Логопедическое занятие на тему: Праздник Масленица
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ирина Владимировна Морозова

Конспект логопедического ознакомительного занятия по развитию речи для детей с ТНР на тему Масленицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_maslenitsy.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №63 «Малинка» г. Калуги

Конспект

логопедического занятия по развитию речи

на тему: Праздник Масленица

подготовила и провела

учитель-логопед
Морозова И.В.

Цель: Познакомить детей с традиционным русским праздником Масленица.

Задачи:

- Развивать языковые навыки детей через обсуждение и рассказ о празднике.

- Совершенствовать звукопроизношение и словарный запас.

Ход занятия:

1. Сегодня мы будем говорить о русском традиционном празднике Масленице, который отмечается весной и всегда сопровождается общественными гуляниями.

2. Обсуждение. Что вы знаете о данном празднике? Попросить детей поделиться своими представлениями о Масленице и рассказать.

3. Рассказ о Масленице. Масленица – праздник восточных славян. Он существует на протяжении долгих веков. Проводится весело и задорно, с большими народными гуляниями. Что такое Масленица? Праздник Масленица является пограничным между зимой и весной. Название произошло от масла, которое, как и другие молочные продукты, будет под запретом после окончания недели. Раньше праздник именовался комоедицей, а начало этого сложного слова означало у древних славян медведя. "Ком", то есть медведь, просыпался в это время, и люди хотели задобрить отошедшего от зимнего сна зверя. Ведь он хозяин меда, а для древних русичей это лакомство – источник здоровья и силы. Интересный факт: когда говорят, что первый блин комом, то это неправильно. Первый круглый и пышный символ Масленицы якобы отдавался "комам", то есть предназначался для медведей, чтобы их задобрить. За долгое время появилась масса традиций и обычаев, а блины стали главным символом Масленицы. Сейчас празднование длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. У каждого из них есть свое предназначение.

- Понедельник - это день встречи праздника, когда из соломы делали чучело надоевшей зимы, а затем везли его на санях.

- Во вторник во время Масленицы, люди специально наряжаются и раздают лакомства участникам праздника. По-другому он назывался "заигрыш". Именно во вторник наибольшей популярностью пользовались медвежьи забавы.

- Среду можно было назвать днем чревоугодия, когда самые разнообразные блины подавались везде: на улицах и в домах. А еще к ним шли различные напитки, везде торговали пряниками, орехами, а также разливали душистый чай из самоваров.

- Четверг - разгуляй, так назывался день, который знаменовался хороводами, песнопениями, играми в снежки.

- Пятница именовалась "тещиным вечерком". А еще часто приезжали в пятничный день к тем, кто участвовал в недавних свадебных торжествах, причем делали это на красивых расписных санях.

- Суббота - по-другому день называется "золовкины посиделки", и означал он, что невестки приглашали золовок.

- Воскресенье - это венец праздника. Этот день также называется "прощеным", поскольку по христианскому обычаю люди извиняются друг перед другом, прежде всего перед близкими людьми. Почему сжигают чучело на Масленицу? Сжигание чучела на Масленицу означало обновление, своеобразное очищение и гибель всего нехорошего. Урожай после сожжения должен был стать хорошим, только пепел нужно развеять по полям. А вот традиций на Масленицу очень много: поедание румяных блинов, катание с гор и на санях, кулачные бои, медвежьи забавы, представления и шутейные концерты.

4. Упражнение на развитие словарного запаса. Предложить детям назвать различные атрибуты Масленицы, такие как Масленичные куклы, блины, масло, соломенные куклы и прочие. Выкладывать картинки с изображением атрибутов. Игра "день-ночь", "чего не стало?"

5. Практическое задание. Предложить каждому ребенку нарисовать свою Масленичную куклу и назвать ее.

6. Заключительное слово. Подвести итоги занятия и отметить, что Масленица - это веселый и радостный праздник, который помогает людям проводить зиму и встречать весну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский Клуб "Лучик". Встреча №3 . Тема: "Праздник Масленица"

Семейный клуб "Лучик"Встреча № 3« Праздник Масленица»  Основные задачи: Познакомить детей  и родителей с народным праздником « Масленица» ( фольклорные песни, игры) Мате...

Краткосрочный проект, проведенный в подготовительной логопедической группе, на тему: « Солнечная масленица»

 Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»

Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие  на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...

Образовательное событие для детей второй младшей группы. Тема: « Праздник Масленица»

Цель:      создание условий для проявления инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, познавательно-исследователь...

Конспект логопедического занятия по теме: «Масленица»

Цели и задачи:Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.Развивать слуховое внимание, логическое мышление.Активизировать активный словарь. Развивать монологическую речь.Совер...

Образовательное событие для детей второй младшей группы Тема: « Праздник Масленица»

Образовательное событиедля детей второй младшей группы   Тема: « Праздник Масленица»...

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Праздник-Масленица»

Цель: Систематизировать и дополнить знания старших дошкольников о русском народном празднике Масленица.Образовательные задачи:  -Сформировать знания детей о русском народном празднике Масленица, ...