Конспект занятия по развитию речи для детей с ЗПР "Удивительные насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Цель: расширить и систематизировать знания детей о разнообразном мире насекомых. Задачи: Коррекционно-образовательные: расширить и закрепить знания детей о насекомых, особенностях строения, вводя в активный словарь детей понятие «насекомые»; учить согласовывать числительные с существительными; закреплять употребление существительных в родительном падеже; закреплять умение образовывать относительные прилагательные; закреплять умение составлять сложные предложения с союзом «потому что», делить слово на части (слоги); продолжать анализировать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы, активизировать память и внимание детей. Коррекционно-развивающие: активизировать развитие речи, общей и мелкой моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову; воспитывать уважение и любовь к окружающему миру. Демонстрационный материал: сюжетная картина «Чудесная поляна», предметные картинки с изображением насекомых, карточки «Четвертый лишний», символы слов, схема трафарета со штриховкой. Раздаточный материал: предметные картинки насекомых, «Волшебные лупы», игровое поле с фасолью, тетради, трафареты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 10.65 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
«Удивительные насекомые»
по лексической теме «Насекомые»
Цель: расширить и систематизировать знания детей о разнообразном мире насекомых.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширить и закрепить знания детей о насекомых, особенностях строения, вводя в активный словарь детей понятие «насекомые»;
- учить согласовывать числительные с существительными;
- закреплять употребление существительных в родительном падеже;
- закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
- закреплять умение составлять сложные предложения с союзом «потому что», делить слово на части (слоги);
- продолжать анализировать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
- учить отвечать на вопросы, активизировать память и внимание детей.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать развитие речи, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову;
- воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.
Демонстрационный материал: сюжетная картина «Чудесная поляна», предметные картинки с изображением насекомых, карточки «Четвертый лишний», символы слов, схема трафарета со штриховкой.
Раздаточный материал: предметные картинки насекомых, «Волшебные лупы», игровое поле с фасолью, тетради, трафареты, простые карандаши.
Ход занятия
1 часть. Организационный момент
Логопед: Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить прогулку на чудесную полянку. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков. Понюхайте их. Давайте прогуляемся по нашей полянке.
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают на месте).
Мы на луг пойдем гулять (дети хлопают в ладоши).
Посмотри, среди цветов (разводят руки в стороны)
Бабочки порхают!
Разноцветные вокруг (взмахивают руками как крыльями)
Крылышки мелькают.
Только роза расцвела, (складывают ладони в виде лепестка)
Прилетела к ней пчела: «Ж-ж-ж» (выставляют указательный палец и вращают им)
Описав над полем круг, (указательным пальцем «рисуют» над головой круг)
Сел на травку майский жук. (правой рукой изображают летящего жука, для этого выставляют указательный и средний пальцы)
Заиграл в траве скрипач, (изображают игру на скрипке)
А потом помчался вскачь. (прыгают на месте)
Мы его узнали, кузнечиком назвали.
Логопед: Ребята, вспомните, кого мы с вами сейчас изображали. (Бабочку, пчелу, жука и кузнечика.) Как их можно назвать одним словом? Правильно, насекомые.
Упражнение «Найди место»
Логопед: Определите первый звук в названиях насекомых. (Жук – Ж, бабочка – Б, Пчела – П, Кузнечик – К.)
2 часть. Основная
Логопед: Ребята, а почему все эти живые существа получили название «насекомые»? (Ответы детей.) Да, у них есть насечки. Так же их тельце состоит из 3-х частей: голова, туловище и брюшко. На голове есть усики. У них есть 6 лапок. И почти у всех есть крылышки. Много разных насекомых мы с вами знаем. А еще знаем, что насекомые зимой прячутся в земле и в коре деревьев, а весной они просыпаются и выползают. Я вам предлагаю найти насекомых и назвать их.
Упражнение «Я нашел или нашла»
Я нашел(а) пчелу (стрекозу, комара, муравья, жука, бабочку, кузнечика).
Логопед: Посмотрите, как много насекомых мы нашли. А как передвигаются наши насекомые? Что они умеют делать? (Летать, ползать, жалить, кусать). А теперь с помощью волшебных луп мы их рассмотрим поближе и посчитаем, сколько же их на нашей полянке.
Игра «Волшебные лупы» (1,2,5)
На поляне один комар. На полянке пять бабочек…
Логопед: А теперь мы проверим, какие вы внимательные. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Упражнение «Кто лишний?»
1 вариант: Бабочка, комар, воробей, жук (Лишний воробей, потому что это птица. А бабочка, комар и жук – это насекомые.) Божья коровка, кузнечик, пчела, сом. (Сом – это рыба.) Муравей, клоп, стрекоза, собака. (Собака – это домашнее животное.)
2 вариант: Кузнечик-бабочка-муравей-паук (Лишний паук, потому что он не относится к насекомым). Бабочка-стрекоза-божья коровка-воробей (Лишний воробей, потому что воробей – это птица). Муравей-кузнечик-гусеница-бабочка (Лишняя бабочка, потому что она умеет летать, а остальные насекомые не умеют). Пчела-бабочка-стрекоза-гусеница (Лишняя гусеница, потому что она не умеет летать, а все остальные умеют летать). Божья коровка-муха-бабочка-пчела (Лишняя муха, потому что она вредное насекомое, а все остальные полезные).
Физкультминутка
Прилетела к нам вчера, (пружинка)
Полосатая пчела.
А за нею – шмель-шмелек, (руки в стороны)
И веселый мотылек. (вокруг себя)
Два жука (два хлопка)
И стрекоза, (руки в стороны)
Как фонарики глаза. (круговые движения кулачков на уровне глаз)
Приходили муравьи (шаг на месте)
И травинку принесли.
А паук на всех смотрел, («козырек»)
Сети плел и песни пел. («волна»)
Игра «Яркие цветы»
Логопед: На нашей поляне много цветов. Назовите их. (Мак, тюльпан, ромашки.) Посадите на мак тех насекомых, в названиях которых один слог; на тюльпан – тех, в названиях которых два слога; на ромашку – тех, в названиях которых три слога. Загадка Спал цветок и вдруг проснулся – Больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
Штриховка
Логопед: Посмотрите, к вам прилетела бабочка. Предлагаю вам ее сфотографировать и заштриховать.
3 часть. Заключительная
Логопед: Замечательно мы с вами прогулялись. Сколько много насекомых встретили. А теперь с помощью наших зарисовок, поделитесь со всеми, что нового вы узнали о насекомых?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"
На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться связности, развёрнутости, не...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Насекомые»
Задачи:Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать сущес...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Насекомые»
Обучение составлению описательного рассказа о насекомых по образцу и данному плану. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (нас...
Конспект занятия по развитию речи «Чудесное превращение» по теме «Насекомые»
Задачи: Формировать представление детей о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнить и расширить словарь по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы). ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Насекомые»
Цель: расширение и совершенствование словаря по теме «Насекомые», правильное использование в речи грамматических форм...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе "Насекомые"
Занятие по развитию речи поможет дошкольникам уточнить знания детей о насекомых. Активизирует словарь по теме. Форирует умение детей составлять предложение из слов. Закрепит умение правильно использов...