Краткосрочный проект, проведенный в подготовительной логопедической группе, на тему: « Солнечная масленица»
проект (подготовительная группа) на тему

Бобрай Елена Николаевна

 

       Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx50.37 КБ

Предварительный просмотр:

                       ГБОУ Школа №1362 дошкольное отделение 1 Москвы

Краткосрочный проект, проведенный в подготовительной        логопедической   группе,   на тему:  « Солнечная  масленица»

                                                                                       

                                                                           

                                                                            Проект  подготовили  и  провели

                                                                                   воспитатели: Царёва Р.А

                                                                               и   Бобрай  Елена  Николаевна  

                                                                              14 марта 2016г.  - 18 марта 2016г.

Актуальность

       Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель: познакомить детей с традиционными русскими праздниками.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания детей о христианском празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника.

2. Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

3. Побуждать детей к выражению своих чувств, отношения к празднику в изобразительной деятельности, конструировании.

4. Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.

5. Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

6. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Подготовительная работа

1. Подготовить материал для изготовления куклы  «Маслены».

2. Подготовить художественную, познавательную литературу для чтения детям.

3. Договориться с родителями о том, чтобы дома с детьми всю неделю пекли блины.

4. Подготовить родителям познавательный материал по теме, подборку рецептов приготовления блинов.

План  проекта

1. Что за праздник «Масленица»?

2. История возникновения празднования Масленицы на Руси. Как ее празднуют?

3. Изготовление с детьми в группе необходимых атрибутов для проведения праздника.

4. Участие детей во всех мероприятиях в детском саду, связанных с праздником.

5. Заучивание закличек, русских народных игр, хороводов.

6. Отражение в рисунках детей праздничной недели.

7. Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме.

Реализация проекта

1. Беседа с детьми о празднике Масленица на Руси и в наше время.

2. Чтение художественной, познавательной литературы по теме.

3. Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий по теме.

4. Рассказы детей о проведении праздничной неделе дома, в кругу семьи.

5. Художественно-творческая деятельность:

а) изготовление куклы «Маслёны»;

б) оформление с детьми стенда для родителей «Широкая Масленица» с детскими рисунками  и поделками, посвященных масленице;

в) игры-хороводы;

г) проводы Масленицы на детской площадке;

6. Просмотр презентации на тему: « Как на нашей  масленице…»;

7. Просмотр спектакля « Масленица».

Техническое средство обучения:

 

Музыкальный центр, DVD, видеокамера, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.

Спортивное оборудование: 

Канат, конусы, ходули, мячи, гимнастическая скамейка, кегли, дорожки здоровья, кольца, обручи, карты-схемы.

Музыкальный репертуар:

Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка» рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «масленичные» частушки, русские народные наигрыши.

Музыкальные игры:

«Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Ворон» рус. нар. мел. «Горелки» р.н.м.

Итог проекта

1. Развитие познавательного интереса детей, расширение представления о христианском празднике.

2. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к празднику.

3. Готовность участвовать в практических делах по проведению праздника, в своих работах отразить его сущность.

4. Сформированы навыки культурного поведения во время проведения мероприятий.

5. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через

сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

6. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Используемая литература: 

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

Интернет - источники

7. Режим доступа: http://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html

8. Режим доступа: http://www.de.3dn.ru/publ/22-1-0-621

              План  недельного проекта “Солнечная Масленица”

Центр искусства

Рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”.

Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок.

Рассматривание колокольчиков различных видов.

Знакомство с лоскутным рукоделием.

Просмотр презентации: «Как на нашей Масленице…»

 Центр движения

Русские игры –забавы :

“Три ночи”, “Русская метла”;

перетягивание каната;

катание с горы тройками;

 катание на лошадях (имитация);

штурм снежного городка.

 

Центр музыки

Слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского.

Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”, частушек, русские народные игры “Заря – Зарница”. Оркестр народных инструментов, слушание звона колоколов Никольской церкви.

Центр книги

Чтение стихотворений рассказов о русской тройке.

Чтение потешек, дразнилок, небылиц.

Рассматривание энциклопедии: “О лошадях”.  

 Тема

Русский народный праздник “Масленица”

 Центр семьи

Рецепты выпечки блинов.

Знакомство с гостеприимством. Рассматривание костюмов: скоморохов, ряженых.

 Посещение музея  колокольчиков всей семьей.

 

Центр труда и строительства

Коллективное создание стенда для родителей, посвященного «Солнечной Масленице».

Лепка «Блин-клин живота не расколет».

Изготовление кукол – закруток «Маслёны»,

Аппликация-рисование (коллективная) «Солнышко».

