Неречевые звуки
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Знакомство с понятием «неречевые звуки», формирование навыка слухового восприятия, выделения неречевых звуков; расширкеик глагольный словаряю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство детей с неречевыми звуками | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Тема: «Неречевые звуки».
Цель: Знакомство детей с неречевыми звуками.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: закреплять понятие «неречевые звуки»; формировать навыки выделения неречевых звуков; расширять глагольный словарь (лает, мяукает, ржет, мычит, дует, стучит, капает, шелестят, чирикают, гудит, журчит).
- Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие на неречевых звуках; развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание.
- Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: игрушка кошка, предметные и сюжетные картинки, загадки, аудиозапись звуков природы.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Логопед:
- Отгадайте загадки:
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…
Бабушка
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый.
Дед
Логопед:
- Правильно, эти загадки о бабушке и дедушке. Сегодня мы отправимся к ним в гости. Бабушка с дедушкой живут в деревне. На чем мы отправимся к ним в гости? (на автобусе).
(Дети рассаживаются на заранее составленные в два ряда стульчики – «автобус», звучит музыка «мы едем, едем, едем, в далекие края»)
(дети имитируют звук двигателя автобуса: ж-ж-ж-ж-ж).
II. Объявление темы занятия.
- Вводная часть
Логопед:
- На магнитной доске вывешиваются картинки по теме «Деревня». Дети вслух называют то, что видят на картинках.
- Дети, а как вы узнали, что это? (Увидели)
- Чем вы увидели?
- Значит, для чего нужны глаза?
- Кто это голос подаёт? (мяукает кошка, дети ее не видят)
- А как вы узнали, что это кошка, ведь вы её не видите? Значит, вам глазки не помогали.
- А что вам помогало? Значит, для чего нам нужны ушки?
(Логопед заглядывает за дверь и выносит игрушечного котёнка)
- Посмотрите, какой котенок! Как он мяукает? (мяу – мяу)
- Сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек когда разговаривает. Это звуки нашей речи.
2) Артикуляционная гимнастика.
(на мольберт вывешиваются картинки в соответствии со словами сказки)
Логопед:
- А вот нас встречают бабушка и дедушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки)
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки)
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд)
БЛЮДЦА ПОСТАВИЛИ – ПОЛОЖИЛИ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе)
ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык)
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы)
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад)
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой)
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх)
ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН (язык «чашечкой» двигается вперёд-назад)
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу)
Логопед:
- Ребята, давайте скажем бабушке с дедушкой спасибо за вкусное угощение и пойдем играть во двор.
3) Игра «тихо-громко»
(котенок снова мяукает)
Логопед:
- Ребята, почему же наш котенок не перестает мяукать? Может быть, он хочет что-то нам сказать? Я не понимаю, о чем он нам говорит, а вы понимаете? (ответы детей). Мы не понимаем котенка, потому что он не умеет произносить речевые звуки.
- А вы умеете?
Логопед:
- Давайте поиграем с котенком в игру «Тихо-громко». Когда я спрячу котенка за спину – мяукайте тихо, а когда покажу вам его – громко
4) Гимнастика для глаз «Дождик».
Логопед:
- Посмотрите на улице дождик начинается. Давайте с ним поиграем
Игра: «Дождик»
Капля первая упала – кап! И вторая прибежала – кап! Мы на небо посмотрели Капельки «кап-кап» запели, Намочили лица, Мы их вытирали. Туфли – посмотрите – Мокрыми стали. Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем От дождя убежим, Под кусточком посидим. | Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх. То же самое. Смотрят вверх. Вытирают» лицо руками. Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз. Движения плечами. Приседают, поморгать глазами. |
5) Игра «Что ты слышишь? »
Логопед:
- Прислушайтесь… как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! Давайте посидим тихо и послушаем звуки природы. (Дети слушают аудиозапись звуков с закрытыми глазами).
- Что вы услышали? Возьмите картинки животных и птиц, которых вы услышали.
- Ребята, вы узнали, какие звуки издают животные, птицы. Помогите мне: собака (какие звуки издает) лает, кошка, лошадь, корова.
- Какие это звуки: речевые или неречевые?
- Какие еще неречевые звуки вы можете назвать? (шелестят листья на деревьях, чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, журчит вода в речке, дует ветер, дождь стучит по крыше дома)
- Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)
- Правильно, неречевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.
Логопед:
- Вот и дождь закончился и нам пора возвращаться в наш детский сад.
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания – руки вверх и в стороны)
И к автобусу вернулись. (Дети садятся)
III. Итог занятия.
- Где мы с вами сегодня побывали?
- Какие неречевые звуки вы слышали?
- Какие игры вам больше всего понравились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неречевые звуки.
Упражнения и игры, формирующие у детей понятие "звук". Дети знакомятся со звуками окружающего мира и пытаются их выделять и различать....
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР
Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНРЦели:Коррекцион...
Занятие:"Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках".
В занятии используются различные музыкальные инструменты для развития слухового внимания.Представлены игры на развитие общей и мелкой моторики. Дети обучаются выполнять простые массажные движения с оп...
Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук».
В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на развитие умения детей узнавать неречевые звуки.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22915682...
Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».
Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...
Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»
Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук , звук у . Предлагаемые упраж...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...