Индивидуальный образовательный маршрут
рабочая программа по логопедии

Ячменева Валентина Владимировна

Индивидуальный образовательный маршрут

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано на заседании ПМПк

от «____»_________________ 2023г

Протокол № ___________________

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ «Д/с № 39»

______________ Л.К. Черных

Индивидуальная программа логопедического сопровождения

воспитанницы средней группы компенсирующего вида

(второй год обучения)

Составитель программы

учитель-логопед: В.В. Ячменева

Срок реализации программы: сентябрь 2023г. – май 2024 г.

Пояснительная записка

Причина создания программы стало коллегиальное заключение ТПМПК от _ года, протокол № _, заявление родителей на обучение.

Цель индивидуальной программы: 

- комплексная психолого-педагогическая поддержка развития ребенка с ОВЗ;

- проведение коррекционно-логопедической работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении Программы в своей возрастной группе, в связи с имеющимися речевыми нарушениями

В основу индивидуальной программы сопровождения положены следующие принципы:

- принцип раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;

- принцип развития речи с опорой на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего дефекта и обусловленного им недостатка психического развития;

- принцип взаимодействия формирования фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматических компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры, что позволяет добиваться четкости и внятности речи;

-  принцип дифференцированного подхода в логопедической работе;

- принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

Общедидактические принципы:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития ребенка. Он предполагает усвоения речевого материала не путем простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач;

- принцип коммуникативного, деятельного подхода к развитию речи;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка. При этом подчеркивается, что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений;

- принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Для осуществления коррекционного обучения определены следующие основные задачи:

- расширять объем понимания речи, т.е накопления ребенком пассивного словаря;

- формирования произнесения слов простой слоговой структуры;

- формировать умения подражать действиям педагога при выполнении речевых игр;

- развивать речевое дыхание;

- развивать силу и высоту голоса;

- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;

- развивать слуховое внимание;

- развивать мелкую моторику.

Срок реализации программа рассчитан на 1 год. Занятие проводится 2 раза в неделю по расписанию индивидуальных занятий с детьми. Длительность одного занятия 20 минут.

Структура индивидуальной программы включает в себя:

- комплексную диагностику с заполнением речевой карты;

- примерное перспективное календарно-тематическое планирование индивидуальной работы по изучению лексико-граматических тем;

- тетрадь взаимодействия с воспитателями группы;  

- тетрадь учета посещаемости индивидуальных логопедических занятий;

- тетрадь для записи домашних заданий.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы

на 2023 -2024 учебный год

Период

Направление

Основное содержание

Сентябрь

Октябрь Ноябрь

Обогащение и активизация словаря

1. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понимания слов, обозначающих части тела и лица человека, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Формирование умения соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

2. Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, туалетные принадлежности, обувь, одежда.

3.Уточнение понимания личных местоимений, притяжательных местоимений (мой, наш), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

4. Обучение пониманию предлогов и наречий, выражающих пространственные отношения ( в, на, здесь, вверху, внизу, спереди, сзади).

5. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей ( Кого? Что? Кого? Чего? ).

6. Обучение пониманию одно- и двухступенчатых инструкций.

7. Развитие понимания простых предложений в ситуативной речи.

8. Обучение пониманию содержания сказок «Курочка ряба», «Репка» с опорой на наглядность.

Развитие фонематического восприятия.

1. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста.

2. воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного речевого выдоха (2-3 секунды) на материале гласных и их слияний.

3. Развитие силы, динамики и модуляции голоса на материале слияний гласных и звукоподражаний (произнесение с разной громкостью и высотой тона).

4. Развитие подражания речевым звукам.

5. Уточнение артикуляции гласных звуков [а], [у], [о], [и].

6.Воспитание правильного, умеренного темпа речи (путем подражания педагогу).

7. Развитие интонационной выразительности речи на материале звукоподражаний.

Развитие артикуляционного праксиса и формирование правильного звукопроизношения.

1.Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

Декабрь

Январь

Февраль

Формирование и развитие лексико-грамматических средств языка.

1. Обучение образованию и использованию в речи форм единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже.

2. Формирование умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже.

Развитие простой фразы.

1.Воспитание потребности в речевом общении. Формирование речи как средства общения.

2. Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях, знакомых сказках.

3. Обучение ответам на вопросы Кто это? Что это ?

4. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

Формирование навыков связной речи.

1. Обучение пониманию вопросов по сюжетной и предметной картинкам, вопросов по прочитанной сказке  со зрительной опорой и ответам на них.

2. Формирование умения заканчивать фразу, договаривать слова и словосочетания в знакомых потешках, стихах, сказках.

3.Звучание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

Март Апрель Май

Развитие фонематического восприятия.

1.Развитие умения различать гласные звуки по принципу контраста и гласные, близкие по артикуляции.

2.Обучение дифференциации согласных раннего онтогенеза в открытых слогах.

3.Обучение различению существительных, сходных по звучанию.

4.Дальнейшее развитие внимания к звуко-слоговой структуре слова.

Формирование и развитие лексико-грамматических средств языка.

1.Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном падеже, творительном падеже, родительном падеже с предлогом у, предложном падеже.

2.Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3.Закрепление умения образовывать и использовать в речи глаголы настоящего времени.

4.Обучение дифференциации рода и числа глаголов прошедшего времени.

5.Обучение согласованию подлежащего и сказуемого.

6.Закрепление навыка согласования относительных прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

7.Обучение согласованию местоимений с существительными.

8.обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам.

9.развитие умения составлять предложения с одним действующим лицом.

Формирование навыков связной речи.

1.Совершенствование умения договаривать словосочетания в стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.

2.Заучивание небольших песенок, потешек, стишков с опорой на картинки.

3.Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью педагога.

4.Закрепление умения отвечать на вопросы по предметной,  сюжетной картинкам,  по демонстрации действия.

5.Совершенствование умения вести диалог.

Планируемый результат:

- понимать обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования; продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от глаголов и существительных, уменьшительно–ласкательных и увеличительных форм существительных;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь;

- владеть элементами грамоты.

В планирование возможны изменения из-за индивидуальных особенностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....