Рисование “Украшение колокольчиков с орнаментом”; рисунков «Наша Масленица».

 Центр кулинарии

Выпечка блинов, пирогов по разным рецептам.

Дегустация изделий из теста.

Наблюдение за трудом повара.

 Центр развития речи

Заучивание приговорок, закличек, поговорок.

Загадывание загадок о домашней утвари, продуктах.

Разучивание пальчиковых игр.

 

                                                          План проекта.

Понедельник “Встреча Масленицы”

Цель: Познакомить с традициями народного праздника.

1 половина дня.

Тема:  “Это Масленица идет, блин да мед несет”.

Изготовление кукол – закруток .

2 половина дня.

Выставка, посвященная Масленице, на тему: “Блинный пир на весь мир”.

Участники все группы детского сада.

Вторник “Заигрыш”

Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.

1 половина дня.

Физкультурный досуг в зале “Встретим Масленицу шуткой да веселой

прибауткой ”

2 половина дня.

Экскурсия на кухню и знакомство с профессией повара.

Среда “Масленица – Объедуха”

Цель: Познакомить детей с обрядовой кухней.

1 половина дня.

Интегрированное занятие познание с лепкой: “Без блина не Масленица, без пирога не именинник ”

2 половина дня.

Знакомство с народной игрушкой  народных мастеров.

 Четверг “Широкий четверг”

Цель: Дать представление о русской тройке”

1 половина дня.

Познавательная беседа на тему: “Колокольчики звенят, веселят они ребят” с элементами рисования «Укрась колокольчик».

2 половина дня.

Спортивные состязания на улице. “На горках покататься, в блинах поваляться”. 

Пятница “Прощай, Масленица!”

Цель: Приобщать к истокам народных традиций.

1 половина дня

Театр – балаган “Петрушка в гостях у ребят”

Дегустация блинов, испеченных родителями.

2 половина дня.

Развлечение на улице “Масленица загорела, всему миру надоела”.

В празднике участвуют дети  с родителями.

Приложение №1.

Конспект занятия  “Это Масленица идет, блин да мед несет ” (интегрированное занятие).

Цель:  расширить и углубить знания детей о христианском празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника.

Задачи:

  1. Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
  2. Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.

Ход занятия:

 Воспитатель:

- Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям , что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько, сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.(Показывает имитацию блина с названием каждого дня масленичной недели).

     Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины, дети изготовляют специальные куколки из кусочков материи, которые называются Маслёны.

- Вот сегодня каждый из вас попробует изготовить свою куклу Маслену. (Предварительно каждый ребенок принес из дома все необходимое для изготовления такой куколки, кусочки разноцветной материи).

Вместе с воспитателем дети  изготавливают  куклы – закрутки.

Приложение №2.

Физкультурный досуг в зале “Встретим Масленицу шуткой да веселой прибауткой”

Цель: Дать детям представления о русских народных играх – забавах.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Собирайся народ! В гости Масленица ждет.

Мы зовем к себе тех - кто любит веселье и смех

Ждут вас игры, забавы и шутки - скучать не дадут ни минутки!

Масленицу широкую открываем - веселье начинаем!

- Ребята, позвольте спросить, какой же праздник мы с вами празднуем уже второй день?

-Масленица – семейный праздник и мы собрались всей нашей большой, дружной семьей, чтобы отметить этот праздник, как это делали в старину.

- Ой, как много здесь гостей

- Ждет вас множество затей

- Будем петь да играть

- Старину вспоминать!

- А вы, ребята, знаете что-нибудь о Масленице? (ответы детей).

- Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.  На масленицу наши мамы и бабушки пекут вкусные блины всю неделю.

- И сегодня мы с вами немного поиграем в народные игры, проведем веселые эстафеты, вспомним пословицы и поговорки о Масленице.

И первая наша эстафета будет называться «Напои водой Мороза и Зиму».
Давайте разделимся на 2 команды.

Участники переносят ложкой воду из одного ведерка в другое. У кого больше окажется воды, та команда и победила.

Следующая эстафета называется «Перейди ручей по дощечке».

Чья команда по гимнастическим лавочкам пройдет быстрее, не свалившись в «ручей», та команда и победила.

- А сейчас конкурс « Продолжи пословицу»

1. Один пирог два раза …. (не съешь)

2. Сам заварил кашу, сам и  …. (расхлёбывай)

3. Не разбивши яйца, не сделаешь …. (яичницу)

4. Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

- А сейчас мы с вами поиграем любимую игру детей и взрослых древней Руси.  Называется она игра-развлечение «Ручеек»

-Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененном виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное. Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры. Тут вам и борьба за любимую, и ревность, и испытание чувств, и волшебное прикосновение к руке избранной. Игра замечательная, мудрая и крайне многозначительная.

