Социально значимый педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста с ТНР на тему: «Жить в прекрасном добром мире»
проект по логопедии (старшая группа)
Цель проекта: Создание условий для реализации в обществе, формирования развития речи, социально-коммуникативных навыков, ценностного отношения к семье, другому человеку, моральных и нравственных ценностей у старших дошкольников с ТНР посредством проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhit_v_prekrasnom_dobrom_mire.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №16»
Социально значимый педагогический проект
для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
на тему: «Жить в прекрасном добром мире»
Разработала:
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Горская С.Н.
г. Городец, 2023 г.
Информационная карта проекта:
Тип проекта: познавательно-речевой, социальный, практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки проведения: сентябрь 2023 г. - май 2024 г.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста с ТНР, воспитатели.
Актуальность и выявление проблемы
На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!» (В.А. Сухомлинский). В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Задача педагога – формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать другим, воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника.
Дети, имеющие тяжелые нарушения речи ТНР, в большинстве своем, не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Речь таких детей очень краткая и невыразительная, ответы на вопросы однословные, словарный запас не достаточно обширный, имеются ошибки при построении предложений, сочетании слов, образовании новых форм слова. Часто присутствует психологический зажим, что отражается на содержании и форме общения детей.
Гипотеза — процесс общения и развития речи детей с ТНР будет протекать наиболее успешно в единстве с формированием нравственных качеств личности: доброты и отзывчивости, доброжелательного и уважительного отношения к окружающим, взаимопомощи и дружбы, любви и уважения к близким людям.
Цель проекта: Создание условий для реализации в обществе, формирования развития речи, социально-коммуникативных навыков, ценностного отношения к семье, другому человеку, моральных и нравственных ценностей у старших дошкольников с ТНР посредством проектной деятельности.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи.
Задачи проекта:
- Довести до сознания детей необходимость ориентироваться в социальных ролях, событиях и межличностных отношениях;
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному и речевому развитию;
- Обогащать словарь нравственно этическим содержанием и формировать грамматическую сторону речи через заложение нравственных основ и начал;
- Совершенствовать познавательные способности, произвольную регуляцию поведения, эмоционально-личностную сферу: обучать детей адекватным способам выражения своих эмоциональных состояний, умению понимать состояние и переживания окружающих, откликаться на эмоциональное состояние других;
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе общения друг с другом: умение вести диалог, слышать и слушать друг друга, договариваться, работать сообща, распределять действия, находить общее решение для реализации какого-либо замысла, умение анализировать поступки свои и других, проявлять доброжелательность к суждениям других детей; преодолевать барьер в общении;
- Расширять представление детей о праздниках, обычаях, истории, традициях русского народа;
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях;
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы №5, учитель-логопед, воспитатели.
Программа реализации проекта
Реализация проекта направлена на достижение целей и задач направлений: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», способствующих формированию культуры ребенка, всестороннему развитию свободной творческой личности воспитанника, его коммуникативных навыков. Это позволит ему успешно адаптироваться к жизни.
Предполагаемые результаты проекта:
Дети:
1. Развитие лексико-грамматической стороны речи:
- правильно и осознанно употребляют различные категории слов;
- стимулирована активная речь за счет расширения нравственно-этического словарного запаса, словаря антонимов, синонимов и родственных слов;
- пользуются формами словесной вежливости.
2. Развитие связной речи:
- сформирована потребность и интерес к общению с окружающими;
- развито умение общаться, излагать свои мысли и желания, последовательность событий, умение анализировать поступки и т. д. ;
- составляют рассказы из жизненного опыта, могут составить рассказ о событии, празднике, поступке, о своём товарище и т. п.
3. Повышена эмоциональная окраска звучания (выразительность речи) и эмоциональное развитие детей: умение передать эмоциональное состояние; развитие мимики, пантомимики, общей моторики.
4. Нравственное развитие детей:
- имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости», «о мире», «о красоте»;
- сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать, заботиться об окружающих людях; стремление к избавлению от своих отрицательных черт характера;
- испытывают чувство радости от совместного общения;
- преодолены психологические зажимы в процессе общения.
Педагоги:
- определены основные направления и содержание работы по развитию коммуникативных навыков и устной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе воспитания;
- знакомы с методами, приёмами и формами работы по развитию речи и коммуникативных навыков детей и активно используют их в работе с дошкольниками с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
- разработан методический и практический материал к проекту.
Прогноз возможных негативных последствий.
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:
1. Присутствие психологического зажима, низкая речевая активность и слабая мотивация ребенка к общению со сверстниками и взрослыми.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, использование новых игровых методов и приемов коррекционного сопровождения.
2. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
Пути коррекции: поиск и применение новых, более интересных форм и приёмов совместной работы со всеми участниками проекта.
План – схема реализации проекта:
I этап — Подготовительный (информационно-аналитический)
Задачи этапа: Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Формы работы:
1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.
2. Выявление проблемы и поиск путей её решения.
3. Определение уровня развития речевых и коммуникативных способностей детей с ТНР (по результатам диагностики).
4. Изучение эмоционального отношения к нравственным нормам с помощью методики «Сюжетные картинки»
5. Планирование системы мероприятий для реализации проекта, условий его реализации.
6. Подбор и разработка игр и упражнений, методического материала по теме проекта.
7. Обновление и пополнение пособий и материалов по теме проекта.
II этап — Основной (практический)
Задачи этапа: Разработка и апробирование системы мероприятий для детей по развитию речи, коммуникативных навыков и нравственных качеств у дошкольников с ТНР в процессе проектной деятельности.
План мероприятий проекта «Жить в прекрасном добром мире»
месяц | мероприятия | ответственный |
сентябрь | Беседа - День знаний Беседа - День дошкольного работника | Воспитатели, учитель – логопед |
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» | воспитатели | |
октябрь | Беседа – День пожилого человека Словесная игра «Согрей добрыми словами своих родных» Чтение рассказов, сказок, заучивание стихов, … | Воспитатели, учитель – логопед |
ноябрь | Беседа о добре. Акция добрых дел «Покорми птиц» День добрых дел – составление рассказа «Мой добрый поступок» | Воспитатели, учитель – логопед |
декабрь | Беседа о Новом годе. Видео-экскурсия в Великий Устюг к Деду Морозу. Составление видео - писем со стихами. | Воспитатели, учитель – логопед |
январь | Беседа о Рождестве Христовом. Участие в конкурсе от Феодоровского монастыря. | Воспитатели, учитель – логопед |
февраль | Беседа – День рождения нашей армии. Презентация «Богатыри земли русской» Подвижная игра «Кто быстрее и сильнее» Встреча с работником музея. | Воспитатели, учитель – логопед Работник музея |
март | Беседа – Наши мамы лучшие на свете. Презентация о маме. Изготовление подарков для мам. | Воспитатели, учитель – логопед |
апрель | Беседа – Всемирный день земли. Изготовление дидактической игры (экологической). Презентация «Сбережем свою планету». | Воспитатели, учитель – логопед |
май | Беседа - День Победы. Чтение рассказов, стихов. Встреча с работником библиотеки «Памяти павших будем достойны». | Воспитатели, учитель – логопед Работник библиотеки |
I.Работа с детьми:
1. Беседы: «Мы разные, но мы вместе», «Да здравствует вежливость и доброта»,
«О дружбе и щедрости», «Дружба начинается с улыбки», «Дружба крепкая» и т. п. 2. Чтение художественной литературы с последующим обсуждением поступков героев 3. Знакомство с пословицами и поговорками, стихотворениями о доброте и дружбе, Рождестве, дне Победы, армии, о Новом годе, о пожилых людях, о птицах , вежливости и взаимопомощи. 4. Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему: «Как и чем можно порадовать близких», «Как я поздравлю маму, бабущку, папу, дедушку, дядю», «Наши добрые слова», «Как мы можем помочь своему другу» и др. 5. Работа над жестами и мимикой: «Мне весело», «Я устал», «Мне грустно», «Сердитый дедушка», «Изобрази настроение», «Изобрази эмоцию» и т. п.; 6. Имитационные упражнения: «Изобрази героев», «Догадайся, о чем я говорю?», «Путешествие в волшебный город», «Узнай, кто это?» «Кто живет на этой планете?» и т. п. 7. Словесные дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Благородные поступки», «Как я дома помогаю», «Цветок добрых дел»,«Давайте говорить друг другу комплименты», «Пожелания», «Вежливый ручеек»,«Копилка добрых дел», «Герои сказки. Они какие?», «Придумай как можно больше слов», «Что не так?», «Цветик – семицветик», «Я не должен – я должен», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Ласковое имя», «Слепой о поводырь», «Я радуюсь, когда…», «Подари слово другу» и т. п. 8. Художественное творчество: Рисунок «Мой друг»; Коллективная аппликация «Цветок дружбы» и т.д. по темам 9. Рассматривание демонстрационного материала: «Уроки доброты», «Я и мое поведение», «Уроки вежливости», «Я и другие», «Чувства, эмоции» и др. 10. Прослушивание музыкальных произведений и просмотр мультфильмов (с родителями и воспитателями) 11. Игры: подвижные: «Мост дружбы», «Передай настроение героя сказки»; ролевые игры типа: «Семья», «Школа», «Магазин», способствующие формированию у детей правил культурного общения (с воспитателями); игры – драматизации по сказкам: “Два жадных медвежонка”, “Медведь и лиса”, «Петушок и бобовое зернышко» и т. п. 12. Разыгрывание диалогов при помощи различных видов кукольного, настольного и пальчикового театра. 13. Подготовка и показ театрализованной постановки о том, как я готовился и провел праздник.
II. Работа с педагогами:
1. Подготовка и проведение консультаций по темам: «Формирование коммуникативно-целесообразной речи у дошкольников», «Игры и упражнения по нравственному воспитанию как способ развития речи детей», «Развитие диалогического общения у детей дошкольного возраста» 2. Выступление для воспитателей с презентацией на тему: «Развитие компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности»
III. Работа с родителями:
1. Подготовка консультаций для родителей по темам: «Заповеди благоприятных отношений между родителями и детьми»; «Воспитание заботливого отношения к окружающим»; «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника». 2. Памятки: «Спокойное развитие и воспитание ребенка дома», «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Воспитываем в ребенке доброту», «Вежливость воспитывается вежливостью». 3. Игротека: «Игры, которые учат общаться» 4. Помощь в подготовке детей с ТНР к показу спектакля о доброте и взаимопомощи "Сказка про паучка" (побор атрибутов, костюмов, декораций и т. п.) 5. Семейный конкурс рисунков с рассказами детей: «Добрые и злые поступки героев сказок»
IV. Методическая работа:
1. Подбор и систематизация материала для картотеки дидактических игр по развитию речи в процессе проведения проектной деятельности. 2. Подготовка картотеки ситуаций для обыгрывания и бесед. 3. Подборка произведений детской художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о дружбе, вежливости, доброте и т. п.
III этап — Заключительный (контрольно-рефлексивный)
Задачи этапа:
1. Контрольная диагностика развития творческих и коммуникативных способностей детей - участников проекта.
2. Анализ результатов и подведение итогов реализации проекта.
3. Размещение материалов из опыта работы в интернет ресурсах.
Продукты проектной деятельности:
- создание книги «Мир глазами ребенка»- творческие работы детей;
- открытые мероприятия-праздники «Новый год», «День защитника Отечества», «Мамин праздник », «День Победы».
- презентация фотографий «Узнаем мир вместе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе, через дополнительную образовательную деятельность, посредством интеграции различных видов детской деятельности".
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч...
долгосрочный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Навстречу Олимпиаде Сочи – 2014»
Олимпиада - гордость страны,Поэтому за Сочи мы очень горды.Четырнадцатый год наступитИ город к Играм приступит!Олимпийский город, Город-курорт,К олимпиаде готовься, она тебя ждет!!!...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по Самаре».
Ведущим замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа, к истории малой Родины; пополнение знаний детей о городе, в котором мы живем, воспитание уважение к его традициям и обыч...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группа) «Правила дорожные знать каждому положено»
Улица для ребёнка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, ярких событий, участником которых может быть он сам. Но здесь как раз и подстерегает его опасность. По статис...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста на тему: «День Победы»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возрастана тему: «День Победы»...
Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Тема: «Мы помним -мы гордимся»
Социально-значимый проект для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)Тема: «Мы помним -мы гордимся»...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...