Экспериментальная деятельность учителя-логопеда с дошкольниками на логопедических занятиях.
опыты и эксперименты по развитию речи
Ни для кого не секрет что в настоящее время наш цифровой, компьютерный мир упрощает, сокращает, уподобляет, делает скудной великий русский язык. Люди пользуются многочисленными сокращениями и привнесениями в речь новых слов таких как: "ок" вместо "хорошо, отлично, превосходно". Отправить "смайл" или "стикер" через интернет - месенджер современному человеку в десятки раз проще, чем сформулировать собственное высказывание, проверить его на наличие ошибок, произнести без искажений и так чтобы человек в полной мере понял информацию.
Дети в свою очередь слушают несовершенную речь и учатся на её основе. Из педагогической практики замечено, что некоторые дошкольники говорят скучно, сухо, не проявляя особого интереса к разнообразию речи.
Это, а также обилие речевых нарушений является камнем преткновения в работе учителя-логопеда. Несовершенства речи дошкольников подчёркивают потребность в улучшении мотивации, значимость побуждения интереса к речевым возможностям и идеалам.
Тема привлечения внимания к речи очень близка учителю-логопеду дошкольного образовательного учреждения. Задавая вопрос: "Что удивило и заинтересовало бы тебя сейчас?" Ответы были следующие: сюрпризы, фокусы, неожиданность, новые игрушки, что-то удивительное и фантастическое. На основе ответов воспитанников было решено включить в ход логопедических занятий экспериментальную деятельность и оформить данный вид работы в виде проекта "Эксперименты увлекут – красоты в речи привнесут".
Данный экспериментальный проект был запланирован на 3 месяца. Первый месяц включение в логопедическую деятельность работы с сыпучими предметами (крупы), второй месяц - работа с цветом (цветные лупы, цветные магнитные жезлы), третий месяц - работа со светом (фонарики, зеркала, деревянные, картонные, бумажные и фигуры животных и пр.).
Цель проекта: создание и организация условий для использования метода эксперимента на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности экспериментальных технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников к речи.
Задачи:
1. Использовать экспериментальный метод в процессе обучения детей на логопедических занятиях
2. Актуализировать имеющиеся знания детей о крупах, цвете и свете.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.
4. Повышать мотивацию, интерес к речи.
План реализации проекта:
1. Определение темы. Вызвать интерес дошкольников к теме проекта.
2. Составление плана-схемы проекта.
3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
4. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи.
Итоги первого месяца работы экспериментального проекта: воспитанники детского сада были заинтересованы появлением в ходе коррекционных занятий различных видов круп. Дети их называли, перечитывали по крупицам и выполняли задания в соответствие с темой, целью и задачами занятия. Выполнялось конструирование крупами, выкладывание знакомых букв и слогов, выкладывание рядов при определении звука в слове, выкладывание смешанных рядов на внимание и память.
Результатом второго месяца экспериментального проекта было закрепление имеющихся знаний детей о цвете, смешение цветов, в ходе коррекционных логопедических занятий с цветными лупами, уточнялись грамматические категории имен прилагательных: - Какой стул? - Стул красный, стул синий, стул жёлтый, автоматизировались поставленные звуки (красный карандаш, коричневый карандаш, чёрный карандаш). Также на занятиях проводились экспресс- эксперименты: «Новый цвет», «Цветной лёд», «Лёд и соль».
Эксперимент «Цветной лёд» получился зрелищным. Педагог готовит для занятий цветные кубики льда, стакан, растительное масло. Ход эксперимента: несколько кубиков цветного льда опускаются в банку с растительным маслом. По мере таяния льда цветные капли опускаются на дно банки.
Итогом третьего месяца включения экспериментов в логопедическую практику была работа со светом: знакомство со свойствами света, преломление света, отражение света скорость света, театр теней. На логопедических занятиях проходило расширение словарного запаса дошкольников по средствам светового планшета, автоматизация звуков по средствам игр с фонариком и игровыми пособиями ("Что в банке?" «Что в мешке?»), отработка грамматических категорий.
По итогу трех месяцев экспериментального логопедического проекта включающего расширение знаний детей об окружающей среде, эксперименты и наблюдения были достигнуты следующие результаты. У воспитанников, посещающих логопедическую группу, повысилась активность на занятиях, возрос интерес к речи, улучшилось внимание и речевая память, повысилась наблюдательность, самостоятельность.
Именно таких результатов планировалось достичь в ходе проекта "Эксперименты увлекут – красоты в речи привнесут". Проведение экспериментального логопедического проекта считать успешным.
Список использованной литературы:
- М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» М.: Просвещение 1980. – 240 с., ил
- В. М. Акименко «Развивающие технологии в логопедии» - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109, с.: ил. – (Сердце отдаю детям)
- М. А. Поваляева «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике» - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349, с.: ил. – (Познавайка)
- И. Н. Лебедева «Развитие связной речи дошкольников» СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
experimentalnaya_deyatelnost_uchitelya-logopeda_na_zanyatiakh.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность учителя-логопеда с дошкольниками на логопедических занятиях.
Ни для кого не секрет что в настоящее время наш цифровой, компьютерный мир упрощает, сокращает, уподобляет, делает скудной великий русский язык. Люди пользуются многочисленными сокращениями и привнесениями в речь новых слов таких как: "ок" вместо "хорошо, отлично, превосходно". Отправить "смайл" или "стикер" через интернет - месенджер современному человеку в десятки раз проще, чем сформулировать собственное высказывание, проверить его на наличие ошибок, произнести без искажений и так чтобы человек в полной мере понял информацию.
Дети в свою очередь слушают несовершенную речь и учатся на её основе. Из педагогической практики замечено, что некоторые дошкольники говорят скучно, сухо, не проявляя особого интереса к разнообразию речи.
Это, а также обилие речевых нарушений является камнем преткновения в работе учителя-логопеда. Несовершенства речи дошкольников подчёркивают потребность в улучшении мотивации, значимость побуждения интереса к речевым возможностям и идеалам.
Тема привлечения внимания к речи очень близка учителю-логопеду дошкольного образовательного учреждения. Задавая вопрос: "Что удивило и заинтересовало бы тебя сейчас?" Ответы были следующие: сюрпризы, фокусы, неожиданность, новые игрушки, что-то удивительное и фантастическое. На основе ответов воспитанников было решено включить в ход логопедических занятий экспериментальную деятельность и оформить данный вид работы в виде проекта "Эксперименты увлекут – красоты в речи привнесут".
Данный экспериментальный проект был запланирован на 3 месяца. Первый месяц включение в логопедическую деятельность работы с сыпучими предметами (крупы), второй месяц - работа с цветом (цветные лупы, цветные магнитные жезлы), третий месяц - работа со светом (фонарики, зеркала, деревянные, картонные, бумажные и фигуры животных и пр.).
Цель проекта: создание и организация условий для использования метода эксперимента на логопедических занятиях для повышения эффективности работы учителя-логопеда, а также эффективности экспериментальных технологий, как средства развития мотивации и повышения познавательного интереса воспитанников к речи.
Задачи:
1. Использовать экспериментальный метод в процессе обучения детей на логопедических занятиях
2. Актуализировать имеющиеся знания детей о крупах, цвете и свете.
3. Совершенствовать предметно-развивающую среду.
4. Повышать мотивацию, интерес к речи.
План реализации проекта:
1. Определение темы. Вызвать интерес дошкольников к теме проекта.
2. Составление плана-схемы проекта.
3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
4. Разработка игровых комплексов для разных направлений логопедической помощи.
Итоги первого месяца работы экспериментального проекта: воспитанники детского сада были заинтересованы появлением в ходе коррекционных занятий различных видов круп. Дети их называли, перечитывали по крупицам и выполняли задания в соответствие с темой, целью и задачами занятия. Выполнялось конструирование крупами, выкладывание знакомых букв и слогов, выкладывание рядов при определении звука в слове, выкладывание смешанных рядов на внимание и память.
Результатом второго месяца экспериментального проекта было закрепление имеющихся знаний детей о цвете, смешение цветов, в ходе коррекционных логопедических занятий с цветными лупами, уточнялись грамматические категории имен прилагательных: - Какой стул? - Стул красный, стул синий, стул жёлтый, автоматизировались поставленные звуки (красный карандаш, коричневый карандаш, чёрный карандаш). Также на занятиях проводились экспресс- эксперименты: «Новый цвет», «Цветной лёд», «Лёд и соль».
Эксперимент «Цветной лёд» получился зрелищным. Педагог готовит для занятий цветные кубики льда, стакан, растительное масло. Ход эксперимента: несколько кубиков цветного льда опускаются в банку с растительным маслом. По мере таяния льда цветные капли опускаются на дно банки.
Итогом третьего месяца включения экспериментов в логопедическую практику была работа со светом: знакомство со свойствами света, преломление света, отражение света скорость света, театр теней. На логопедических занятиях проходило расширение словарного запаса дошкольников по средствам светового планшета, автоматизация звуков по средствам игр с фонариком и игровыми пособиями ("Что в банке?" «Что в мешке?»), отработка грамматических категорий.
По итогу трех месяцев экспериментального логопедического проекта включающего расширение знаний детей об окружающей среде, эксперименты и наблюдения были достигнуты следующие результаты. У воспитанников, посещающих логопедическую группу, повысилась активность на занятиях, возрос интерес к речи, улучшилось внимание и речевая память, повысилась наблюдательность, самостоятельность.
Именно таких результатов планировалось достичь в ходе проекта "Эксперименты увлекут – красоты в речи привнесут". Проведение экспериментального логопедического проекта считать успешным.
Список использованной литературы:
- М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» М.: Просвещение 1980. – 240 с., ил
- В. М. Акименко «Развивающие технологии в логопедии» - Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 109, с.: ил. – (Сердце отдаю детям)
- М. А. Поваляева «Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике» - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 349, с.: ил. – (Познавайка)
- И. Н. Лебедева «Развитие связной речи дошкольников» СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...
«Экспериментальная деятельность учителя - логопеда с детьми с речевой патологией в ДОУ».
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника....
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда ДОО с дошкольниками с ОВЗ
Уже доказана связь мелкой моторики с развитием речи. При обследовании детей дошкольного возраста с нарушениями речи выявляются нарушения мелкой мо...
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в процессе логопедических занятий
Цель статьи заключается в рассмотрении некоторых аспектов коммуникации учителя-логопеда с родителями....
Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.
Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных ...
Методическая разработка. Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателя в форме логопедического досуга "Путешествие вокруг земного шара" для детей с ТНР 6 - 7 лет в группе компенсирующей направленности.
Игровая форма досуга позволяет дошкольникам отправиться в путешествие вокруг земного шара, узнать много нового, а так же закрепить ранее изученный материал....