- И на последок мы с вами поиграем в игру « Жмурки».

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос - называют водящего по имени или кричат: 'Я здесь'. Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

- Молодцы ребята. Поиграли, повеселились пора и отдохнуть. Следующие развлечения мы с вами проведем на улице в « Широкий четверг».

Приложение №4.

Познавательная беседа на тему: “Колокольчики звенят, веселят они ребят” с элементами рисования «Укрась колокольчик».

Цель: Дать представление о русской тройке”

Ход занятия

Воспитатель

- Ребята, до строительства первой железной дороги, соединившей в начале XX века Петербург и Москву, единственным средством передвижения на Руси была лошадь, запряжённая в сани, телегу, повозку и пр. Если дорога была широкой и по ней могла скакать не одна, а целая тройка лошадей, то дорога называлась трактом.

Первое упоминание о тройках относится к 20-м годам 18 века. Вдоль тракта располагались станции - места, где можно было отдохнуть, переночевать, поменять уставших лошадей. Таким же образом перевозилась и почта. Почтовой тройке все должны были уступать дорогу, в связи с чем возник вопрос об особом опознавательном сигнальном устройстве. С этой целью из Ламеля  пригласили знаменитого немецкого почтаря, чтобы он научил русских коллег игре на почтовом рожке. Но русские мужики наотрез отказались. "Свист дальше слышен, - заявили они, - да и лошади под него бегут быстрее". И хотя за свист нещадно штрафовали, разносился он, лихой и резкий, по всем российским трактам. Но вот кому-то пришла в голову счастливая мысль - повесить под дугой колокольчик. Это произошло в 70-х годах 18 века.  Тогда-то и появились первые промыслы по литью поддужных колокольчиков. Колокольчики эти быстро прижились: их и слышно было далеко, и ездить с ними веселей. Но стали не только почтари, но буквально все путешествующие подвешивать под дугой колокольчики. Никто, несмотря на запреты, без звона ездить не хотел.  Тогда издали  специальный указ: "дабы не вносить сумятицу и неразбериху", запретить простым путешественникам ездить с колокольчиками. И в самом деле, смотритель, услышав звон колокольчика, бросался готовить свежих лошадей, думая, что едет почта, а оказывалось, что это тройка местного помещика. Почтовый департамент не раз обращался в Сенат с просьбой навести порядок на российских дорогах, тщетно. Единственное, что делали ямщики, - это подвязывали язычки колокольчиков, проезжая ночью мимо населённых пунктов. – Ребята, давайте рассмотрим русскую тройку. Посередине бежит коренник. Это - лошадь рысистых пород, и её бег называют рысью. Правая и левая лошади - пристяжные. Их выбирали из верховых пород, и они скачут галопом. Это сочетание в одной упряжке двух различных аллюров - рыси и галопа - и создавало удивительную, яркую и неповторимую  красоту бега русской тройки. Ничего подобного нигде в мире не было. Русские тройки были резвы, выносливы и очень красивы. Усыпляющее побрякивание колокольчиков или их заливистые весёлые голоса так гармонично сочетались с русской душой - то залихватски  размашистой и удалой, то пронзительно грустной! Это не могло не найти своего отображения в бесчисленных произведениях искусства - прозе и поэзии, работах художников и скульпторов, в песнях, романсах, народных сказаниях. Ведь на тройках не только путешествовали: ни один праздник не обходился без катания на них - ни Рождество, ни Масленица, ни свадьба!

- Давайте послушаем, как  удивительно точно передаёт стремительность бега тройки, весёлый и задорный звон бубенцов фортепьянная пьеса П.И. Чайковского "Ноябрь" из цикла "Времена года".

- Завершая рассказ о русской тройке, вспомним несколько стихотворений, ей посвящённых, русскими поэтами:

Порой проезжий лишь играет,
И колокольчик почтовой,
Звеня над 
тройкой удалой,
На миг молчанье прерывает.
А.В. Кольцов.

В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слёз.
С.А. Есенин.

Звени! Звени, звонок, громчее! 
Лихая 
тройка, вихрем мчись!
Ямщик, пой песни веселее!
Вот отчий дом, остановись!
Г. Малышев.

Проводится физкультминутка.

- И сегодня мы с вами попробуем сами придумать свой колокольчик и украсить его волшебным орнаментом. (Дети украшают орнаментом колокольчики).

Как и все поделки, колокольчики выставляются на выставку, посвященной Масленице.

Приложение №5

Спортивные развлекательные  состязания на улице. “Масленица загорела, всему миру надоела”.

