Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ ( из опыта работы)
учебно-методический материал по логопедии
С целью осуществления коррекционной работы в нашем детском саду функционирует логопедическое сопровождение.
Логопедическим сопровождением охвачены дети не только с фонети-фонематическим недоразвитием речи, но и дети с тяжёлыми нарушениями речи ( ТНР): ОНР ( I,II,III уровней), дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют протоколы Психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающей наличие у ребёнка определённого заключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_raboty_kak_sredstvo_razvitiya_detey_s_ovz.docx | 940.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ
( из опыта работы)
С целью осуществления коррекционной работы в нашем детском саду функционирует логопедическое сопровождение.
Логопедическим сопровождением охвачены дети не только с фонети-фонематическим недоразвитием речи, но и дети с тяжёлыми нарушениями речи ( ТНР): ОНР ( I,II,III уровней), дети с задержкой психического развития (ЗПР).
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют протоколы Психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающей наличие у ребёнка определённого заключения.
Получение детьми с ОВЗ образования, является одним из основных и неотъемленных условий их успешной социализации, обеспечения их полного участия в жизни общества. Наша задач, помочь детям с ОВЗ понять, что они могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений. Воспитание и обучение воспитанников с ОВЗ несут обучающий характер, учитывая зону ближайшего развития. В работе с детьми мы используем не только традиционные методы и приёмы обучения и воспитания, но также используем дополнительные средства, обеспечивающие здоровьезберегающую направленность педагогического процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка.
Для детей с ОВЗ характерны не только речевые нарушения, но и нарушение общей и мелкой моторики, дыхания, поэтому нетрадиционные методы используем во всех направлениях:
- Пластмассовые крышки.
Помогают в решении многих задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к школе возраста, при обучении их грамоте и подготовке к школе.
Данное пособие выполняет решение следующих задач:
- уточнение цветовой гаммы;
- закрепление счёта, цифр;
- развитие воображения, зрительного восприятия ;
- предупреждение дисграфии и дислексии и.т.д.
Варианты игр:
- «Найди все красные, зелёные, синие и.т.д. крышки»
- «Выполни по образцу»;
- « Цифру покажи, количество найди»;
- « Выложить букву из крышек»
- Работа с песком.
Играть с песком можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу в детском саду( у меня создан мини уголок).
Посредствам песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно коррекционно- логопедические задачи:
- мощно развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, как основа развития «ручного интеллекта»;
- закрепляется навык правильного звукопризношения;
- совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка;
- способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
-помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Игра при подготовки к постановки звуков:
Во время подготовки к постановке звуков при традиционном выполнении артикуляционных упражнений: например, при выполнении упражнения «Лошадка» - щелкать языком, одновременно щёлкаем язычком и в такт щелчкам, пальчиками скакать по песку.
Игра при автоматизации звуков в речи:
В песке найти маленькие игрушки на автоматизированный звук, и произнести слово правильно. Из найденных игрушек можно составить рассказ.
- Шнурки, для работы над автоматизацией звуков речи.
Основная задача заключается в автоматизации звуков речи.
Ребёнок перебирает узелки пальчиками и на каждый узелок называет слово с отрабатываемым звуком.
- Игра «Конфета»
Цель: выработка длительной направленной воздушной струи.
Ребёнку предлагается сделать глубокий вдох носом и на выдохе (через рот ) привести в движение конфету лежащую на столе перед ребёнком.
- Су-Джок терапия.
Массаж всей ладони и кончиков пальцев, воздействует на все речевые зоны.
Нетрадиционные методы воздействия учителя- логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые мы используем в своей работе Су-Джок терапия (су-кисть, джок – стопа).
Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.
Мы применяем Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Достоинствами Су-Джок терапии являются:
Пальчиковая игра «Черепаха»
(у детей в руках Су-Джок).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су- Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь.
(дети катают Су Джок между ладоней).
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи.
(дети катают Су Джок между ладонями).
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»
Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
(разгибать пальцы по одному)
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
Пальчиковая игра «Пальчики»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.
Этот пальчик — в лес пошёл,
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)
Этот пальчик — гриб нашёл,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик — занял место,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — ляжет тесно,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- Кинезиологические упражнения- «гимнастика для мозга».
Применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, повышает способность к произвольному вниманию.
Упражнение « Колечко».
Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и.т.д.
Упражнение «Кулак - ребро – ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).
Упражнение «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей и воспитателей: "Палочки Кюизенера, как средство развития мышления детей""( из опыта работы).
Использовать палочек Кюизенера в игровой и непосредственно образовательной деятельности детей.....
Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»
В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...
Нетрадиционные формы аппликации, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Опыт работы....
«Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ» (из опыта работы)
Представление опыта работы на семинаре - практикуме в рамках программы ДПО (повышение квалификации) "Специфика работы с детьми с особыми образовательными потребностями (детьми с ОВЗ) в ДОУ" ...
«Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
quot;Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ограниченными возможностями" ДО...
Применение нетрадиционных форм работы, как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение уровеня профессионального мастерства, внедряя (изучая, апробируя, применяя, используя) современные технологии, методики для организации учебно-воспитательного процесса путем внедрения ...
Использование обрывной аппликации, как нетрадиционной формы работы в интеллектуальном развитиии детей дошкольного возраста.
Использование обрывной аппликации, как нетрадиционной формы работы в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста....