы. Назовите предметы, в которых есть звук Д   (сковорода,  дуршлаг, судок, селедочница, ведро, кадушка)

Положите цветовой сигнал звука в окошко звукового домика.

        Отгадайте загадку Домового: «Новая посудница, а вся в дырках».  (Дуршлаг) Где звучит  звук Д в слове дуршлаг? Каким цветом вы обозначите этот звук?  (синим)

На чем вы сидите дома?  (на диване) Какой первый звук в слове диван? (Дь)

Фор-фор, с нами друг – светофор!

Мы в спальне у Домовенка.

На зеленый свет вспомните постельные принадлежности с мягким звуком Дь, на синий – с твердым Д: Подушка, одеяло, плед, пододеяльник.  (Уточнение значения слова пододеяльник).

Чем вы укрываетесь? (одеялом)  Чем еще можно укрыться? (пледом)

        Назовите первый и последний звук слова, а Домовенок угадает задуманное слово.

        Послушайте, какие «полезные» советы дает нам озорной Домовенок: «Дети, бросайтесь подушками! Солите лягушек в кадушках! Смотрите мультфильмы по холодильнику. Гладьте бельё сковородой. Жарьте дыню в ведре!»

Какие это советы?  (Глупые и бесполезные). Объясните, почему так нельзя делать. Придумайте полезные советы. Расскажите Домовенку о своих добрых делах.

        Дедушка Домовой приглашает нас в деревню

                По дороге мы идем.

                Путь далек, далек наш дом.

                Жаркий день, сядем в тень.

                Мы под дубом посидим.

                Мы под дубом полежим.

                Полежим, отдохнем,

Потом дальше пойдем.   (сопровождение действиями)

 А вот и деревня! Что мы делали в пути? (сидели, отдыхали)

Под каким деревом? (Под дубом)

Какая была дорога?  (длинная, дальняя, трудная)

        Мы в дороге устали, захотели пить. Откуда дедушка Домовой берет воду?  (из колодца)

Измените это слово, чтобы в нем появился звук Дь (колодец)

Откуда мы берем воду в городе?  (из водопровода)

Скажите Домовому кто чинит водопроводные краны. (Водопроводчик)

Дедушка Домовой угощает нас…чем?  (водой)

Какая вода?  (Холодная, студеная)

ДЕДУШКА Домовой желает познакомить нас с гловной буквой в его имени:

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

Напишите букву Д в воздухе. Напишите букву Д в тетради. Соедините Д с гласными О, А, У, Ы. Прочтите слоги. Какой первый звук. Какой второй.

Дедушки Домовой предлагает нам поиграть в песочный компьютер и если вы будете внимательны, то сможете прочитать слова (дом, дым) Задание: в третьем окошке напечатайте букву первого звука в слове «мыло», в пятом окошке – буква звука в середине слова «сыр», во втором – последний звук в слове  «окно» и т.п.

Анализ слов: сколько звуков в слове дом, бросьте мне звуки слова дом,  сколько гласных звуков, сколько согласных. Какие  разные звуки словах -  дом, дым; какие одинаковые звуки?

(Включается магнитофон) Послушайте радиопередачу.

«Дорогие друзья! Передаем для вас пословицы и поговорки:

«Жизнь дана на добрые дела»; «Долог день до вечера, коли делать нечего»;  «Один задирка – другой неуступиха»; «Дорога к дому не бывает длинной»».

        Повторение пословиц с детьми. Уточнение смысла. Какой звук в пословицах звучал чаще, чем другие звуки?

        Пора домой. Какая поговорка подходит к этому моменту? (Дорога к дому не бывает длинной)

        С какими звуками мы познакомились? Подведение итога занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...