Работа над темой самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ».
материал по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_samoobrazovanie.docx | 11.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад г. Новосокольники»
Отчет учителя-логопеда Паршовой О.В. о работе
над темой самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ».
В наш век стремительного внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь людей уже невозможно себе представить работу любого педагога без цифровой и компьютерной техники. Области и цели ее применения чрезвычайно широки: не только средство демонстрации наглядного материала, звуковых файлов и музыки, возможности хранения фото и видеозаписей, работы с документацией, но и коррекционное обучение детей с ОВЗ, медиасредства для сотрудничества с родителями.
В коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда компьютерные технологии также используются очень широко. Работа ведется по четырем основным направлениям: работа с воспитанниками, работа с родителями, работа с педагогами, работа по самообразованию, и в любой области компьютерная техника давно и прочно вошла в нашу жизнь и стала незаменимым помощником.
Современный цифровой мир предлагает нам практически каждый день новые разработки и возможности, которые мы обязаны узнать и освоить, чтобы не отстать от невероятного развития новых технологий.
Информатизация общества ставит перед педагогами дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем;
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий;
- быть наставником в выборе компьютерных программ;
- сформировать основы информационной культуры его личности;
- повысить свой профессиональный уровень и компетентность родителей.
В связи с этим и была выбрана данная тема для моего самообразования. К тому же я уже с 2010 года использую в индивидуальной работе с детьми лицензионные компьютерные программы «Игры для Тигры», «Логомер2», являюсь активным пользователем портала для специалистов коррекционного профиля «Мерсибо» и «Лого Эксперт».
Цель и задачи работы над темой остались актуальными и в этом году:
1. Расширение возможности применения компьютерной и цифровой техники в детском саду не только на индивидуальных, но и на групповых видах образовательной деятельности.
2. Максимальное использование ИК-технологий в работе с родителями, педагогами.
3. Изучение новинок ИК-технологий, погружение в тему с помощью различных веб-источников с целью применения в собственной профессиональной деятельности.
4. Получение стойких положительных результатов логопедической коррекции у воспитанников.
Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы. Интересной и полезной в теоретическом плане оказалась статья «Современные педагогические технологии ИКТ». В статье излагаются цели и задачи использования компьютерных технологий в современном дошкольном образовании, определяются критерии ИК-компетентности педагогов, четко классифицируются ИК-технологии по нескольким основаниям: по цели создания, по природе основной информации, по наличию печатного компонента, по технологии распространения, по характеру взаимодействия, по функции в учебном процессе. Также определены области применения ИКТ педагогами детского сада: ведение документации, методическая работа, повышение квалификации, воспитательно-образовательный процесс. В данной работе систематизируются виды образовательной деятельности с использованием ИКТ: занятия с мультимедийной поддержкой (персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран), занятия с компьютерной поддержкой (чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ). На таком занятии используется один или несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Отмечается, что внедрение информационных технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Поскольку я являюсь учителем-логопедом и работаю с детьми с ОВЗ, то ищу возможности применения ИК технологий именно в этой области.
В 2020 году вышла книга группы авторов В.В. Бардалима, Н.В. Микляевой, Е.А. Сусловой «Интернет-технологии как ресурс деятельности учителя-дефектолога». В пособии дается характеристика информационно-компьютерных и коммуникационных технологий, описываются уровни готовности педагогов к их использованию в своей работе, предлагается комплекс игр и упражнений для совместной образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими задержку психического или речевого развития и критерии мониторинга индивидуального развития.
Кроме того, даны рекомендации по взаимодействию с родителями посредством социальных сетей, что очень актуально в условиях пандемии, правила переписки и ведения сайта. После каждого раздела пособия предлагается практикум по формированию информационно-коммуникационных компетенций учителей-дефектологов и логопедов в своей деятельности. Пособие рекомендовано для практикующих специалистов, студентов и методистов дошкольных организаций. Книга для меня полезна тем, что является навигатором в большом количестве игр и новых разработок портала «Мерсибо», который стал для меня незаменимым помощником и который я давно использую в своей работе.
Продолжаю активно использовать интернет-ресурсы: порталы ФИРО, «Преемственность в образовании», «Педагоги онлайн», «Логопеды. ру», «Национальная сеть работников образования», «Демосфен-юкос. ру», «Логомаг», «Логопед-мастер», «Мерсибо», «Лого-скул.ру» и другие.