Задачи: развитие познавательного интереса детей, расширение представления о христианском празднике и положительно-эмоционального и осознанного отношения к празднику.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Главное развлечение на Масленицу - катание. Кататься можно на чем угодно - катались с гор на ледянках, на конях по деревне, на коньках. На Руси женщины катали детей - "чтобы лен долгий, хороший вырос". Так что берите санки, ледянки, одевайтесь потеплее и вперед - штурмовать ближайшую ледяную гору.

- Очень веселая забава и для детей, и для взрослых  это  перестрелка снежками, которая  называется Снежный тигр. Для этого строились  целые зимние городки, с бойницами, щитами и мишенями. Где можно было сбивать мишени, а можно было разделиться на команды и заваливать снежками друг друга. Главное - вовремя было пополнять число «боеприпасов». Игра очень увлекательная, но, к сожалению, у нас не достаточно снега, чтобы поиграть в эту очень интересную игру.

Но не будем отчаиваться. Есть много других забав, в которые мы с вами сейчас поиграем.
- Разделимся на две команды. Игра  «Перетягивание каната». 
- Традиционная русская забава, для которой нужны только длинный канат, две команды и абсолютное желание всех перетянуть.
- А сейчас поиграем в захватывающую игру  «Горелки»
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
'Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!'

На слово 'беги' пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. Водящий тоже должен стремится занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Вместо слов 'последняя пара' водящий может произнести: 'Четвертая пара', или 'Вторая пара'. В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

- Следующая игра называется  «Подари платочек симпатии»
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный 
- И, напоследок, мы с вами поиграем в игру «Петушки»
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих — вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами). 
- Сегодня вы все были молодцы!!!

- А сейчас мы поиграем в веселую игру, которая называется «Кто быстрее на метле».
   Разделимся на две команды. На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

- И в конце нашего праздника мы с вами проводим зиму и позовем весну к нам в гости большим, дружным хороводом.( Включается аудиозапись с песней «Наша Масленица»).

Приложение № 6.

Беседы.

Почему  Масленица называется  Масленицей?

Есть несколько объяснений появлению названия праздника «Масленица».
По одному из утверждений в основе появления слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Оказывается, традиция выпекания блинов в этот день связана с тем, что люди, как могли, пытались привлечь милость солнышка, уговорить его побольше греть замерзшую землю. Вот и стряпали блины — этакие солнечные малыши-кругляши. Кроме того, в русских деревнях было принято производить различные действия, связанные с кругом, — объезжать несколько раз село на лошадях, украшать колесо от телеги и на шесте носить его по улицам, водить хороводы. Считалось, что подобные церемонии «умасливают» солнце, делают его добрее. Отсюда и название — «Масленица».
По другой версии название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять — вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.
А если верить легендам то, Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Вот поэтому в старину Масленица, пожалуй, была самым веселым праздником. 

Как Масленицу праздновали на Руси.

         К первому дню масленицы устраивались общие горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети ладили утром соломенную куклу — Масленицу — да наряжали ее в кафтан и шапку.
На второй день, во вторник, девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Здесь братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
В среду тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя созывали всех родных.
Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день. Вот когда начинает настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать, выполнять разные обряды, творить кулачные бои.
На пятый день зятья угощали блинами своих тещ, иногда — и copyright-by-праздник всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу.
В шестой день разгульной недели молодая невеста приглашала своих родных к себе.
В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.
Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков, проводы и прощания сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу — «Масленицу» — торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходили вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему: «Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок».

Пояснительная записка.     Проект  «Славный наш дружок, знаменитый лук и чесночок» - способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше позн...

Краткосрочный проект в первой младшей группе на тему "Игрушки"

Поводом организовать и провести данный проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети меньше стали общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени об...

Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему "Учимся ухаживать за собой"

Данный проект создан с целью сохранения и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения....

Презентация краткосрочного проекта во второй младшей группе на тему «Великая Отечественная война глазами детей»

Презентация краткосрочного проекта во второй младшей группе на тему «Великая Отечественная война глазами детей»...

Краткосрочный проект в старшей логопедической группе на тему: «Овёс»

Цель: организовать коллективный труд детей старшего дошкольного возраста в природе, совместными усилиями педагога и старших дошкольников сделать посадку овса в разной питательной среде....

Краткосрочный проект воспитателя второй младшей группы на тему"Моя семья"

Данный материал может использоваться как по данной теме "Моя семья", а так же по теме "Правового воспитания детей младшего возраста" . Данная работа также содержит конспекты занятий которые будут инте...

Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему:"Сказки всегда с нами".

Создать положительный эмоциональный настрой.Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности....