Экспресс-диагностика детей с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Данная диагностика может быть использована для обследования развития детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress-diagnostika.docx | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс – обследование детей 4 – 5–летнего возраста с проблемами речевого развития
Цель: Выявление детей с нарушениями звукопроизношения и лексико–грамматического недоразвития.
Оборудование: Игрушка: попугай Петруша Цветные фишки (основные цвета, кроме коричневого) – на каждого ребенка; разрезные картинки (на каждого ребенка); карточки с геометрическими фигурами (на каждого ребенка); игра «Развивающий материал 4-й лишний» (на каждого ребенка); Игра «Классификация». Предметные картинки «большой – маленький». «детеныши животных» (на каждого ребенка).
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
I. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
1)Знание своих имени и фамилии; С кем пришел в детский сад; Знание состава семьи.
2) Исследование зрительного восприятия: Показ цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) (покажи – назови ) Восприятие формы (круг, квадрат, овал, треугольник).
II. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
1) Игра «4-й лишний»;
III. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. 1) Обобщение: Овощи – фрукты, Игрушки, Посуда, Одежда – обувь, Мебель.
2) Предикативный словарь (глагольный словарь): Что делает мальчик? (ест) Что делает девочка? (спит) Что делают дети? (играют) Что делает птица? (летит) Что делают рыбки? (плавают) Что делают машины? (едут)
3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): Красный мяч. Синий шар. Желтое ведро.
IV. СОСТОЯНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1) Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (назвать по картинкам) Кувшин – кувшинчик. Стакан — стаканчик. Звезда — звёздочка. Цветок – цветочек. Стул – стульчик. Шапка – шапочка .
2) Образование множественного числа существительных: Замок – замки. Шляпы – шляпы. Паук – пауки. Конфеты – конфеты. Лошадь – лошади. Гусеница – гусеницы. Птенец – птенцы.
3) Образование названий детенышей животных: У кошки – котенок. У лисы — лисенок. У медведя – …..У козы – ….У волка – …У собаки – …У ежа –…. .
V. ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Логопед: — К нам в гости пришел попугай Петруша.
1) Внимательно послушайте, что произносит говорящий попугай Петрушка, и повторите за ним: ауио оуиа па –ба та – да – та га –ка – га ма – мя ны – ни – ны ви – вы – ви пух – мех – мох кот – кит – ток дом – дам – дым бак – бык – бок
VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ Подбираются слова на звуки: С, З, Ц, СЬ, ЗЬ, ТЬ, ДЬ, Ш, Ж, Щ, Ч, Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й
VII. ИТОГО: — Молодцы, дети. Вы хорошо отвечали. Попугай Петруша очень доволен вашими ответами.
Всего:
0 баллов – справляется с помощью педагога, недостаточно четко понимает и выполняет задания;
2 балла - справляется самостоятельно, в полном объёме.
Данные записываются в таблице.
Экспресс – обследование детей 6 – 7–летнего возраста с проблемами речевого развития
ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ: Проба 1. Проверка состояния фонематического восприятия: (слушай внимательно, повторяй за мной) 1) ба-па па-ба 2) са-ша ша-са 3) ша-жа-ша жа-ша-жа 4) ца-са-ца са-ца-са 5) ра-ла-ра ла-ра-ла Проба 2. Исследование артикуляторной моторики: (посмотри внимательно, выполни задание) 1) «Улыбочка» 2) «Лопатка» 3) «Иголочка 4) «Маятник» 5)»Улыбка»-«Трубочка» Проба 3. Исследование звукопроизношения: 1) собака-маска-нос сено-василек-высь замок-коза зима-магазин цапля-овца-палец 2) шуба-кошка-камыш жук-ножи щука-вещи-лещ чайка-очки-ночь 3) рыба-корова-топор река-варенье 4) лампа-молоко-пол лето-колесо-соль 5) (Г, К, Х, Й, другие дефекты) Проба 4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова: (повтори за мной) 1) танкист 2) космонавт 3) сковорода 4) аквалангист 5) термометр Проба 5.ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ: 1. Повторение предложений: повтори точнее 1)Птичка свила гнездо. 2) В саду было много красных яблок 3) Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. 4) Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. 5) На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. 2. Верификация предложений: найди ошибку и назови 1) Собака вышла в будку. 2) По морю плывут корабль. 3) Дом нарисован мальчик. 4) Хорошо спится медведь под снегом. 5) Над большим деревом была глубокая яма. |
3. Составление предложений из слов в начальной форме: составь и назови 1) мальчик, открывать, дверь 2) сидеть, синичка, на, ветка 3) груша, бабушка, внучка, давать 4) Витя, косить, кролики, трава, для 5) Петя, купить, шар, красный, мама 4. Добавление предлогов в предложение: вставь и назови 1) Лена наливает чай…чашки. 2) Почки распустились…деревьях. 3) Птенец выпал…гнезда. 4) Пес сидит…конуры. 5) Щенок спрятался…крыльцом. 5. Образование существительных множественного числа в И.п. и Р.п. (один – много, один – много чего: стол – столы, стол – столов) 1)один – стол, а много это -… 6) один стол, а много чего - … 2) стул 7) стул 3) окно 8) окно 4) звезда 9) звезда 5) ухо 10) ухо |
Проба 6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ: 1. Детеныши животных: у кошки – котята, а у… 1) козы 2) собаки 3)волка 4) утки 5) лисы 6) курицы 7) свиньи 8) коровы 9) льва 10) овцы 2. Образование прилагательных от существительных: а) Относительных: (из бумаги – бумажный) 1) шляпка из соломы - 2) кисель из клюквы - 3) горка изо льда - 4) салат из моркови - 5) варенье из вишни - 6) суп из грибов - 7) варенье из яблок - 8) лист дуба - 9) варенье из сливы - 10) лист осины - б) Качественных: (жара – жаркий) 1) мороз - 2) солнце - 3) снег - 4) ветер - 5) дождь - в) Притяжательных: (у собаки лапа – собачья) 1) у кошки - 2) у волка - 3) у льва - 4) у медведя - 5) у лисы - Проба 7.ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок) 1) Смысловая целостность: 2) Лексико-грамматическое оформление: 3) Самостоятельность выполнения задания: 2. Пересказ прослушанного текста: 1) Смысловая целостность: 2) Лексико-грамматическое оформление: 3) Самостоятельность выполнения: УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КАЖДОЙ СЕРИИ ПРОБ: 1. Фонематическое восприятие: Всего за тест: 2. Артикуляционная моторика: 3. Звукопроизношение: 4. Звуко-слоговая структура: Уровень успешности: 5. Грамматический строй речи: 6. Словообразование: 7. Связная речь: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Cодержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями заключается в формировании у детей звуковой, смысловой сторон р...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок нарушений чтения и письма у детей с речевыми нарушениями
Статья содержит материалы по проведению коррекционной работы по предупреждению предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников с речевыми нарушениями....
Сводная таблица экспресс-диагностики развития детей 3-4 лет .
У педагога-психолога в образовательном учреждении воспитанников много.Провести индивидуальную диагностику с каждым для меня не представляется возможным. А в условиях детского сада невозможно...
Сводная таблица экспресс-диагностики развития детей 4-5 лет .
У педагога-психолога в образовательном учреждении воспитанников много.Провести индивидуальную диагностику с каждым для меня не представляется возможным. А в условиях детского сада невозможно...
Сводная таблица экспресс-диагностики развития детей 5-6 лет .
У педагога-психолога в образовательном учреждении воспитанников много.Провести индивидуальную диагностику с каждым для меня не представляется возможным. А в условиях детского сада невозможно...
Экспресс - диагностика для детей 4-5 лет
Данная диагностика будет полезна для воспитателей ДОУ...
"Экспресс-диагностика речи детей дошкольного возраста по технологии О.А. Безруковой"
Учебно-методические пособия по диагностике речи ребенка дошкольного возраста О.А.Безруковой и О.Н.Каленковой созданы на основе современного подхода к логопедическому обследованию....