«Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

сценарий обучающего семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchiy_seminar.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающий семинар «Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»

Предварительная работа:

  1. «Неделя детской книги»
  2. Открытый показ ОД по речевому развитию (рассказывание сказки с использование моделей заместителей или пересказывание с помощью картинок с последовательно развивающимся действием)

Содержание:

  1. Вступительное слово «Ребёнок и книга»  
  2. «Сказка по ФГОС или планирование «Неделя детской книги»

Цель: продолжать знакомить с ФГОС дошкольного образования, повышать профессиональную компетенцию по основным направлениям ФГОС, познакомить с моделированием тематической недели.

Атрибуты:

  • Песочница с детьми,
  • Авоська новшеств (папка с крупными буквами Стандарт ДО),
  • Очки дивные – креативные,
  • Цветок интеграций,
  • Презентация,
  • Табличка «Педагогический процесс»,
  • Кукла с книгой,
  • Мольберт

Ход:

Действие 1

«Песочница».

Звучит музыка

Книга – мудрость, Книга – свет, В книге есть на всё ответ.

Рассказчик.

Расскажу я вам сказку дивную-    

Не очень короткую,

Не очень длинную,

А такую как от меня до вас!

А педагоги мне помогайте –

Сказку разыграйте.

Есть у сказки подсказки

А будет сказка о ФГОС.

В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.

Как - то раз сидел Педагог в песочнице с детьми был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво - дивное, чудо - чудное – педагогический процесс, чтобы стал ещё интереснее и увлекательнее.

Но тут собрались над песочницей тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит:

ФГОС: Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная, как.

Рассказчик. Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС продолжает…

ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо чудное – авоська новшеств (папка с крупными буквами Стандарт ДО), который является основой образовательного процесса. А это очки дивные - креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные.

Рассказчик: И пошли ФГОС и Педагог по стране дошкольного образования…Только ФГОС прямо пошёл, а Педагог выбрал себе другую дорожку… (ФГОС и Педагог расходятся)

Педагог открыл Стандарт, прочитал принципы необычные

Педагог - зачитывает принципы дошкольного образования (слайд №1)

Рассказчик: и стал думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? А Педагогический процесс тут как тут (педагог с табличкой «Педагогический процесс»). Педагог его и так крутил и сяк крутил, строит, перестраивает (действие обыгрывается между Педагогом и Пед. процессом). Много вопросов возникло у Педагога. А Педагогический процесс вытащил из потайного места девицу – красавицу Тему. (Пед, процесс вытаскивает куклу с книгой). На книжечке красавицы читает имя мудреное. 

Педагог: «Неделя детской книги»

        (Далее всё обыгрывается по тексту)        

Рассказчик: Задумал Педагог её у Пед. процесса детям красавицу тему выпросить. Но как? Пока думал Пед. процесс с девицей и ушел….

- Словом запутался Педагог в вопросах. Что делать? В каком направлении ему идти?

- Вспомнил он про очки дивные - креативные, одел и увидел правильную дорогу, да отправился в путь.

Действие 2.

«Гранит науки» и карта Образовательных областей.

Рассказчик:

И идёт педагог, и спешит педагог,

И науки гранит грызёт педагог,

И одно только слово твердит педагог:

ФГОС, ФГОС, ФГОС…

Кто видит, тот увидит,

Кто мыслит, тот поймёт,

Кто слышит, тот услышит,

Кто ищет, тот найдет.

Долго ли, коротко ли шёл Педагог, и встретились ему дивные 5 направлений развития.

5 направлений развития: Что же ты не весел, что ж ты буйную голову повесил?

Рассказчик: И говорит педагог

Педагог: надо мне организовать тему «Неделя детской книги» да, чтоб по ФГОС было.

5 направлений развития: Не тужи и не кручинься, сослужим тебе службу верную.

Надобно создать для темы условия хорошие. Представь «серединка цветка» – это «тема недели», а «лепестки цветка» - направления развития, которые соединяют «тему» в одно единое (в цветок).

