Конспект занятия "Родственные слова. Зима"
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР
учитель-логопед Филиппова И.И.
Тема: "Родственные слова. Зима"
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова»;
-учить находить родственные слова в связном тексте;
-уточнить и активизировать словарь по теме «Зима».
Коррекционно-развивающие:
-развивать мышление, воображение память
-развивать фонематические процессы;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей самоконтроль за речью;
-любознательность к окружающей природе.
-воспитывать эмоциональный отклик на увиденное, и услышанное.
Оборудование: массажный мяч, воздушные тренажеры «Метель», запись на кассете шума ветра, зашифрованное слово-схема «зима», «лыжи» из пластиковых бутылок, индивидуальные зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед встречает детей на ковре и приветствует их.
– Перед вами на карточке зашифровано слово. Разгадав его, вы узнаете, о чем мы будем говорить на занятии. Назовите первые звуки в словах, а затем сложите их вместе в слово (картинки: зебра, индюк, матрёшка, аист). ЗИМА
– Назовите зимние месяцы.
–Какие явления природы мы наблюдаем зимой? (Снег, ветер, мороз, холод, вьюга, метель)
– Значит зима какая? (Логопед бросает мяч ребенку, он возвращает мяч и называет прилагательное, образованное от существительного сказанного ранее.)
2. Артикуляционная гимнастика
– Предлагаю вам пройти за рабочие места и поиграть с нашим веселым язычком, но сначала отгадайте загадку.
Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла.
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
– Молодцы! Первое упражнение «Снеговик улыбается», Упр. «Лопатка», упр. «Сосулька», упр. «Горка». (Логопед показывает упражнение, дети выполняют его и контролируют его выполнение в индивидуальных зеркалах.)
3. Дыхательная гимнастика
– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что так звучит? (Звук вьюги)
– Давайте мы тоже устроим в стаканах вьюгу. Глубоко вдохните носом, вытяните губы трубочкой, не надувая щек подуйте в соломинку. (в пластиковых стаканах на дне лежат белые конфетти.)
4. знакомство с понятием «родственные слова»
– Послушайте стихотворение о зиме и определите какие слова, звучат похоже?
Снег, снежинки, снегопад!
Называть слова я рад...
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик –
Ведь к снегопадам он привык.
А дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.
(Во время чтения стихотворения на экране появляются изображения снега, снежинки, снегопада, снежной зимы, игры в снежки, снеговика, снегурочки.)
– Какие слова звучат, похоже?
– Давайте выясним значения этих слов. (Логопед называет слово, а дети дают объяснение значения слова.)
Снежинка – капельки воды, застывшие и имеющие шестиугольную форму.
Снег – скопление снежинок.
Снегопад – явление природы, когда снежинки падают с неба.
Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
Снежки – комочки из снега.
Снеговик – фигура, сделанная из трех снежных шаров.
Снегурочка – сказочный персонаж из снега.
– Все эти слова похожи друг на друга общей частью. Какой?
– Те слова, которые имеют похожую общую часть, называют родственными словами. Про них даже сложено стихотворение.
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
И живем одной семьей.
5. Упражнение «Раздели на слоги»
– Давайте определим сколько слогов в этих родственных словах. Положите ладони на столы и отстучите каждый слог. (Дети по очереди называют, сколько слогов в названном слове.)
6. Физминутка
– Ребята, какие зимние развлечения вы знаете? Представьте, что мы вышли на улицу покататься на лыжах. Пройдите на ковер, у нас есть необычные лыжи, наденьте их, встаньте в ряд. (Логопед предлагает детям надеть на ноги, вырезанные из пластиковых бутылок, стилизованные лыжи). Пойдемте прямо друг за другом, повернем налево, опять идем прямо, поворачиваем направо и т.д. На улице очень холодно. У вас замёрзли руки, давайте подуем на них и потрем. (Выполнить 3 раза.) Еще у вас замерз лоб, потрем его, потрем щеки, верхнюю губу, нижнюю губу, уши. (Выполняется поглаживание по массажным линиям). «Поехали домой», «приехали», снимаем «лыжи», пройдите за столы.
7. Развитие зрительного восприятия
– На ваших столах листы бумаги, на них отмечены точки. Соедините точки и догадайтесь, какой получился предмет. (Изображения: лыжи, шапка, шуба, санки, варежки, птица)
– Составьте предложение с данным словом.
8. Закрепление нового материала
– Ребята, разгадайте загадку.
Белый мороз
К палочке прирос.
Молочное, шоколадное
И всегда прохладное. (Мороженое.)
– Подберите слова – «родственники» к слову «мороз». (Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко). (Если задание вызывает затруднение, логопед помогает детям вопросами.)
– Как назовем сильный мороз? (Морозище.)
– Как ласково назовем мороз? (Морозец.)
– Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозить.)
– Если мороз сильный, то нос можно ... (отморозить).
– Как зовут сказочного героя? (Морозко.)
9. Игра «Какие слова лишние?»
– Ребята, посмотрите на доску и определите, какие картинки здесь лишние и почему?
*снег *велосипед *снеговик * лопата * Снегурочка *снежинка
*мороз *изморозь *море *морозный *мороженное
10. Итог
– Молодцы! Что вам понравилось на занятии?
– А мне понравилось... (Логопед дает оценку действиям детей)
– Ребята, как вы думаете, можно есть снежки или льдинки? Почему?
– Я подарю вам сладкие снежки, от которых горло не болит. (Логопед раздает детям зефир). До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...
Конспект занятия «Волшебница зима» (зима в творчестве русских художников)
Обобщение представлений детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, умение видеть его настроение в ...
Конспект интегрированной НОД «Зима снежная, зима морозная».
Познакомить детей с зимой....
Художественное слово. Зима.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественное слово возд...
Конспект НОД "Слова-признаки и слова-действия"
Конспект занятия по обучению грамоте "Слова" (обобщение)....
Читаем слова и предложения ("семантическое поле" слова "ЗИМА")
Коррекционно-развивающие упражнения для освоения навыка понимания прочитанного, в рамках работы с "семантическим полем" слов по теме "Зима.Зимние забавы" для учащихся 1 класс...