Конспект занятия. Звук и буква "Ч". Традиции гостеприимства.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Николаевская Софья Николаевна

Логопедическое занятие в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Учитель-логопед: Николаевская С.Н.

Возрастная группа: старшая группа

    Образовательная область: развитие речи

    Тема: Звук [Ч]. Буква «Чч».

Цели:

1.Коррекционно-образовательная.

  • Тренировать детей давать характеристику звуку по артикуляционным и акустическим признакам.

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать  эмоциональную сторону речи детей.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать фразовую речь.
  • Формировать навык чтения.
  • Тренировать навык образования  уменьшительной формы существительных.
  • Развивать умение составлять предложение с заданным словом. Составлять схему к предложению.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение слушать педагога.
  • Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, к гостям.  
  • Приобщать к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

Задача:

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклорными играми, традицией гостеприимства.

Словарная работа: слова приветствия и прощания, калачи, пословицы и поговорки о гостях.

Предварительная работа: познакомились со звуком [Ч], букой «Ч», разучили: упражнение на дыхание, физкультурную минутку и пальчиковую гимнастику, выучили пословицы и поговорки, поговорили о традициях гостеприимства.

Оборудование и материалы: таблица «Характеристика звуков»; символы звуков; буква «Чч»; картинки с изображением чайной посуды, муляжи пирога/калача,  пеналы по количеству детей; буквы для чтения.

План занятия.

I   Организационный момент – приветствие гостей.

II   Вводная часть.

2.  Артикуляционная гимнастика.

3.Упражнение на развитие дыхания

III Основная часть.

     4. Артикуляция, сравнительная характеристика, символы звука.

5. Чистоговорки.

6. Игра с мячом. Образование уменьшительной формы существительных.

7.  Упражнение на координацию речи с движением «Передизы».

8. Буква «Чч».

9.  Чтение обратных слогов.

10. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Пирог».

11. Составление предложений и схемы к одному из них.

12. разбор пословицы о гостеприимстве.

IV Заключительная часть.

16. Подведение  итогов занятия – прощание с гостями.

Ход занятия

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

  1. Организационный момент – приветствие гостей.

Учитель-логопед:

- Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили: «Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям!»

Дети здороваются с гостями, используя разные варианты приветствия ( Здравствуйте; Добро пожаловать, Доброе утро, Мы рады вас видеть…)

II

  1. Артикуляционная гимнастика.

Язычок собрался в гости (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Чашку взял («чашечка»)

И в ротике исчез (закрыть рот)!

 -Мы подготовили свой язычок к встрече со звуком [Ч].

3. Дыхательное упражнение  «Сдуй свечку».

-Выполним упражнение на дыхание «Сдуй свечку»

(медленный вдох через нос с чередованием плавного и прерывистого выдоха).

4. Артикуляция, характеристика, символ звука.

Поговорим о звуке [Ч]:

- Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук?

 - А Зубы?

 - Где находится язык?

-Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя.

-Положите ладошку на горло и произнесите звук [Ч]. Горлышко звенит или нет?

- Запомните звук [Ч] всегда мягкий.

 Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч...

5. Чистоговорки

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно повторяйте!

Испекли мы калачи – чи-чи-чи;

Дети любят калачи – чи-чи-чи;

Как калач горяч – яч-яч-яч.

Ах, как горячо – чо-чо-чо;

Пусть остынут калачи – чи-чи-чи;

Съели мы калач - ач-ач-ач.

6 Игра с мячом. Образование уменьшительной формы существительных.

Превратим большие вещи в маленькие:

 Кофта  -  ; юбка - ; носки - ; чашка - ; книга - ; тапки - ; лампа - ; кружка-…

Во всех «маленьких» словах слышался звук [Ч].

7.Упражнение на координацию речи с движением

Передизы

Играющие берутся за руки, образуя круг, один остается в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом стоящий в середине выполняет какое-либо движение, а все играющие должны его повторить.

8. Буква «Чч».

Давайте вспомним букву, в которой живёт звук [Ч].

- Стих про букву «Ч»

Буква Ч зовет на чай:

Приходи и не скучай!

Автор: Красникова И.

Обратите внимание, что носик чайника смотрит в левую сторону.

Изобразим букву «Ч».

9. Чтение обратных слогов.

Давайте почитаем слоги с буквой «Ч».

Прибежал весёлый А, прочитали дети… ЧА

Прибежал задорный О, прочитали дети… ЧО

Прибежал упрямый У, прочитали дети… ЧУ

Прибежал милёнок И, прочитали дети… ЧИ

10.Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

По традиции, гостей принято поить чаем. И угощать их домашней выпечкой. Мы с вами тоже испечем для гостей пирог.

«Пирог»

 Падал снег на порог.

( 2 раза медленно опускают ладони

 на стол.)

Кот слепил себе пирог.

 А пока лепил и пек,

(Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)

Ручейком пирог утек.

(«Бегут» пальчиками по столу).

  Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

(Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)

11. Составление предложений и схемы к одному из них.

Вам нужно составить предложение с заданным словом – «чай».

Предложение для разбора: Гости пьют чай.

12.Пословицы и поговорки о гостеприимстве.

Послушайте поговорку и попробуйте объяснить, что она значит:

В гости ходить — надо и к себе водить

Выполняют артикуляционную гимнастику

Выполняют упражнение.

- Губы округлены

- Зубы прикрыты, есть щелка между зубами.

- Язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам

- Воздушная струя короткая, резкая

- Нет, звук [Ч] глухой.

-Звук [Ч]- согласный, глухой, всегда мягкий,  обозначается зелёным цветом.

Проговаривают чистоговорки о калаче.

Кофточка, юбочка, носочки, чашечка, книжечка, тапочки, лампочка, кружечка.

Выполняют движения физкультминутки

Вспоминают стих о букве.

Читают слоги

Выполняют движения и проговаривают слова.

Составляют устно предложение. Выкладывают схему предложения.

Детские рассуждения.

III

13. Подведение итогов занятия.

- С каким звуком мы сегодня поиграли на занятии? Какой это звук?  Назовите букву.

Давайте вместе попрощаемся с нашими гостями.

- Звук [Ч], буква «Чч». 

 Большое спасибо, что вы пришли. Приходите к нам ещё. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»

Конспект занятия  к совету  педагогов на тему  русских  традиций....

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия "Русский народ: культура, традиции и обычаи"

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, кол...

Конспекты занятий.ЗВУК Р. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [р]Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Перед...