(Слайд «Цветок»)

Рассказчик: А теперь давай разберём, как спланировать работу по теме «Неделя детской книги» разберём каждую линию развития.

 

Социально-коммуникативное развитие (Слайд)

  • Экскурсия в библиотеку
  •   Совместное мероприятие с городской детской библиотекой посвященное творчеству писателя
  •   Экскурсия в книжный магазин
  • Составление рассказов из опыта «Труд библиотекаря»
  • Сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека», «Редакция».
  • Творческая игра «Клинопись»
  • Настольно- печатные игры, кубики «Собери сказку» или паззлы
  • Беседа с детьми «Правила обращения с книгой»,
  •   ОБЖ «Техника безопасности при работе с ножницами».
  • Видео – показ: трудовая деятельность в «Мастерской Доктора Книголюба» 

Рассказчик: вот тебе первый лепесток для цветочка интеграций

Познавательное развитие (Слайд)

  • Рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.
  • Беседа «Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать?», «Чем полезна книга», «Зачем нужны книги?»
  • Презентации: «История книги», «Виртуальная экскурсия в типографию»
  • Рассказ воспитателя о развитии письменности и книгопечатания с показом иллюстраций.
  • Выставка книг по одному из писателей
  • Рассматривание портретов писателей
  • Познавательно- речевой проект «Сказки дедушки Корнея»
  • День энциклопедии под девизом: Хочу всё знать!

День газет и журналов 

  • Беседа о газетах и журналах.
  • Уточнить представления о профессии журналиста, редактора, наборщика, фотографа
  • Рассматривание газет и детских журналов («Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.)
  • Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации», «Раньше и сейчас» или «Что сначала, что потом»
  • ППРС «Музей сказочных вещей» Игра: «Чей предмет из сказки?»
  • Балерина
  • Щелкунчик
  • Верблюд –Шахерезада
  • Карусель –мери Поппинс
  • Зеркало- сказка о мёртвой царевне
  • Золотой ключик - Буратино

Рассказчик: вот тебе второй лепесток для цветочка интеграций

Физическое развитие (Слайд)

  • Сюжетная утренняя гимнастика
  • Спортивный досуг
  • Подвижные игры 
  • Прогулка. Игра «Экологическое интервью. Прогноз погоды для газеты»

Задачи: Развивать экологические представления, закреплять правила поведения в живой природе, упражнять в наблюдениях в природе, закреплять знание примет, развивать речевые навыки

Игровое действие: Дети обследуют участок и территорию, рассказывая и показывая места, где люди плохо или хорошо поступают с объектами живой природы – мусор на участке, следы от хождения на клумбе, сломанные ветки – плохо, утеплены кустарники, клумба, сделана обрезка деревьев, есть кормушки для птиц – хорошо. Дети рассказывают о погоде, пытаются самостоятельно сделать прогноз погоды.

  • Ритмическая разминка со сказочным героем

Рассказчик: вот тебе третий лепесток для цветочка интеграций

Речевое развитие (Слайд)

Проговаривание чистоговорок.

Задачи: Упражнять в произношении чистоговорок, погрузить в тему дня

Аз-аз-аз – читаем дружно мы рассказ,

Шу-шу-шу – в библиотеку я спешу,

Ке-ке-ке – книги в библиотеке,

Ал-ал-ал – нам выдали журнал,

Тата-та интересная газета.

  • Пальчиковые игры
  • Речевая игра
  • Составление рассказов из опыта детей «Как мы ходили в библиотеку»
  • Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки».
  • Рассказывание сказки с последующим обсуждением ситуации
  • Пересказ сказок по ролям
  • Рассказы детей из собственного опыта о журналах, которые они читают
  • Игры - драматизации по сказкам 
  • Кукольный спектакль для детей
  • Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, загадок про книги
  • Составление иллюстрированной и литературной копилки
  • Словесная игра «Весёлый наборщик»

Задачи: Расширять словарный запас детей, упражнять в чтении.

Задание: Назовите первые буквы в словах журнал, газета, книга («Ж», «Г», «К»). Придумайте слова, начинающиеся с каждой буквы этих слов (жираф, гусь, кот и т.д.). Назовите букву, которая во всех трёх словах журнал, газета, книга. («А»).  Придумайте слова, начинающиеся с буквы «А» и т.д.

«Из какой сказки это слово»

Задачи: Закреплять знание стихотворных сказок, их авторов, тренировать память и внимание.

Игровое действие: Предложить детям отгадать названия и авторов по цитате

  • Литературная игра-викторина по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце»

1. Как звали деда, который хотел взять себе сиротку? (Кокованя).

2. Как называл Кокованя девочку? (Подаренка).

3. Почему дед не хотел брать к себе девчонку? (Хотел взять парнишку, обучить его охоте).

4. Чем занимался Коксована? (Охотой).

5. Как звали кошку? (Муренка).

6. Как описал автор Кокованю и Даренку? (Большой, бородатый, махонькая, нос пуговкой).

7. Чем занималась Даренка в избе (прибиралась, похлебку да кашу варила).

8. Что рассказал дед Даренке и потом пожалел об этом (про козла).

9. Куда просилась Даренка у деда? (Посмотреть на козла).

10. Взял ли Кокованя с собой Даренку в лес зимой? (Да).

11. Что взяла с собой девочка? (Лоскутки, нитки, иголку, веревку).

12. Кого увидела Даренка в окно балагана? (Козла).

13. Кто бегал по покосным лужкам? (Козел и кошка).

14. Куда прыгнул козел и начал бить копытцем? (На крышу).

15. Что сыпалось из копытца? (Камешки).

16. Чем засыпало камни на следующий день? (Снегом).

17. Находили ли камни потом? (Да).

  • Рассказчик: вот тебе четвёртый лепесток для цветочка интеграций

Художественно-эстетическое развитие (Слайд)

  • «Пластилиновая сказка»
  • Рисование «Поспешим на помощь краскам – нарисуем дружно сказку», «Разукрась героя сказки», «Дорисуй героя», «По страницам любимых сказок»
  • Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
  • Аппликация «Обложка любимой книги»
  • Ручной труд: «Изготовление книжек-малышек»
  • «Забавные сказки» - поделки из разнофактурного материала для сюжетных игр
  • Мини – выставка «Огородная сказка»
  • Разучивание песен, танцев, хороводов и народных игр, связанных с книгами
  • Вечер загадок
  • Развлечение «Книжкины именины»
  • Рассматривание иллюстраций художников к сказкам
  • Изготовление атрибутов, костюмов сказочных персонажей.
  • Изготовление макета к сказке
  • «Сказка с музыкой дружна». Слушание песенок из сказок.
  • ОД «П.И.Чайковский «Детский альбом» «Нянина сказка»; «Баба Яга»
  • ОД «М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила» «Марш Черномора»
  • ОД Н.А.Римский – Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»

Т.Ю.Левина

  • Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки.

Такой совместный игровой досуг можно организовать без специальной методической или музыкальной подготовки.

В сказке после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.

«ТЕРЕМОК»

Стоит в поле теремок.

БУБЕН

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

КОЛОКОЛЬЧИК

Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ТРЕУГОЛЬНИК

— Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

— А ты кто?

ЛОЖКИ

— А я зайчик-побегайчик.

ТРЕУГОЛЬНИК

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок!  Стали они втроем жить.

ТРЕУГОЛЬНИК

Идет мимо лисичка-сестричка.  Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ШУРШАЛОЧКА

— Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

—А я зайчик - побегайчик — А ты кто?

ТРЕУГОЛЬНИК

— А я лисичка-сестричка — иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

ШУРШАЛОЧКА

Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

ШУМЕЛОЧКА

— Я, мышка-норушка

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

—А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

— А я лисичка-сестричка

— А ты кто?

ШУРШАЛОЧКА

— А я волчок-серый бочок.

ШУМЕЛОЧКА

— Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

МЕТАЛЛОФОН

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел вовсю мочь: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?

УДАРЫ ПО БАРАБАНУ

— Я, мышка-норушка.

КОЛОКОЛЬЧИК

— А я лягушка-квакушка

ЛОЖКИ

—А я зайчик - побегайчик

ТРЕУГОЛЬНИК

— А я лисичка-сестричка

ШУРШАЛОЧКА

— А я волчок - серый бочок.— А ты кто?

ШУМЕЛОЧКА

— А я медведь косолапый

БАРАБАН

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

МЯТЬ БУМАГУ

Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился

БАРАБАН

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ, ТРЕУГОЛЬНИК, ШУРШАЛОЧКА, ШУМЕЛОЧКА

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего построили!!

РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА

МЕТАЛЛОФОН

Рассказчик: вот тебе пятый лепесток для цветочка интеграций

Педагог: Ой, как всё ладно получается. Собрался цветочек

Действие 3

Рассказчик:

А сказка наша между тем продолжается

И снова нам педагог встречается

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается

Вновь оказался Педагог в песочнице.

Педагог: Много я узнал, много интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить.

Рассказчик: Задумался Педагог и не заметил, как ФГОС очутился перед ним.

ФГОС: Правильно думаешь. Молодец на совет коллег собрал. Всё обсудили вместе. Крепко усвоил «Один в поле не воин». И вам всем советую, что воплощённая в жизнь замечательных идей не обойтись без помощи Родителей и Социальных партнёров, а, уж заручившись их поддержкой, можно творить в своё удовольствие и во благо детушек малых. И результат будет всегда превосходным.

Рассказчик:

- Стал педагог приглядываться - так и сяк. И тогда позвал Педагог верных друзей своих: Родителей и Социальных партнёров

Планирование работы в данном направлении:

  • Оформление ширм - передвижек
  • «Книжки- малышки» своими руками

В настоящее время создано огромное количество развивающих игр, игрушек и книг для наших детей.

Но опытные педагоги и внимательные родители, часто отмечают, что ребёнок не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке.

 В чем же дело? Причины могут быть самые разные.

Одна из них заключается в том, что книжки и игрушка сделанная промышленным путём не может учитывать индивидуальные предпочтения каждого малыша. И тут на помощь могут прийти внимательные и любящие родители, которые находятся рядом с ребенком, чувствуют его. Самые лучшие, самые развивающие книжки и игрушки выходят из рук людей, близких ребенку и наши родители не остались равнодушными сделали детям

Практическое занятие «Мягкие и пушистые иллюстрации» – Е.Д.Объедкова

Я приготовила вам силуэты животных, которые чаще всего встречаются в р.н.сказках (заяц, лиса, медведь). Как вы думаете какими материалами можно воспользоваться при создании мягкого, пушистого образа зайчика (вата, синтепон)

При создании образа петуха (перья)

- Понял педагог, где нет общности интересов, не может, быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому…

Педагог:

- Мудрость педагогическая – в единстве, в объединении, потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.

Рассказчик:

Вот так Педагог живёт - поживает

Нигде горя не знает.

Вот как дела порой получаются!

Но на этом сказка о ФГОС не кончается –

Это только начало нового пути,

А мы желаем Вам удачи в нашем общем деле!

  1. Экскурсия по Дс
  2. Рефлексия

Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности. Определение уровня сложности.

Методика: «Цветограмма».

Оборудование: Бланк – схема, фломастеры.

Указание: заполнить бланк–схему по работе сегодняшнего семинара в соответствии со значением цветов.

Интерес                       Полезность                         Новизна

Красный (отлично)

Синий (очень хорошо)

Зеленый (удовлетворительно)

  1. Заключительное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа

В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....

2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...

Консультация для молодых специалистов ДОУ «Проектная деятельность в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Консультация познакомит молодых специалистов дошкольного образования со значением, преемуществом использования проектной технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. На пр...

Статья "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО"

Патриотическое воспитание-это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, жнлание трудиться на ее благо.Ответственность и гордость за нее начинает формироваться уже в дошкольно...

Личностно-ориентированные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОП ДО и ФАОП ДО

Каждый ребенок – это личность, и наша задача – помочь ей развиваться, сформироваться, стать достойным человеком современного общества!...