Неречевые звуки
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Атаманова Маргарита Степановна

Знакомство с понятием «неречевые звуки», формирование навыка слухового восприятия, выделения неречевых звуков; расширкеик глагольный словаряю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие №1

Тема: «Неречевые звуки».

Цель: Знакомство детей с неречевыми звуками.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: закреплять понятие «неречевые звуки»; формировать навыки выделения неречевых звуков; расширять глагольный словарь (лает, мяукает, ржет, мычит, дует, стучит, капает, шелестят, чирикают, гудит, журчит).
  2. Коррекционно-развивающие: развивать слуховое восприятие на неречевых звуках; развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: игрушка кошка, предметные и сюжетные картинки, загадки, аудиозапись звуков природы.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Логопед:

  • Отгадайте загадки:

Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? –

Это наша…

Бабушка

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый.

Дед

Логопед:

  • Правильно, эти загадки о бабушке и дедушке. Сегодня мы отправимся к ним в гости. Бабушка с дедушкой живут в деревне. На чем мы отправимся к ним в гости? (на автобусе).

(Дети рассаживаются на заранее составленные в два ряда стульчики – «автобус», звучит музыка «мы едем, едем, едем, в далекие края»)

(дети имитируют звук двигателя автобуса: ж-ж-ж-ж-ж).

II. Объявление темы занятия.

  1. Вводная часть

Логопед: 

  • На магнитной доске вывешиваются картинки по теме «Деревня». Дети вслух называют то, что видят на картинках.
  • Дети, а как вы узнали, что это? (Увидели)
  • Чем вы увидели?
  • Значит, для чего нужны глаза?
  • Кто это голос подаёт? (мяукает кошка, дети ее не видят)
  • А как вы узнали, что это кошка, ведь вы её не видите? Значит, вам глазки не помогали.
  • А что вам помогало? Значит, для чего нам нужны ушки?

(Логопед заглядывает за дверь и выносит игрушечного котёнка)

  • Посмотрите, какой котенок! Как он мяукает? (мяу – мяу)
  • Сегодня мы с вами будем говорить о звуках. Звуки – это то, что мы слышим и можем произносить. Звуки бывают неречевые и речевые. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами. А речевые звуки произносит только человек когда разговаривает. Это звуки нашей речи.

2) Артикуляционная гимнастика.

(на мольберт вывешиваются картинки в соответствии со словами сказки)

Логопед:

  • А вот нас встречают бабушка и дедушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд)

БЛЮДЦА ПОСТАВИЛИ – ПОЛОЖИЛИ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе)

ДУЕМ НА БЛИНЧИК – НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык)

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы)

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад)

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой)

НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх)

ЧАЮ ПОПИЛИ – НИКТО НЕ ОБИЖЕН (язык «чашечкой» двигается вперёд-назад)

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу)

Логопед:

  • Ребята, давайте скажем бабушке с дедушкой спасибо за вкусное угощение и пойдем играть во двор.

3) Игра «тихо-громко»

(котенок снова мяукает)

Логопед: 

  • Ребята, почему же наш котенок не перестает мяукать? Может быть, он хочет что-то нам сказать? Я не понимаю, о чем он нам говорит, а вы понимаете? (ответы детей). Мы не понимаем котенка, потому что он не умеет произносить речевые звуки.
  • А вы умеете?

Логопед: 

  • Давайте поиграем с котенком в игру «Тихо-громко». Когда я спрячу котенка за спину – мяукайте тихо, а когда покажу вам его – громко

4) Гимнастика для глаз «Дождик».

Логопед:

  • Посмотрите на улице дождик начинается. Давайте с ним поиграем

Игра: «Дождик»

Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите –

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию

движения капли, глазами вверх.

То же самое.

Смотрят вверх.

Вытирают» лицо руками.

Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.

Движения плечами.

Приседают, поморгать глазами.

5) Игра «Что ты слышишь? »

Логопед: 

  • Прислушайтесь… как много разных звуков издают живые и неживые предметы вокруг нас! Давайте посидим тихо и послушаем звуки природы. (Дети слушают аудиозапись звуков с закрытыми глазами).
  • Что вы услышали? Возьмите картинки животных и птиц, которых вы услышали.
  • Ребята, вы узнали, какие звуки издают животные, птицы. Помогите мне: собака (какие звуки издает) лает, кошка, лошадь, корова.
  • Какие это звуки: речевые или неречевые?
  • Какие еще неречевые звуки вы можете назвать? (шелестят листья на деревьях, чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, журчит вода в речке, дует ветер, дождь стучит по крыше дома)
  • Молодцы. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы)
  • Правильно, неречевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира.

Логопед:

  • Вот и дождь закончился и нам пора возвращаться в наш детский сад.

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!         (Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.                 (Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.                 (Руки перед грудью, рывки руками)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!         (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем –

Шаг на месте выполняем                (Ходьба на месте)

От души мы потянулись,                 (Потягивания – руки вверх и в стороны)

И к автобусу вернулись.                 (Дети садятся)

III. Итог занятия.

  • Где мы с вами сегодня побывали?
  • Какие неречевые звуки вы слышали?
  • Какие игры вам больше всего понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неречевые звуки.

Упражнения и игры, формирующие у детей понятие "звук". Дети знакомятся со звуками окружающего мира и пытаются их выделять и различать....

Конспект коррекционной подгрупповой образовательной деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия на неречевых звуках» дети с ФФНР

Конспект коррекционной подгрупповой  образовательной  деятельности в старшей группе на тему: « Развитие слухового восприятия  на неречевых звуках»  дети с ФФНРЦели:Коррекцион...

Занятие:"Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках".

В занятии используются различные музыкальные инструменты для развития слухового внимания.Представлены игры на развитие общей и мелкой моторики. Дети обучаются выполнять простые массажные движения с оп...

Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук».

В данной статье предлагается система подготовительных игр и упражнений, направленных на развитие умения детей узнавать неречевые звуки.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22915682...

Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».

Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...

Конспект занятия на тему: «Речевые и неречевые звуки. Звук и буква У.»

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о речевых и неречевых звуках, о понятии гласный звук ,  звук  у  .  Предлагаемые упраж...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ «РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ, ЗНАКОМСТВО С ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ» Цель: научить ...