Конспект НОД "Зима. Родственные слова"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Светлана Ловчая

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме, знакомство с родственными словами.

Задачи:

*Коррекционно-образовательные:

- Активизировать и расширять словарь по теме «Зима».

- Учить составлять короткое стихотворение (лимерик), опираясь на предложенные картинки - подсказки.

- Развивать связную речь.

- Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словообразования (образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом в единственном числе)

- Закреплять и совершенствовать навык звукового анализа слов.

*Коррекционно-развивающие:

- Развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.

- Развивать слуховое и зрительное  внимание, восприятие, память.

- Развивать речевой слух.

- Развивать фонематический анализ и синтез.

- Развивать диалогическую речь.

* Воспитательные:

- Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативность, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._rodstvennye_sldova.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме, знакомство с родственными словами.

Задачи:

*Коррекционно-образовательные:

- Активизировать и расширять словарь по теме «Зима».

- Учить составлять короткое стихотворение (лимерик), опираясь на предложенные картинки - подсказки.

- Развивать связную речь.

- Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словообразования (образование существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом в единственном числе)

- Закреплять и совершенствовать навык звукового анализа слов.

*Коррекционно-развивающие:

- Развивать языковое чутьё путём образования родственных слов.

- Развивать слуховое и зрительное  внимание, восприятие, память.

- Развивать речевой слух.

- Развивать фонематический анализ и синтез.

- Развивать диалогическую речь.

* Воспитательные:

- Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативность, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.

* Активизация словаря: холод, мороз, вьюга, метель, буран, гололедица, стужа, пороша, родственные слова, лимерик.

* Предварительная работа: беседа по теме «Зима», отгадывание загадок, составление предложений по схеме, составление лимерика по теме «Зима», звуковой анализ слов по теме, чтение слов и предложений.

* Развивающая предметно-пространственная среда

Оборудование для педагога:компьютер, телеграмма,  гирлянда с заданиями, предметные картинки (снежинка, сосулька, горка, санки, дерево, снеговик, снег), пиктограммы,  дерево рифмы с картинками для составления лимерика (весы, перо, небо, птицы, знак вопроса, облака)

Оборудование для воспитанников: слова, для составления предложений

* Используемые технологии (методы):

наглядные: рассматривание картинок, рассматривание МИМИО

словесные: беседа, использование загадки, объяснение

практические: игровые упражнения, составление лимерика

инновационные методы:здоровьесберегающие технологии,  лимерик, ИКТ - технологии

Ход занятия:

- Тема нашего занятия «Зима». Мы с вами вспомним все, что знаем о ней. Поэтому сегодня мы отправляемся в «Зимнюю сказку». Я получила телеграмму от Снегурочки. Прочитала, но не поняла, о чем в ней говориться. Все слова перепутались, поэтому нам надо их распределить в нужной последовательности и тогда мы узнаем его содержание. Лесу в вьюга началась сильная. Сугроб я в упала. Погирлянда снегу рассыпалась. Мороз, расстроится, дед. (Дети парами составляют предложения). (В лесу началась сильная вьюга. Я упала в сугроб. По снегу рассыпалась гирлянда. Дед Мороз расстроится.)

- Ну что же, нам надо отправляться в дорогу и помочь Снегурочке собрать гирлянду. Если мы выполним правильно все задания, что повстречаются нам на пути, то гирлянда вновь станет целой. И Дед Мороз сможет зажечь елку на празднике.

- А вот и первая часть гирлянды с вопросом. Это загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

- О каком времени года говориться в этой загадке? (Эта загадка о  зиме).

- Давайте вспомним ее признаки. (Снег, холод, мороз, вьюга, метель, буран, гололедица, стужа, пороша)

- Как называется первый зимний месяц? (первый месяц зимы декабрь.)

О чем говорит пословица «Декабрь год кончает, а зиму начинает»?

(О том, что декабрь — это первый месяц зимы.А в декабре заканчивается год.)

- Какой месяц в середине зимы? (В середине зимы – январь).

- Какой последний месяц зимы? (Последний месяц зимы – февраль).

- Молодцы. Задание закончилось. Первая часть гирлянды держится на елке. Это значит, что задание выполнено правильно.

- А какое задание на второй части гирлянды? А здесь картинки, что же надо с ними сделать? (Нужно назвать большой и маленький предмет, изображённый на картинке).

 Дидактическая игра: «Назови большой и маленький».

Снежинка - снежиночка

Сосулька – сосулечка

Горка – горочка

Санки – саночки

Дерево – деревце

Снеговик – снеговичок

Снег – снежок

- Мы выполнили только первую часть задания, а что нужно сделать еще, посмотрите на пиктограммы.

(Нужно назвать количество звуков в слове СНЕГ, назвать твердые согласные в слове САНКИ и назвать гласные в слове СНЕЖИНКА.

- Молодцы! И это задание выполнили. И вторая часть гирлянды отправляется на елку.

- Ну а сейчас немного отдохнём.

Физминутка:

Как на горке снег, снег,        (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег.       (приседаем)

И на елке снег, снег,              (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.          (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь,  (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь           (пальчик к губам, шепотом)

- Немного отдохнули, а теперь нам ещё нужно собрать остальные части гирлянды. Давайте присядем возле доски, так, чтобы всем было видно.

- У всех людей есть родные: мама, папа, дети, бабушки и дедушки. Это наши родственники. Посмотрите на доску и разгадайте ребус. (Семья). (Вторая страница МИМИО)

- Правильно – это семья. Наша дружная семья живет в одном доме, но на разных этажах. Разделите все слова на слоги и догадайтесь, кто, где живет?

- Посмотрите, на первом этаже живут самые короткие слова – сын и дочь. Вот от самых коротких слов и образуются слова – родственники. Это слова - которые похожи по звучанию и по значению. (Третья страница МИМИО)

- Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» и посмотрим, какие слова мы с вами назовем?

Подбор родственных слов к слову снег.

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»)

- Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю… (Снег.)

- Что за звездочки зима

В тучу спрятала сама?

Словно крошечные льдинки,

Эти звездочки — ... (снежинки)

- На поселки, на лужок тихо падает… (Снежок.)

- Вот веселье для ребят — Все сильнее… (Снегопад.)

- Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (Снежки.)

- Словно в белый пуховик нарядился…(Снеговик.)

- Рядом снежная фигурка — эта девочка — …(Снегурка.)

- Когда снег сойдёт в лесу,

Обнажив валежник,

Кто приветствует весну?

Маленький… (Подснежник!)

- На дворе вчера весь вечер

Был сильнейший снегопад

Потому сегодня с горки

Полетел мой …(снегокат)

- Какие слова вы добавляли? (Четвертая страница МИМИО - повторение родственных слов).

- Давайте с вами определим главное слово к названным родственным словам: СНЕГОВИК, СНЕЖКИ, СНЕГУРОЧКА, СНЕЖИНКА, ПОДСНЕЖНИК, СНЕЖОК, СНЕГОКАТ. (Снег).

- Правильно, это слово – снег. (Пятая страница МИМИО).

- Соберите из букв слово, которое служит основой для образованных нами слов, и расположите его в основании дерева. (Снег). (Пятая страница МИМИО)

- От этого слова, путем добавления  частей слова, мы образовали новые слова, которые похожи по звучанию и по значению -  родственные слова.

- Вот и еще одна часть гирлянды, отправляется на елку. (Шестая страница МИМИО)

- А теперь, нам надо подобрать одно из родственных слов, к звуковой схеме и тогда мы узнаем наше последнее задание. (Снежинка).

- Назовите все звуки в этом слове. [С Н’ЭЖЫНКА]. (Седьмая страница МИМИО)

- Нас ждет «Дерево рифмы». Оно поможет нам, составить стихотворение про СНЕЖИНКУ. На его ветвях расположились картинки – подсказки. Начинать надо с верхних веточек. Давайте разберем, что они обозначают? (Картинки: весы, перо, небо, птицы, знак вопроса, облака).

- Весы – вес, пушинка – легкость, птицы и облака – птицы, летающие над облаками, знак вопроса – вывод о снежинке.

- Стихотворение нужно начать со слов – Жила была… .

Жила была голубая снежинка

Лёгкая как пушинка.

В небе, как птица летала,

А потом с облаками играла.

Вот какая игривая снежинка.

- А теперь, попробуем изменить начало стихотворенияна

- Что было бы, если бы....., но не...

Что было бы, если бы.голубая снежинка

Была легкая, как пушинка.

В небе, как птица, она не летала,

А потом, с облаками не играла.

Скучная была снежинка.

Пусть всегда будет игривая снежинка.

- Собрали всю гирлянду для новогодней елки. Давайте проверим, все ли с ней в порядке?(гирлянда загорается на елке). Значит, Снегурочка и Дед Мороз смогут провести веселый праздник вместе с детьми, а мы можем вернуться из нашей сказки.

- Ну что ж, давайте вспомним, какая тема была на занятии? (Тема зима).

- Что мы на занятии повторяли? (Мы повторяли признаки зимы, родственные слова)

- Какие задание были? (Составить предложения, назвать большой и маленький предмет, назвать признаки зимы, отгадать загадку, досказать словечко, разгадать ребус, собрать семью слов, подобрать слово к схеме, составить стихотворение).

- Молодцы. Все хорошо работали на занятии.  Отвечали на вопросы полным ответом. Справились со всеми заданиями. Какое самое легкое было задание? Какое задание вызывало затруднение? На последующих занятиях мы продолжим работу по составлению родственных слов и сочинению лимериков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...

Конспект ООД "Родственные слова СНЕГ"

Цели:1.    Познакомить с родственными словами.2.    Упражнять в навыках словообразования.3.    Закреплять умение находить родственные слова в тексте.4....

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»

Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....

Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....

Презентация-игра "Родственные слова к слову "ГРИБ"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....