Использование личностно-ориентированной технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Использование личностно-ориентированной технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsio-igrovaya_tehnologiya_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование личностно-ориентированной технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Эта технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Направления личностно-ориентированных технологий
- Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
- Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Дети с общим недоразвитием речи
- Малоактивны
- Испытывают трудности в организации собственного речевого поведения
- Испытывают недостатки познавательной деятельности
У детей с ОНР дошкольного возраста возникают затруднения в общении со сверстниками, снижена самооценка, отмечаются отставания в учебной деятельности, присутствует отказ от устного общения.
Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ОНР препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников.
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Цель личностно-ориентированной технологии:
Создание демократичных, партнёрских, гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем. Обеспечение условий для развития личности воспитанников.
При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.
Задачи личностно-ориентированной технологии:
1. Основная и очень ответственная задача ДОУ, -
раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей
проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
2. Гуманистическая направленность содержания
деятельности ДОУ.
3. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и
безопасных условий развития личности ребёнка,
реализация её природных потенциалов.
4. Приоритет личностных отношений.
5. Индивидуальный подход к воспитанникам.
Использование технологии в различных формах организации:
- Психокоррекционные игры.
- Коммуникативные игры.
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
- Игры, направленные на развитие воображения, внимания.
- Игры на развитие выразительной и диалогической речи.
- Пальчиковые игры.
- Игры с элементами танцевальных движений.
- Культура и техника речи.
- Этюдная работа.
Данная личностно ориентированная технология нацеливает, прежде всего, на формирование у ребят чувства любви, сострадания, сопереживания, умения прощать, помогать ближнему, быть терпимым к другим. Именно в дошкольном возрасте дети приобщаются к богатствам природы и культуры, учатся жить в обществе, создают свою собственную картину окружающего мира.
Активное и эмоциональное проживание в образах волшебных масок героев позволяет детям реализовать изначально присущие им добрые чувства, учит делать нравственный выбор в сторону добра. Возможность проигрывать ситуацию – это
способ, помогающий активно- созидательно относиться к собственной судьбе.
Великодушие, помощь нуждающемуся человеку, умение прощать – важнейшие проявления качества характера.
Ребенок невольно идентифицирует себя со сказочными героями, стремясь подражать им в своей жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации. Проигрывая определенный сценарий (стих, короткую сказку), дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.
В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.
Личностно ориентированная технология показывает, что ее использование решает образовательные задачи, отвечает требованиям качества образования.
В старшем дошкольном возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок и морализования, а также умение искренне радоваться жизни.
Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами,переживаниями, мыслями.
Этот тип общения - внеситуативно-личностный.
Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.Типы мотивации могут быть - самые различные: это игровая мотивация, мотивация общения, мотивация
личной заинтересованности, учебная мотивация. С помощью мотивации воспитатель побуждает детей охотнее усваивать новое.Задачи воспитателя- выявить задатки , способствовать раскрытию « внутренних сил» ребёнка, заложенных в нём природой.
Необходимо быть «наблюдателем», изучающим и руководящим помощником ребёнка в его стремлении к движению вперёд, в стремлении к саморазвитию, обогащению опыта, к активности, к труду. Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из
его интересов, понимать его индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и ребёнка на личностной основе.
Компоненты личностного подхода:
-Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу их развития.
-Признание за ребенком не только статуса «воспитанника», но и всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.
-Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком», создание ему возможности чувствовать именно себя, единственного и неповторимого, в центре внимания и заботы педагога, как это происходит в семье.
-Признавать за ребенком право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми.
Таким образом, осуществить личностно-ориентированный подход к образовательной деятельности в ДОУ может только по настоящему любящий детей педагог, являющийся сам личностью и способный творчески преобразовывать предметно-развивающую среду с целью создания условий для развития каждого отдельного ребёнка, как субъекта познания и деятельности!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
ДОКЛАД НА ТЕМУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
Статья на тему: Использование инновационных технологий по речевому развитию детей дошкольного возраста.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОО, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие сов...
«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» краткосрочный проект по анимации...
«Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»
презентация на тему «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста»...
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...