В моей медиатеке много различных презентаций, флеш-игр, которые сгруппированы по различным направлениям:
∙ работа над звукопроизношением (автоматизация звуков на разных этапах; игры с микрофоном для формирования речевого выдоха)
∙ над развитием фонематических процессов
∙ над расширением и активизацией словаря
∙ над коррекцией грамматического строя
∙ над обучением грамоте (чтению, звуковому анализу и синтезу).
Использование электронных носителей с играми для применения ИКТ во время образовательной деятельности - на индивидуальных занятиях по автоматизации того или иного звука использую игры на флешках и дисках и программные комплексы «Игры для Тигры» и «Логомер2».
Приобретение, обновление электронных носителей с играми для применения ИКТ во время образовательной деятельности.
Посещение интернет-вебинаров, семинаров на портале mersibo.ru , «ИКТ педагогам» и других – за прошедший учебный год посетила следующие вебинары, курсы и мастер-классы, о чем имеются сертификаты участника всероссийских вебинаров г. Москва, «Мерсибо» по 3 часа: «Интерактивные методы запуска речи у «неговорящих» детей» 01.02.2023г, «Эффективные игры для активизации речемыслительной деятельности у детей с ОВЗ» 08.02.2023г, «Многофункциональный программно-дидактический комплекс «Мерсибо Плюс 3» 09.02.2023г, «Развитие базовых психических функций у дошкольников с ОВЗ и ЗПР с помощью интерактивной игры» 21.02.2023г, «Приемы коррекции дисграфии у детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий» 22.03.2023г, «Эффективное развитие лексической базы у детей с ЗПР и ОНР с помощью компьютерных игровых технологий» 29.03.2023г, «Постановка и автоматизация сонорных звуков у детей с ОВЗ с помощью интерактивных упражнений» 05.04.2023, «Отработка гласных звуков и букв как фундамент профилактики и коррекции дисграфии и дислексии» 06.04.2023г, «Новые технологии взаимодействия и обучение детей с РАС и ментальными особенностями с помощью интерактивной программы» 19.04.2023г.
Сертификат участника вебинара «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста», АНО ДПО «ОЦ «Каменный город», г. Пермь, 15.02.2023г.
Сертификат №3402304/515451 участника всероссийского вебинара «Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания, конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом» в объеме 4 часа, г. Волгоград. Издательство «Учитель», 20.04.2023г.
Регулярное ознакомление с новыми разработками ИКТ в области интерактивного оборудования, а также использование интернет-ресурсов по теме самообразования - эта деятельность параллельно и неотъемлемо присутствует в моей работе.
Постоянно изучаю представление новинок игр и оборудования для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами на сайтах по обмену опытом, в личных блогах профессоров логопедии (например, профессоров Архиповой Е. Ф., Микляевой Н. В., Томилиной С. И. и др.)
Для работы с родителями, кроме очных встреч использую группы в соцсетях и мессенджерах, рассылаю ответы на запросы / задания по электронной почте.
В дальнейшем считаю основной задачей своей работы по развитию темы самообразования внедрение компьютерного и интерактивного оборудования в ежедневный образовательный процесс, в подгрупповую и фронтальную образовательную деятельность.
19.05.2023 г Учитель-логопед Вдовенко О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения семинара по теме : «Применение новых педагогических технологий в коррекционно – образовательной работе: содержание методы и подходы осуществления интегративной деятельности в детском саду».
Цель: Обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграции художественно – эстетическ...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе ...
Опыт работы по теме: « Использование информационных коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями.»
Опыт работы по теме: « Использование информационных коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями.»...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Применение социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.Авторы социо-игровой технологии – Е.Е. Шулешко, В.М. Букатов, (организация образовательной деятельности с ...
План работы по теме самообразования «Использование ИКТ технологии в образовательном процессе» На 2020-2021 год
Цель: Повышение качества профессионального опыта в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.Задачи:- активизировать познавательную ...
Сообщение из опыта работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ»
Использование ИКТ в д/с - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние годы в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкол...
План работы по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель работы по теме самообразования: повысить свой профессиональный уровень по вопросам здоровьесбережения в раннем возрасте....