Семинар - практикум «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»
учебно-методический материал по логопедии по теме
"Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее!" В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_seminar.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи с элементами биоэнергопластики»
Учитель-логопед
МАДОУ – детский сад № 34 «Светлячок»
Пчелинцева О.Р.
2017 г.
Цель:
- повышение профессиональной компетентности воспитателей и педагогов в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики на практике;
- совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.
Участники: воспитатели, педагоги ДОУ.
Термин «бионергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.
Биоэнергия-это энергия, которая находится внутри человека. Пластика-плавные, раскрепощенные движения тела, рук.
По данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Исследования ученых доказывают связь речевого и интеллектуального развития со степенью развития тонкой моторики пальцев. Изучая данную проблему, Ястребова А.В. и Лазаренко О.И. пришли к выводу, — движение тела, совместные с движениями рук и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Цель данного метода — повысить эффективность выполнения артикуляционных упражнений.
Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: усиливают кровообращение, укрепляют мышцы языка, губ, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, формируют координацию движений мелкой моторики рук, сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.
Я подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Объясняю каждому ребенку, что его язычок и ладонь при выполнении артикуляционных упражнений должны работать одновременно, ритмично. Этот метод дети воспринимают как игру. Всем известно, что в качестве самого эффективного метода на занятиях выступает игровой метод. Это связано с тем, что игровые методики, включая в себя практически все формы работы, предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребёнка. Когда знакомлю детей с новым артикуляционным упражнением, они сами могут предлагать движение руки. Заметила, что в этом случае, ребятам больше нравится выполнять упражнения. Такие игры дополнительно стимулируют ребёнка к выполнению задания.
Предлагаю также несколько авторских игровых вариантов проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. Движения артикуляторных органов и кистей рук иллюстрируют произносимое педагогом стихотворение.
В помощь воспитателю
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное
положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы
сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой
рукой, а в завершение двумя вместе. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Чем хороша эта система, это тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики, текстовое сопровождение в виде четверостиший. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, речевой слух. Что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе.
Список используемой литературы:
- Развивающие технологии в логопедии / В.М.Акименко - Ростов н /Д: Феникс, 2011.- 109 с: илл - (Сердце отдаю детям).
- Борозинец Н.М., Шеховцева Т.С. Логопедические технологии: Учебно – методическое пособие.- Ставрополь, 2008.-224с
- Е.М.Косинова Уроки логопеда. Игры для развития речи. ООО, Издательство «Эксмо», 2006
- Нищева Н.В.Весёлая артикуляционная гимнастика. ООО «Издательство», 2009
- Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашом – Мн.: Аверевэв, 2005.
- Е.И.Чернова, Е.Ю.Тимофеева. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики, Санкт – Петербург, «Корона», Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Тема для самообразования для учителя логопеда на логопункте в ДОУ. ...
Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи».
Семинар практикум для родителей «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи»....
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
В статье описаны методы работы по развитию артикуляционной моторики, комплексы упражнений для различных групп звуков, рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в детском саду....
Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи»
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар. Она приобретается, благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется пра...