Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Обучение составлению описательного рассказа о насекомых по образцу и данному плану. Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы), формирование обобщающего понятия насекомые. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_nasekomye.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Тема: «Насекомые»
Цель: обучение составлению описательного рассказа о насекомых по образцу и данному плану.
Задачи: Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы), формирование обобщающего понятия насекомые. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Активизация речевой деятельности детей. Развитие связной речи, зрительного внимания, общей моторики, сенсорных процессов, внимания, памяти, мышления, координация речи с движением. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Предварительная работа: чтение произведения К. Чуковского «Муха-цокотуха», рассматривание иллюстраций по теме, беседа по теме «Насекомые».
Ход занятия.
Организационный момент
Собрались все дети в круг:
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Давайте улыбнемся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.
Ребята, сейчас какое время года? – Весна.
-Ой, ребята кто там стучится? Кто это?
Дети: -Гусеница.
- Ребята, Гусеница хочет побывать у нас на занятии. Оставим ее? Хорошо, Гусеница, сегодня как раз мы будем говорить о насекомых. А, ты посиди послушай. Ребята, Гусеница пришла к нам не с пустыми руками, а принесла нам загадки. Отгадаем?
Воспитатель: - А каких насекомых вы знаете?
Рассматривание картины «Насекомые» и беседа о ней. (составление описательных рассказов по плану, данному воспитателем).
-Давайте рассмотрим картины. Каких насекомых вы видите на ней? Перечислите (Мы видим бабочку, стрекозу, жуков, божью коровку…).
-Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются? (бегают, прыгают, летают).
-А чем питаются насекомые?9 цветочным нектаром, листьями растений)
-Это насекомые, значит они чем-то похожи? Чем они отличаются друг от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить? (у них 6 лап, голова, крылышки, брюшко).
-Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу приносят? (Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед).
-Но много насекомых, это ведь плохо, как вы думаете, почему? (переносят болезни, мешают спать, кусают).
Насекомые (вредные и полезные)
На какие группы мы можем их разделить: (полезные, вредные, хищные).
-Назовите полезных насекомых? (бабочка, пчела, муравей). Какую пользу приносят? Пчела опыляют цветы, дают мед. Бабочка опыляет цветы. Муравьи по лесу разносят семена, санитары леса.
- Назовите вредных насекомых? (Муха, комар, гусеница). Какой от них вред? Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений. Комар кусает людей и животных.
- Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте план рассказа. Сначала вы расскажите, как называется насекомое, и как оно выглядит, потом перечислите части тела насекомого. И расскажите пользу или вред оно приносит.
-Эта пчела. Она маленькая, полосатая, мохнатая. У нее есть 6 лапок и прозрачные крылышки. Пчела собирает с цветов нектар и делает из него мед.
-Это бабочка. Она очень красивая, цветная. У нее есть большие крылышки, 6 лапок и длинные усики. Она откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Гусеницы наносят вред растениям.
-Это Божья коровка. Она маленькая. У нее красивые красные крылышки с черными точками и маленькая голова. Божья коровка- полезное насекомое. Она уничтожает тлю.
-Это Муравей. Он маленький, коричневый. У него 6 лапок, овальное туловище и длинные усики. Он уничтожает вредных насекомых.
-Молодцы! Вы составили отличные рассказы.
Физкультурная пауза.
Давайте мы с вами превратимся в жуков и бабочек, и при помощи движения их изобразим.
Девочки- бабочки, мальчики- жуки. (под музыку).
Молодцы! Отдохнули?
Игра «Назови ласково».
Комар-комарик, Пчела-пчелка, Усы-усики, лапы-лапки, муравей- муравьишка, муха-мушка, стрекоза-стрекозка.
Игра «Кого не стало» (употребление существительных в форме родительного падежа. Развитие мышления. Диалогической речи.)
Выставляю по 4 картинки на доску.
-Перечислите насекомых, изображенных на картинках (пчела, муравей, божья коровка, комар).
-А теперь закройте глаза, я уберу 1 картинку, а вы, открыв глаза, скажите кого не стало.
- Как вы думаете, почему я убрала именно комара? Какие насекомые остались? (Это полезные насекомые, а комар- вредный).
-Верно. Посмотрите еще на один комплект картинок. Кого вы видите? (бабочка, гусеница, пчела). Закройте глаза (убираю гусеницу). Откройте глаза, кого не стало?
- А почему я убрала гусеницу? (бабочка, стрекоза, пчела- летают, а гусеница-нет).
-Молодцы. Вы были внимательными и верно ответили на мои вопросы.
Упражнение «Нелепицы».
-Ребята, а сейчас предлагаю поиграть в игру «Нелепицы». Послушайте предложения, и расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле.
-Муравей живет в улье. (в муравейнике)
-Бабочка стрекочет. (бабочка не умеет стрекотать, стрекочет стрекоза)
-Комар ловит птиц. (комары меньше птиц, это птицы питаются комарами)
-Паук собирает нектар с цветков (Паук не насекомое, они не едят нектар, они хищники. Едят других насекомых)
-Муха плетет паутину. (не умеют. плетет паук)
-Шмели строят муравейник. (муравейник строят муравьи).
Итог. – ребята, скажите пожалуйста, о ком мы сегодня беседовали?
-Перечислите каких насекомых вы знаете?
-В какие игры понравилось играть?
-Ребята, Гусеница прощается с нами. Она говорит вам большое спасибо. Она тоже узнала очень много интересного. Давайте попрощаемся с ней. Она приготовила раскраски за вашу хорошую работу. И, она хочет, чтобы вы раскрасили всех насекомых аккуратно.
-Мы сегодня разговаривали о насекомых, они бывают вредные и полезные. Насекомые появляются весной и живут все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов.
- Вы сегодня молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Насекомые»
Задачи:Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать сущес...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе, тема занятия: «Знатоки родного языка»
Выявить уровень знаний детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в составлении пре...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие в страну красивой речи»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: Употребление в речи слов с пространственным значением...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Насекомые»
Цель: расширение и совершенствование словаря по теме «Насекомые», правильное использование в речи грамматических форм...