«Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Обучающий семинар «Проектная деятельность в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»
Предварительная работа:
- «Неделя детской книги»
- Открытый показ ОД по речевому развитию (рассказывание сказки с использование моделей заместителей или пересказывание с помощью картинок с последовательно развивающимся действием)
Содержание:
- Вступительное слово «Ребёнок и книга»
- «Сказка по ФГОС или планирование «Неделя детской книги»
Цель: продолжать знакомить с ФГОС дошкольного образования, повышать профессиональную компетенцию по основным направлениям ФГОС, познакомить с моделированием тематической недели.
Атрибуты:
- Песочница с детьми,
- Авоська новшеств (папка с крупными буквами Стандарт ДО),
- Очки дивные – креативные,
- Цветок интеграций,
- Презентация,
- Табличка «Педагогический процесс»,
- Кукла с книгой,
- Мольберт
Ход:
Действие 1
«Песочница».
Звучит музыка
Книга – мудрость, Книга – свет, В книге есть на всё ответ.
Рассказчик.
Расскажу я вам сказку дивную-
Не очень короткую,
Не очень длинную,
А такую как от меня до вас!
А педагоги мне помогайте –
Сказку разыграйте.
Есть у сказки подсказки
А будет сказка о ФГОС.
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был Педагог. Долго работал он в детском саду. Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела, и гордился этим.
Как - то раз сидел Педагог в песочнице с детьми был в самом хорошем расположении духа. Думу думал Педагог, как же ему сотворить диво - дивное, чудо - чудное – педагогический процесс, чтобы стал ещё интереснее и увлекательнее.
Но тут собрались над песочницей тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС. От неожиданности вскочил Педагог, а ФГОС говорит:
ФГОС: Иди туда, не зная куда, и сделай так, не зная, как.
Рассказчик. Испугался Педагог обрушившихся перемен, растерялся, плечами пожимает в недоумении, а ФГОС продолжает…
ФГОС: Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Вот тебе в помощь чудо чудное – авоська новшеств (папка с крупными буквами Стандарт ДО), который является основой образовательного процесса. А это очки дивные - креативные, они позволят рассмотреть вопросы сложные.
Рассказчик: И пошли ФГОС и Педагог по стране дошкольного образования…Только ФГОС прямо пошёл, а Педагог выбрал себе другую дорожку… (ФГОС и Педагог расходятся)
Педагог открыл Стандарт, прочитал принципы необычные
Педагог - зачитывает принципы дошкольного образования (слайд №1)
Рассказчик: и стал думу думать. Как строить педагогический процесс в соответствии с этими принципами? А Педагогический процесс тут как тут (педагог с табличкой «Педагогический процесс»). Педагог его и так крутил и сяк крутил, строит, перестраивает (действие обыгрывается между Педагогом и Пед. процессом). Много вопросов возникло у Педагога. А Педагогический процесс вытащил из потайного места девицу – красавицу Тему. (Пед, процесс вытаскивает куклу с книгой). На книжечке красавицы читает имя мудреное.
Педагог: «Неделя детской книги»
(Далее всё обыгрывается по тексту)
Рассказчик: Задумал Педагог её у Пед. процесса детям красавицу тему выпросить. Но как? Пока думал Пед. процесс с девицей и ушел….
- Словом запутался Педагог в вопросах. Что делать? В каком направлении ему идти?
- Вспомнил он про очки дивные - креативные, одел и увидел правильную дорогу, да отправился в путь.
Действие 2.
«Гранит науки» и карта Образовательных областей.
Рассказчик:
И идёт педагог, и спешит педагог,
И науки гранит грызёт педагог,
И одно только слово твердит педагог:
ФГОС, ФГОС, ФГОС…
Кто видит, тот увидит,
Кто мыслит, тот поймёт,
Кто слышит, тот услышит,
Кто ищет, тот найдет.
Долго ли, коротко ли шёл Педагог, и встретились ему дивные 5 направлений развития.
5 направлений развития: Что же ты не весел, что ж ты буйную голову повесил?
Рассказчик: И говорит педагог
Педагог: надо мне организовать тему «Неделя детской книги» да, чтоб по ФГОС было.
5 направлений развития: Не тужи и не кручинься, сослужим тебе службу верную.
Надобно создать для темы условия хорошие. Представь «серединка цветка» – это «тема недели», а «лепестки цветка» - направления развития, которые соединяют «тему» в одно единое (в цветок).
(Слайд «Цветок»)
Рассказчик: А теперь давай разберём, как спланировать работу по теме «Неделя детской книги» разберём каждую линию развития.
Социально-коммуникативное развитие (Слайд)
- Экскурсия в библиотеку
- Совместное мероприятие с городской детской библиотекой посвященное творчеству писателя
- Экскурсия в книжный магазин
- Составление рассказов из опыта «Труд библиотекаря»
- Сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека», «Редакция».
- Творческая игра «Клинопись»
- Настольно- печатные игры, кубики «Собери сказку» или паззлы
- Беседа с детьми «Правила обращения с книгой»,
- ОБЖ «Техника безопасности при работе с ножницами».
- Видео – показ: трудовая деятельность в «Мастерской Доктора Книголюба»
Рассказчик: вот тебе первый лепесток для цветочка интеграций
Познавательное развитие (Слайд)
- Рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.
- Беседа «Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать?», «Чем полезна книга», «Зачем нужны книги?»
- Презентации: «История книги», «Виртуальная экскурсия в типографию»
- Рассказ воспитателя о развитии письменности и книгопечатания с показом иллюстраций.
- Выставка книг по одному из писателей
- Рассматривание портретов писателей
- Познавательно- речевой проект «Сказки дедушки Корнея»
- День энциклопедии под девизом: Хочу всё знать!
День газет и журналов
- Беседа о газетах и журналах.
- Уточнить представления о профессии журналиста, редактора, наборщика, фотографа
- Рассматривание газет и детских журналов («Мурзилка», «Весёлые картинки» и др.)
- Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации», «Раньше и сейчас» или «Что сначала, что потом»
- ППРС «Музей сказочных вещей» Игра: «Чей предмет из сказки?»
- Балерина
- Щелкунчик
- Верблюд –Шахерезада
- Карусель –мери Поппинс
- Зеркало- сказка о мёртвой царевне
- Золотой ключик - Буратино
Рассказчик: вот тебе второй лепесток для цветочка интеграций
Физическое развитие (Слайд)
- Сюжетная утренняя гимнастика
- Спортивный досуг
- Подвижные игры
- Прогулка. Игра «Экологическое интервью. Прогноз погоды для газеты»
Задачи: Развивать экологические представления, закреплять правила поведения в живой природе, упражнять в наблюдениях в природе, закреплять знание примет, развивать речевые навыки
Игровое действие: Дети обследуют участок и территорию, рассказывая и показывая места, где люди плохо или хорошо поступают с объектами живой природы – мусор на участке, следы от хождения на клумбе, сломанные ветки – плохо, утеплены кустарники, клумба, сделана обрезка деревьев, есть кормушки для птиц – хорошо. Дети рассказывают о погоде, пытаются самостоятельно сделать прогноз погоды.
- Ритмическая разминка со сказочным героем
Рассказчик: вот тебе третий лепесток для цветочка интеграций
Речевое развитие (Слайд)
Проговаривание чистоговорок.
Задачи: Упражнять в произношении чистоговорок, погрузить в тему дня
Аз-аз-аз – читаем дружно мы рассказ,
Шу-шу-шу – в библиотеку я спешу,
Ке-ке-ке – книги в библиотеке,
Ал-ал-ал – нам выдали журнал,
Тата-та интересная газета.
- Пальчиковые игры
- Речевая игра
- Составление рассказов из опыта детей «Как мы ходили в библиотеку»
- Составление творческих рассказов: «Сочини конец сказки».
- Рассказывание сказки с последующим обсуждением ситуации
- Пересказ сказок по ролям
- Рассказы детей из собственного опыта о журналах, которые они читают
- Игры - драматизации по сказкам
- Кукольный спектакль для детей
- Разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, загадок про книги
- Составление иллюстрированной и литературной копилки
- Словесная игра «Весёлый наборщик»
Задачи: Расширять словарный запас детей, упражнять в чтении.
Задание: Назовите первые буквы в словах журнал, газета, книга («Ж», «Г», «К»). Придумайте слова, начинающиеся с каждой буквы этих слов (жираф, гусь, кот и т.д.). Назовите букву, которая во всех трёх словах журнал, газета, книга. («А»). Придумайте слова, начинающиеся с буквы «А» и т.д.
«Из какой сказки это слово»
Задачи: Закреплять знание стихотворных сказок, их авторов, тренировать память и внимание.
Игровое действие: Предложить детям отгадать названия и авторов по цитате
- Литературная игра-викторина по сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце»
1. Как звали деда, который хотел взять себе сиротку? (Кокованя).
2. Как называл Кокованя девочку? (Подаренка).
3. Почему дед не хотел брать к себе девчонку? (Хотел взять парнишку, обучить его охоте).
4. Чем занимался Коксована? (Охотой).
5. Как звали кошку? (Муренка).
6. Как описал автор Кокованю и Даренку? (Большой, бородатый, махонькая, нос пуговкой).
7. Чем занималась Даренка в избе (прибиралась, похлебку да кашу варила).
8. Что рассказал дед Даренке и потом пожалел об этом (про козла).
9. Куда просилась Даренка у деда? (Посмотреть на козла).
10. Взял ли Кокованя с собой Даренку в лес зимой? (Да).
11. Что взяла с собой девочка? (Лоскутки, нитки, иголку, веревку).
12. Кого увидела Даренка в окно балагана? (Козла).
13. Кто бегал по покосным лужкам? (Козел и кошка).
14. Куда прыгнул козел и начал бить копытцем? (На крышу).
15. Что сыпалось из копытца? (Камешки).
16. Чем засыпало камни на следующий день? (Снегом).
17. Находили ли камни потом? (Да).
- Рассказчик: вот тебе четвёртый лепесток для цветочка интеграций
Художественно-эстетическое развитие (Слайд)
- «Пластилиновая сказка»
- Рисование «Поспешим на помощь краскам – нарисуем дружно сказку», «Разукрась героя сказки», «Дорисуй героя», «По страницам любимых сказок»
- Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
- Аппликация «Обложка любимой книги»
- Ручной труд: «Изготовление книжек-малышек»
- «Забавные сказки» - поделки из разнофактурного материала для сюжетных игр
- Мини – выставка «Огородная сказка»
- Разучивание песен, танцев, хороводов и народных игр, связанных с книгами
- Вечер загадок
- Развлечение «Книжкины именины»
- Рассматривание иллюстраций художников к сказкам
- Изготовление атрибутов, костюмов сказочных персонажей.
- Изготовление макета к сказке
- «Сказка с музыкой дружна». Слушание песенок из сказок.
- ОД «П.И.Чайковский «Детский альбом» «Нянина сказка»; «Баба Яга»
- ОД «М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила» «Марш Черномора»
- ОД Н.А.Римский – Корсаков, опера «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»
Т.Ю.Левина
- Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки.
Такой совместный игровой досуг можно организовать без специальной методической или музыкальной подготовки.
В сказке после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.
«ТЕРЕМОК»
Стоит в поле теремок. | БУБЕН |
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. | КОЛОКОЛЬЧИК |
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? | УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ |
— Я, мышка-норушка! А ты кто? | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка | ЛОЖКИ |
Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. | КОЛОКОЛЬЧИК |
Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? | ТРЕУГОЛЬНИК |
— Я, мышка-норушка | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка — А ты кто? | ЛОЖКИ |
— А я зайчик-побегайчик. | ТРЕУГОЛЬНИК |
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. | ТРЕУГОЛЬНИК |
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? | ШУРШАЛОЧКА |
— Я, мышка-норушка | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка | ЛОЖКИ |
—А я зайчик - побегайчик — А ты кто? | ТРЕУГОЛЬНИК |
— А я лисичка-сестричка — иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. | ШУРШАЛОЧКА |
Прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? | ШУМЕЛОЧКА |
— Я, мышка-норушка | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка | ЛОЖКИ |
—А я зайчик - побегайчик | ТРЕУГОЛЬНИК |
— А я лисичка-сестричка — А ты кто? | ШУРШАЛОЧКА |
— А я волчок-серый бочок. | ШУМЕЛОЧКА |
— Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. | МЕТАЛЛОФОН |
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел вовсю мочь: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? | УДАРЫ ПО БАРАБАНУ |
— Я, мышка-норушка. | КОЛОКОЛЬЧИК |
— А я лягушка-квакушка | ЛОЖКИ |
—А я зайчик - побегайчик | ТРЕУГОЛЬНИК |
— А я лисичка-сестричка | ШУРШАЛОЧКА |
— А я волчок - серый бочок.— А ты кто? | ШУМЕЛОЧКА |
— А я медведь косолапый | БАРАБАН |
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить. | МЯТЬ БУМАГУ |
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился | БАРАБАН |
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. | КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ, ТРЕУГОЛЬНИК, ШУРШАЛОЧКА, ШУМЕЛОЧКА |
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего построили!! | РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА МЕТАЛЛОФОН |
Рассказчик: вот тебе пятый лепесток для цветочка интеграций
Педагог: Ой, как всё ладно получается. Собрался цветочек
Действие 3
Рассказчик:
А сказка наша между тем продолжается
И снова нам педагог встречается
Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается
Вновь оказался Педагог в песочнице.
Педагог: Много я узнал, много интересного открыл, да понял, что одному мне не справиться, все одному не осилить.
Рассказчик: Задумался Педагог и не заметил, как ФГОС очутился перед ним.
ФГОС: Правильно думаешь. Молодец на совет коллег собрал. Всё обсудили вместе. Крепко усвоил «Один в поле не воин». И вам всем советую, что воплощённая в жизнь замечательных идей не обойтись без помощи Родителей и Социальных партнёров, а, уж заручившись их поддержкой, можно творить в своё удовольствие и во благо детушек малых. И результат будет всегда превосходным.
Рассказчик:
- Стал педагог приглядываться - так и сяк. И тогда позвал Педагог верных друзей своих: Родителей и Социальных партнёров
Планирование работы в данном направлении:
- Оформление ширм - передвижек
- «Книжки- малышки» своими руками
В настоящее время создано огромное количество развивающих игр, игрушек и книг для наших детей.
Но опытные педагоги и внимательные родители, часто отмечают, что ребёнок не проявляет ожидаемого интереса к купленной игрушке.
В чем же дело? Причины могут быть самые разные.
Одна из них заключается в том, что книжки и игрушка сделанная промышленным путём не может учитывать индивидуальные предпочтения каждого малыша. И тут на помощь могут прийти внимательные и любящие родители, которые находятся рядом с ребенком, чувствуют его. Самые лучшие, самые развивающие книжки и игрушки выходят из рук людей, близких ребенку и наши родители не остались равнодушными сделали детям
Практическое занятие «Мягкие и пушистые иллюстрации» – Е.Д.Объедкова
Я приготовила вам силуэты животных, которые чаще всего встречаются в р.н.сказках (заяц, лиса, медведь). Как вы думаете какими материалами можно воспользоваться при создании мягкого, пушистого образа зайчика (вата, синтепон)
При создании образа петуха (перья)
- Понял педагог, где нет общности интересов, не может, быть единства целей, не говоря уже о единстве действий, поэтому…
Педагог:
- Мудрость педагогическая – в единстве, в объединении, потому что только общими усилиями можно достичь плодотворных результатов.
Рассказчик:
Вот так Педагог живёт - поживает
Нигде горя не знает.
Вот как дела порой получаются!
Но на этом сказка о ФГОС не кончается –
Это только начало нового пути,
А мы желаем Вам удачи в нашем общем деле!
- Экскурсия по Дс
- Рефлексия
Цель: овладение приемом рефлексивной деятельности. Определение уровня сложности.
Методика: «Цветограмма».
Оборудование: Бланк – схема, фломастеры.
Указание: заполнить бланк–схему по работе сегодняшнего семинара в соответствии со значением цветов.
Интерес Полезность Новизна
Красный (отлично)
Синий (очень хорошо)
Зеленый (удовлетворительно)
- Заключительное слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста." подготовительная группа
В любом возрасте в произведениях можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмо...
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....
Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания....
2022г. Самообразование «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окру...
Консультация для молодых специалистов ДОУ «Проектная деятельность в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
Консультация познакомит молодых специалистов дошкольного образования со значением, преемуществом использования проектной технологии в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. На пр...
Статья "Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО"
Патриотическое воспитание-это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, жнлание трудиться на ее благо.Ответственность и гордость за нее начинает формироваться уже в дошкольно...
Личностно-ориентированные технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в условиях ФОП ДО и ФАОП ДО
Каждый ребенок – это личность, и наша задача – помочь ей развиваться, сформироваться, стать достойным человеком современного общества!...