Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР) «Звук и буква Ф»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект
Коррекционно-развивающее занятие с детьми
старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР)
«Звук и буква Ф»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ff.docx | 66.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Конспект
Коррекционно-развивающее занятие с детьми
старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР)
«Звук и буква Ф»
Учитель-логопед:
Ручнова Алина Александровна
Санкт-Петербург
2024
Цель: ознакомление со звуками [ф], [ф’] и буквой Фф.
Задачи:
Образовательные задачи.
Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Фф.
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
Развивающие задачи.
Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Чудесный мешочек, магнитные буквы (К, О, Т, А, М, И), магнитная доска, планшет, листы с заданиями по числу детей, карандаши, резинки, контейнеры с элементами для выкладывания букв.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики с су-джок мячами «Мы во двор пошли гулять».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Развитие навыков звуко-буквенного анализа. Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия. Педагог встречает детей, организует приветствие с ними.
Педагог. Посмотрите, ребята, у меня есть чудесный мешочек. Давайте попробуем угадать, что внутри. Дети выполняют задание и называют найденные буквы. Педагог предлагает пройти к магнитной доске и составить из данных букв слова. Дети комментируют выполнение задания.
1-й ребенок. Я составил слово КОТ.
2-й ребенок. Я составил слово МАК.
3-й ребенок. Я составил слово КОМ.
4-й ребенок. Я составил слово КИТ.
Педагог. Вы отлично справились с первым заданием. Педагог убирает буквы.
2. Игра «Подними руку». Развитие фонематического восприятия.
Педагог. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.
Фиолетовый фломастер
Все неправильно раскрасил.
Флаг, жираф, фонтан — все это
Фиолетового цвета.
Дети. Звук [ф] слышится чаще других.
Педагог. Давайте произнесем звук [ф] все вместе. Дети вместе с педагогом произносят звук [ф].
Педагог. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] — гласный или согласный?
Дети. Согласный.
Педагог. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Послушайте, в слове ФЛАГ звук [ф] звучит твёрдо или мягко?
Дети. Твёрдо.
Педагог. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Дети. Синим.
Педагог. А в слове ФИОЛЕТОВЫЙ звук [ф] звучит твёрдо или мягко?
Каким цветом мы будем обозначать этот звук?
Дети. Мягко. Зелёным.
Педагог. Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой.
Дети. Он глухой.
Педагог. Верно. Это согласный глухой звук. А теперь возьмите резинки. На правую руку наденьте синюю резинку, а на левую зелёную. Вы будете поднимать правую руку, как только услышите звук [ф]. А левую руку будете поднимать, как только услышите звук [ф’].
Для упражнения предлагается следующий материал: ф, б, п, ф’, м, ф, у, б, ф’, м; фа, бу, мо, фи, фу, па, фо, бо; флаг, батон, филин, софа, фырчать, молчать, футбол. Дети слушают и поднимают руки, услышав звук [ф] и [ф’].
Педагог. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
3. Упражнение «Кто скорее?». Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Педагог. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот поднимает руку.
Педагог. Верно. Ф, а. Что получилось?
1-й ребенок. Фа.
Педагог. Верно. Ф, о. Что получилось?
2-й ребенок. Фо.
Педагог. Правильно.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата, фото.
4. Пальчиковая гимнастика с су-джок мячами «Мы во двор пошли гулять». Координация речи с движением.
Педагог приглашает детей в игровую зону и предлагает им сделать знакомое упражнение.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную слепили
Птичек крошками кормили
С горки мы потом катались
А еще в снегу вались
Все в снегу домой пришли
Съели суп, и спать легли
5. Работа на листах. Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. Развитие тонкой моторики.
Педагог приглашает детей за столы, раздает им листы, ставит на столы контейнеры с карандашами и материалами для составления буквы.
Педагог. Посмотрите на букву, расположенную в центре листа. Знаете эту букву? Это буква Ф. Вокруг буквы много картинок. Давайте назовём, что изображено на этих картинках.
Дети. Футболка, фишка, флаг, финики, фотоаппарат, фен.
Педагог. Правильно. А как вы думаете, почему буква Ф разделена на две части?
Дети. Значит, буква Фф обозначает два звука: [ф] и [ф’].
Педагог. Верно. Раскрасим одну половину буквы синим цветом, а другую зелёным. Дети выполняют задание. А теперь давайте найдем все предметы, названия которых начинаются со звука [ф] и обведём их в синий кружок.
Дети. Футболка, флаг, фотоаппарат.
Педагог. А теперь давайте найдем все предметы, названия которых начинаются со звука [ф’] и обведём их в зелёный кружок.
Дети. Фишка, финики, фен.
Педагог. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?
Дети. Палочка и два полукруга.
Педагог. Как расположены полукруги по отношению к палочке?
Дети. В верхней части палочки, с двух сторон от нее.
Давайте «напишем» букву Ф в воздухе. Посмотрите, как я делаю это. Педагог и дети «пишут» букву в воздухе.
Педагог. Теперь посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Давайте составим на столе букву Ф из веревочки, фасоли, палочек. Дети самостоятельно выбирают материал и составляют по одной букве Ф.
Педагог. Молодцы! А теперь переверните листок и напишите буквы по точкам.
Дети выполняют задание.
Педагог. А теперь давайте, почитаем, что написано.
1-й ребенок. Фа
2-й ребенок. Фо
3-й ребенок. Фу
4-й ребенок. Фи
5-й ребенок. Фата
6-й ребенок. Фото
Педагог. Отлично!
6. Окончание занятия.
Педагог. Молодцы! С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает? Оценка работы детей. По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста...
План-схема коррекционно-развивающей программы «IZUMINKA» с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания в психолого-педагогическом центре сопровождения семьи и развития ребенка «IZUMINKA» г. Долгопрудный.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.Цель: выявить особенности развития внимания детей старшего д...
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ, раскрывается потенциал логопедической ритмики во взаимодействии со ...
ЛОГОРИТМИКА КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОО С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
В данной статье рассматривается величайший потенциал корректно-развивающей деятельности педагога с детьми старшего докольного возраста....
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР) «Зима»
КонспектКоррекционно-развивающее занятие с детьмистаршего дошкольного возраста (5-6лет) с ОВЗ (ТНР)«Зима»...
«Особенности коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста».
Заикание является одним из распространённых речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения.Причины заикания бывают двух видов: ...