Личностно-ориентированные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОП ДО и ФАОП ДО
консультация по логопедии
Каждый ребенок – это личность, и наша задача – помочь ей развиваться, сформироваться, стать достойным человеком современного общества!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_-_orientirovannye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 109.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОП ДО и ФАОП ДО
Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Фридрих Энгельс
Каждый ребенок – это личность, и наша задача – помочь ей развиваться, сформироваться, стать достойным человеком современного общества!
Подготовили учителя-логопеды
Кравченко Ю.В., Шарова Н.В.
Технология в переводе с греческого – это учение о мастерстве и умении специалиста.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
В настоящее время мы активно внедряем в работу инновационные технологии, подходы. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию нового федерального образовательного стандарта (ФОП)
Среди множества различных технологий личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство. Поэтому основная задача нас, педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
В практике личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми приоритетным является развитие личности ребенка. К вопросам личностно-ориентированного развития детей дошкольного возраста обращались Г. А. Волкова, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова, В. И. Селиверстов, Т. Б. Филичева и другие исследователи.
Суть личностно-ориентированного подхода в том, что в воспитательно-образовательном процессе во главу ставится личность ребенка, его потребности, делается упор на развитие индивидуальных качеств и проявление уникальных черт.
Таким образом, основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.
Особую актуальность он приобретает в коррекционной логопедической работе. Это связано с тем, что дети с речевыми нарушениями зачастую имеют
- повышенный уровень тревожности
- плохо адаптируются к социальной среде
- не сразу идут на контакт
- вялы либо расторможены.
- пониженная наблюдательность
- трудности в общении с окружающими
и другие нарушения эмоционально-волевой сферы
- сниженная мотивация
- неуверенность в себе
- повышенная раздражительность
- агрессивность
- обидчивость
- отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Это в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации.
Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться социальной среде.
В связи с этим, в коррекционно-развивающей работе мы используем личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка. Знания, умения и навыки в этой модели выступают средством достижения цели.
Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, в частности, в освоении языковой действительности. Поэтому на занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку.
На фронтальных занятиях необходимо:
- Учитывать уровень и темп развития каждого ребенка
- Учитывать индивидуальные особенности ребенка.
- Учитывать психологическое состояние в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологических - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.
- Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы.
- Создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка.
- Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
- Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.
- Поощрять стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
- Применять задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
- Создать такие ситуации общения, которые позволят каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
- Использовать парную или групповую работы для развития коммуникативных умений детей.
- Проводить с детьми рефлексию занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по – другому.)
- Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
№ п\п | Образовательные технологии и методики | Цель использования технологий и методик | Влияние методик на развитие личностных качеств ребенка | Методики и приёмы |
Логопедическое обследование | Определить пути и средства коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. | Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала, и он имеет возможность выбрать понравившейся ему. Учитывая возможности ребенка (зону актуального и ближайшего развития) | ||
2. | Формирование речевого дыхания |
| Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. (ребёнок сможет хорошо произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы) Начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. | Игры и игрушки для развития речевого дыхания: «Зимовье» (видео) «Лягушка» «Кружка с паром» |
3. | Зрительная гимнастика |
| Упражнения тренируют мышцы, управляю -щие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, Поэтому хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее и внимательнее. Формируем мотивационные установки на осознанное отношение к своему здоровью. | Гимнастика для глаз по системе Базарного В.Ф. (видео) Тематические зрительные гимнастики «Ослик» (с педагогами) Игры |
4. | Пальчиковая гимнастика |
| Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка. | Нейротехнологии Текст движение Карандаши Су-Джок |
5. | Артикуляционная гимнатика с элементами биоэнергопластики |
| «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. П. Павлов) Использование биоэнергопластики в сочетании с артикуляционными упражнениями поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога, помогает длительно удерживать интерес ребенка к артикуляционной гимнастике, помогает повысить мотивацию ребенка. В исследовании отечественных физиологов (М.В. Бехтерев, М.М. Кольцова, А.А. Леонтьев, М. С. Рузина и др.) подтверждено положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга. В головном мозге отделы, отвечающие за движения пальцев рук и речь, расположены рядом. Развивая тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы головного мозга, одновременно активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Взаимосвязь речевого и моторного отделов мозга проявляются в том, что если ребенок не может найти подходящее слово, он помогает себе жестами, и наоборот: если ребенок сосредоточенно рисует или пишет, он может непроизвольно высунуть язык. | «Гусеница» «Бегемотик Жужа» «Крокодильчик» «Артикуляционная змейка» «Артикуляционные сказки» |
6. | Коррекция звукопроизношения |
| Правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Дефекты в звукопроизношении часто очень затрудняют контакт. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли и желания. Необходимо сформировать у детей умения и навыки правильного употребления звуков в различных ситуациях речевого общения. | Нейротехнологии Использование компьютерных технологий на примере Мерсибо Природный материал Домик звуков (для закрепления) Дорожки звуков Пазлы Лабиринты и т.д. Игра «Цветочная поляна» |
7. | Развитие лексико-грамматической стороны речи. |
| Формирование лексико-грамматического строя речи у детей является важным условием их полноценного речевого и общего психического развития. Язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Формирование лексико - грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс, но если заинтересовать ребят, то можно добиться значительных результатов. | Формирование лексических значений: «Подбери картинку» (классификация предметов) «Противоположности» «Чей хвост?» «Чей след?» «Какой сок?» «Какое варенье?» «Какая каша?» «Какой суп?» Формирование грамматических значений: «Один-много» (ед. и мн. ч. сущ.) «Что из чего?» (Р.п. сущ.) «Кому дадим?» (Д.п. сущ.) «Кто и где живёт?» (П.п. сущ.) «Два и пять» (Р.п. ед. и мн. ч. сущ.) |
8. | Развитие связной речи
|
| Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности и во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе. Коррекционную работу проводим в сюжетной игровой форме, это помогает активизировать внимание детей, поддержать познавательный интерес в течение всего занятия. | «Фразовый конструктор» Мнемотаблицы Карточки – символы Картинки для составления рассказа Игры: «Ошибка» (дети находят неточности в предложениях) «Испорченное предложение» «Кто интереснее придумает» ( педагог произносит одно слово, а дети составляют с ним предложения) и др. |
9. | Технология проблемного обучения | Усвоение способов самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков, мотивация поиска существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать.
| При построении организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети сами предлагают решения проблемы и выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяет сформулировать тему занятия самостоятельно. | Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться. |
Таким образом, нами активно и повседневно используются личностно-ориентированные технологии, что позволяет подойти к коррекции речи детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФОП и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
сценарий обучающего семинара...
«Использование оздоровительных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в логопедической образовательной деятельности на материале лексической темы: «Животные и среда обитания»
Конспект практической части семинара-практикума...
Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированной художественной деятельности"
Авторская технология по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в интегрированной деятельности педагогов....
Педагогическая технология "Коррекция речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста в условиях интегративной художественной деятельности»
В основу интеграции положены разные виды художественной деятельности на фоне разнообразной речевой активности дошкольников....
Использование личностно-ориентированной технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Использование личностно-ориентированной технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
План по самообразованию в старшей группе «Инновационные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способност...
Статья "Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ТНР в свете реализации ФАОП ДО"
Аннотация. Статья рассматривает проблему речевого развития старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Авторы указывают, что эта проблема является актуальной, поскольку затрагивает множество дет...