Конспект ООД "В стране родственных слов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Загорюк Ирина Геннадьевна

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В этом нам поможет ребус.

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ОНР

 «В стране родственных слов»

Цель. Закреплять умение образовывать родственные слова. Упражнять в выделении главного и «лишнего» слова в группе родственных. Закреплять умение составлять предложения с заданными словами. Развивать мелкую моторику рук, координацию речи и движений, память, внимание.

Материал и оборудование. Набор вырезанных из картона букв разной высоты (М, И, 3, А), карточка для упражнения «Назови лишнюю картинку» - на каждого ребёнка. Набор предметов одежды «Времена года» - для педагога. Панно «Зима», «Снег», «Мороз» - домики родственных слов. Большой белый мяч, малые белые мячи - снежки. Карт очка с ребусом к слову «мороз». Корзина. Предметные картинки (снег, снегурочка, снегокат, снегирь, мороженое, подснежник, снеговик)  нарисованные в центре снежинок, вырезанных из картона. Аудиозапись музыки - по выбору педагога.

Ход занятия

Звучит аудиозапись тихой музыки. Дети входят в групповую комнату, здороваются с гостями..

  1. Орг. момент: Быстро за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

Мы хорошие друзья, нам ведь ссориться нельзя (размыкают руки)

  1. Логопед. Сегодня мы отправимся в волшебную страну. В ней много домов, и в каждом живут родственные слова.

Обращает внимание детей на панно - домики родственных слов.

  1. 1. Упражнение : «Построй буквы по росту».

Логопед. Вы знаете, в какое время года мы попадём в Страну родственных слов? Нет? Чтобы выяснить это, нужно построить буквы «по росту». (Дети выполняют задание)

          А     М   И      З                З И М А

Прочитайте, пожалуйста, слово, которое у вас получилось.

Дети. Зима.

Логопед. Зима - моё любимое время года. Я хочу сейчас превратиться в Зиму. Вы мне

поможете?

Дети. Да, поможем!

Логопед подводит детей к набору предметов одежды «Времена года». Дети выбирают зимнюю одежду (варежки, меховую шапку, пелерину, отороченную мехом) и объясняют свой выбор.

Логопед надевает варежки, шапку и пелерину, кружится и «превращается» в Зиму.

2. Упражнение «Ответь на вопрос».

Зима. Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима, в гости к вам пришла. Хочу с вами поиграть. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать. Как называется одежда, которую мы носим зимой?

Дети. Зимняя.

Зима. Какие птицы остаются зимовать? Назовите одним словом. Дети. Зимующие.

Зима. Как вы назовёте меня ласково?

Дети. Зимушка.

Зима. Если хлеб посеяли поздней осенью, под зиму, то какой он? Дети. Озимый.

Зима. Зверь в лесу пережил зиму. Значит, он что сделал? Дети. Перезимовал.

Зима. В своих ответах вы называли слова, которые родились от одного главного слова. Как называются такие слова?

Дети. Такие слова называются родственными.

Зима. От какого слова родились слова «зимняя», «зимующие», «зимушка», «озимый», «перезимовал»?

Дети. Эти слова родились от слова «зима».

Зима. Слово «зима» - главное. Оно живёт вот в этом домике вместе с другими родственными словами. (Обращает внимание детей на панно-домик «Зима».)

  1. Упражнение «Снежки».

Зима. Теперь поиграем в снежки. Раз, два, три, четыре,

 (Загибают пальцы, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили. (Меняют положение ладоней - лепят.)

Круглый, крепкий, (Соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук.)

 Очень гладкий (Гладят ладонью одной руки кисть другой руки.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальцем.)

Раз - подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх.)

Два - поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три - уроним.

(Встают, роняют воображаемый снежок.)

И...сломаем. (Топают.)

  1. Упражнение «Вспомни слова».

Зима. У меня есть волшебный снежок, с которым мы сейчас поиграем. Встаньте в круг и вспомните родственные слова к слову «зима».

Произносит слово «зима» и кидает большой белый мяч одному из детей. Тот называет родственное слово и возвращает мяч логопеду. И т.д.

Зима. Молодцы! Все родственные слова вспомнили. Теперь отгадайте загадку. Подморозило вчера. Налетела мошкара. И от этой мошкары Стали белыми дворы. (Снег.)

Зима. Слово «снег» живёт вот в этом домике. (Обращает внимание детей на панно- домик «Снег»).

Зима. Я приготовила целую корзину снега. Возьмите по одной снежинке. (Дети берут из корзины снежинки, в центре которых нарисованы картинки.) Что нарисовано на ваших снежинках? Назовите. (Снег, снегурочка, мороженое, снегокат, подснежник, снеговик, снегирь.)

Вы назвали много слов, похожих по звучанию и значению. Все со мной согласны? Нет ли здесь лишнего слова? Дети. Есть! Слово «мороженое».

Физкультминутка Упражнение «Займи свой домик».

    Зима. Давайте поиграем со словами.

Дети со снежинками кружатся под музыку. По сигналу логопеда бегут к своему панно- домику («Снег» и «Мороз»).

  1. Зима (обращается к детям, стоящим около панно-домика «Снег») 

- Назовите слова-родственники. От какого слова они родились?

Дети называют предметы на картинках и главное слово - «снег».

Зима. А какое слово живёт в соседнем домике?

 Дети. Слово «мороженое».

  1. Упражнение «Составь предложение».

Зима. Придумайте по предложению со своими словами, родственными слову «снег», и поместите эти слова в их домик.

Дети поочерёдно составляют предложения и размещают снежинки с картинками на панно-домике «Снег».

7. Упражнение «Назови семью».

Зима. Ой, ребята, слово «мороженое» загрустило! Наверное, надо позвать его семью. Позовём?

Дети. Да, позовём.

Зима. Назовите родственные слова к слову «мороженое».

Дети поочерёдно называют слова. За каждый правильный ответ получают снежок - маленький белый мяч. У кого больше снежков, тот и выиграл.

Зима. Молодцы! Порадовали вы слово «мороженое». А какое слово главное в его семье? (Ответы детей.) Давайте проверим, правильно ли вы назвали главное слово.


Дети разгадывают ребус (получилось слово «мороз»), объясняют алгоритм  решения.

Зима (обращает внимание детей на панно – домик «Мороз»). Главное слово «мороз» живёт в этом домике со словами-родственниками.

Гимнастика для глаз.

Мы снежинку увидали,

Со снежинками играли

(вытягивают  руку со снежинкой перед собой  и  фиксируют на ней  взгляд)

Снежинки вправо полетели, Глазки вправо посмотрели. Снежинки влево полетели,

Глазки влево посмотрели, (следят за снежинкой)

Ветер вверх их поднимал

И на землю опускал (положить на стол)

Глазки закрываем, Тихо отдыхаем.

1,2,3,4,5 -открыли глазки мы опять.

9. Упражнение «Назови лишнюю картинку».

Зима. Сейчас я раздам карточки. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая из них лишняя. Объясните, почему вы так думаете.

(Дети поочерёдно называют все картинки на своих карточках, выделяют  лишнюю и объясняют свой выбор).

Зима. Подошло к концу наше волшебное путешествие. Пора возвращаться в детский сад.

Кружится, снимает варежки, шапку и пелерину.

Итог. Логопед. В какой стране мы сегодня побывали?

Дети. В Стране родственных слов.

Логопед. Какие слова называются родственными?

Дети. Родственными называются слова, похожие по звучанию и значению.

Логопед. Правильно. Я предлагаю вам на сегодняшней прогулке, попробовать найти

наших добрых знакомых родственные слова.

Звучит тихая музыка. Дети уходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Цель:• Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку “Кот, петух и лиса”.• Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.• Способствовать ул...

Речевой досуг «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ» для детей подготовительной группы

Развитие речевой деятельности детей в занимательной досуговой форме. Млжет быть использовано как итоговое мероприятие после ознакомлении с темой "Родственные слова"....

Конспект занятия "Страна прекрасных слов"

Цель: Расширять представления детей о добрых, нежных, ласковых словах. Создать эмоциональный фон. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познаватель...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Путешествие в страну родственных слов»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности  по теме: «Путешествие в ст...

Конспект НОД "Зима. Родственные слова"

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме, знакомство с родственными словами.Задачи:*Коррекционно-образовательные:- Активизировать и расширять словарь по теме «Зима».- Учить составля...