Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ ( из опыта работы)
учебно-методический материал по логопедии

     С целью осуществления коррекционной работы в нашем детском саду функционирует логопедическое сопровождение.

    Логопедическим сопровождением охвачены дети не только с фонети-фонематическим недоразвитием речи, но и дети с тяжёлыми нарушениями речи ( ТНР): ОНР ( I,II,III уровней), дети с задержкой психического развития (ЗПР).

    Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют протоколы Психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающей наличие у ребёнка определённого заключения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с  ОВЗ

( из опыта работы)

     С целью осуществления коррекционной работы в нашем детском саду функционирует логопедическое сопровождение.

    Логопедическим сопровождением охвачены дети не только с фонети-фонематическим недоразвитием речи, но и дети с тяжёлыми нарушениями речи ( ТНР): ОНР ( I,II,III уровней), дети с задержкой психического развития (ЗПР).

    Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют протоколы Психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающей наличие у ребёнка определённого заключения.

   Получение детьми с ОВЗ образования, является одним из основных и неотъемленных  условий их успешной социализации, обеспечения их полного участия в жизни общества. Наша задач, помочь детям с ОВЗ  понять, что они могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений. Воспитание и обучение воспитанников с ОВЗ несут обучающий характер, учитывая зону ближайшего развития. В работе с детьми мы используем не только традиционные методы и приёмы обучения и воспитания, но также используем дополнительные средства, обеспечивающие здоровьезберегающую направленность педагогического процесса, такие как нетрадиционные методы воздействия на развитие ребёнка.

   Для детей с ОВЗ характерны не только речевые нарушения, но и нарушение общей и мелкой моторики, дыхания, поэтому нетрадиционные методы используем во всех направлениях:

  1. Пластмассовые крышки.

Помогают  в решении многих задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к школе возраста, при обучении их грамоте и подготовке к школе.

Данное пособие выполняет решение следующих задач:

- уточнение цветовой гаммы;

- закрепление счёта, цифр;

-  развитие воображения, зрительного восприятия ;

- предупреждение дисграфии и дислексии и.т.д.

Варианты игр:

- «Найди все красные, зелёные, синие и.т.д. крышки»

C:\Users\иван\Desktop\нетрадиционные методы\IMG_20171108_092015.jpg

- «Выполни по образцу»;

C:\Users\иван\Desktop\нетрадиционные методы\IMG_20171113_092849.jpg

- « Цифру покажи, количество найди»;

C:\Users\иван\Desktop\нетрадиционные методы\IMG_20171108_092936.jpg

- « Выложить букву из крышек»

C:\Users\иван\Desktop\нетрадиционные методы\IMG_20171108_094623.jpg

  1. Работа с песком.

Играть с песком можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу в детском саду( у меня создан мини уголок).

Посредствам песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно коррекционно- логопедические задачи:

- мощно развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, как основа развития «ручного интеллекта»;

- закрепляется навык правильного звукопризношения;

- совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребёнка;

- способствует развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

-помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Игра при подготовки  к постановки звуков:

    Во время подготовки к постановке звуков при традиционном выполнении артикуляционных упражнений: например, при выполнении упражнения «Лошадка» - щелкать языком, одновременно щёлкаем язычком и в такт щелчкам, пальчиками скакать по песку.

C:\Users\иван\Desktop\нетрадиционные методы\IMG_20171108_095614.jpg

Игра при автоматизации звуков в речи:

В песке найти маленькие игрушки на автоматизированный звук, и произнести слово правильно.  Из найденных игрушек можно составить рассказ.

C:\Users\иван\Desktop\нетрадиционные методы\IMG_20171109_091208.jpg

  1. Шнурки, для работы над автоматизацией звуков речи.

Основная задача заключается в автоматизации звуков речи.

Ребёнок перебирает узелки пальчиками и на каждый узелок называет слово с отрабатываемым звуком.

C:\Users\иван\Desktop\нетрадиционные методы\IMG_20171110_100447.jpg

  1. Игра «Конфета»

Цель: выработка длительной направленной воздушной струи.

Ребёнку предлагается сделать глубокий вдох носом и на выдохе (через рот ) привести в движение конфету лежащую на столе перед ребёнком.

C:\Users\иван\Desktop\нетрадиционные методы\IMG_20171107_095548.jpg

  1. Су-Джок терапия.

Массаж всей ладони и кончиков пальцев, воздействует на все речевые зоны.

    Нетрадиционные методы воздействия учителя- логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Один из таких методов, которые мы используем в своей работе Су-Джок терапия (су-кисть, джок – стопа).

   Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время.

   Мы применяем Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

Пальчиковая игра «Черепаха»

(у детей в руках Су-Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями).

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Пружинное кольцо надевается на пальчики ребенка и прокатывается по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

Пальчиковая игра «Раз – два – три – четыре – пять»

Описание: дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

(разгибать пальцы по одному)

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

-С этим братцем щи варил,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковая игра «Пальчики»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой, начиная с мизинчика.

Этот пальчик — в лес пошёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Этот пальчик — гриб нашёл,

(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — занял место,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — ляжет тесно,

(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

  1. Кинезиологические упражнения- «гимнастика для мозга».

Применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, повышает способность к произвольному вниманию.

Упражнение « Колечко».

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и.т.д.

     Упражнение «Кулак - ребро – ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро - ладонь).

     Упражнение «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей и воспитателей: "Палочки Кюизенера, как средство развития мышления детей""( из опыта работы).

Использовать палочек Кюизенера в игровой и  непосредственно образовательной деятельности детей.....

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

«Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ» (из опыта работы)

Представление опыта работы на семинаре - практикуме в рамках программы ДПО (повышение квалификации) "Специфика работы с детьми с особыми образовательными потребностями (детьми с ОВЗ) в ДОУ" ...

«Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

quot;Нетрадиционные формы работы как средства развития детей с ограниченными возможностями" ДО...

Применение нетрадиционных форм работы, как средства развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Повышение уровеня профессионального мастерства, внедряя (изучая, апробируя, применяя, используя) современные технологии, методики для организации учебно-воспитательного процесса путем внедрения ...

Использование обрывной аппликации, как нетрадиционной формы работы в интеллектуальном развитиии детей дошкольного возраста.

Использование обрывной аппликации, как нетрадиционной формы работы в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста....