Методическая разработка. Совместная деятельность учителя - логопеда и воспитателя в форме логопедического досуга "Путешествие вокруг земного шара" для детей с ТНР 6 - 7 лет в группе компенсирующей направленности.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Игровая форма досуга позволяет дошкольникам отправиться в путешествие вокруг земного шара, узнать много нового, а так же закрепить ранее изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_vokrug_zemnogo_shara.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение            детский  сад № 37  г. Кузнецка  Пензенской  области

                                  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

 

Совместная деятельность  учителя – логопеда и воспитателя

в форме  логопедического  досуга «Путешествие вокруг земного шара»

для детей с ТНР  6 – 7 лет в группе  компенсирующей  направленности

АВТОРЫ:                Кондрашина И.В  учитель – логопед  высшей

                                  квалификационной  категории

                                  Фирстова Ж.В. учитель – логопед  высшей

                                  квалификационной категории

                             

Кузнецк 2022

Тема: Путешествие вокруг земного шара

Режим проведения:  логопедический досуг  

Речевой статус:  дети с диагнозом  «общее недоразвитие  речи III уровня»

Продолжительность занятия:  35 минут.

Цель занятия:

- формировать  лексико – грамматические  средства  языка  и связную речь у  детей  с  общим  недоразвитием  речи  III уровня;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать, расширять и систематизировать словарь по темам  «Человек; части тела», «Фрукты», «Животные и птицы жарких и холодных стран», «Одежда»;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- формировать навык развернутых высказываний по теме;

Коррекционно-развивающие:

- активизировать речевую деятельность воспитанников;

- развивать психологическую базу речи (память, внимание, мышление, восприятие);

- развивать  языковое  чутьё,  воображение;

- развивать общую и мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать положительное  отношение  к  процессу  познания, навык  самоорганизации;

- формировать положительные качества личности;

- воспитывать гражданственность, патриотизм, любовь к Родине, уважение к ее символам;

- повышать социально – коммуникативный статус воспитанников;

 

Оборудование:

Глобус, мультимедийная система, презентация «Путешествие вокруг земного шара», карточки с цифрами и буквами; «льдины» из картона;

Введение  в  тему

Учитель – логопед:

- Ребята, мне загадали сегодня одну замечательную загадку. Я хочу поделиться ею с вами. А отгадку вы найдете у нас в группе.

На ноге стоит одной,

Крутит – вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Поиск глобуса. Беседа о глобусе:

-  Кто знает, что такое глобус? (Ответы детей)

- Правильно, это модель земного шара. Так выглядит наша планета Земля из космоса. На ней хорошо видны материки, океаны, горы, моря, пустыни. И везде живут люди. Люди, живущие в разных странах, имеют много сходств и различий.

- Хотите познакомиться с жителями других стран?

Тогда отправляемся в путешествие.

Дружно за руки возьмитесь,

Вместе с глобусом кружитесь.

Путешествие по земному шару

Включается  экран: Дети монголоидной расы.        

 

На экране         появляется  изображение японских детей.

Учитель – логопед:

-  Как вы думаете, из какой страны могут быть эти дети?        (Из Японии.)

-  Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

- Ребята, как  назвать одним словом человека с  узкими глазами, с темными волосами?  (Узкоглазый, темноволосый). 

-  У японцев кожа имеет желтоватый оттенок. Как  назвать человека с жёлтым цветом кожи? (Желтокожий).

- Правильно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца — Японии.

-  Как называют людей, которые живут в Японии? (японцы)

-  Как называют мужчину из Японии? (японец) Женщину из Японии? (японка)

 - Знаете ли вы, что в Японии очень непростые буквы. Они называются иероглифы. Чтобы прочитать слово, надо потрудиться.

     Предлагаю вам расшифровать слово, чтобы узнать, как называется национальная одежда японцев.

     Работа с раздаточным материалом. Составление слова «КИМОНО».

Воспитатель:

- В национальном костюме японцев присутствует веер. Попробуем его сложить? В Японии очень любят оригами – это поделки из бумаги. Давайте и мы с вами сделаем веер из бумаги.

 Дети выполняют задание за столом.

Учитель – логопед:

- Наше путешествие по земному шару продолжается. Приглашаю вас в круг.

Дружно за руки возьмитесь,

Вместе с глобусом кружитесь.

Включается  экран: Дети негроидной расы.

На экране         появляется изображение детей негроидной расы.        

- Кто из вас знает, где живут люди с черным цветом кожи? (В Африке)

-  Ребята, давайте посмотрим, где на земном шаре расположена Африка.

- Как   необычно выглядят эти дети!

- Как можно назвать людей с черным цветом кожи? С большими глазами, с  карими глазами, темными волосами. (Кареглазые, большеглазые,  темноволосые)

- Какая у них одежда? (В Африке очень жарко, поэтому и одежда у детей  лёгкая.)

-  На африканской земле растут необычные деревья. На них созревают экзотические фрукты. Какие фрукты привозят к нам из Африки? (ответы детей)

-  Предлагаю поиграть в игру «Какой сок? Какой напиток?»

Сок из бананов? – банановый

Сок из манго? - …

Напиток из кокоса: - …

Сок из персика? Из граната? Из ананаса? Из лайма? Из маракуйи? Из африканской груши? Папайи? Авокадо? Личи? Помело? Кумквата?

- В Африке живут непривычные для нас животные и птицы. Многих из них вы знаете. Называйте. Внимание на экран (изображение животных жарких стран). Дети называют животных и птиц.

- Для чего:

жирафу - длинная шея

верблюду – горбы

черепахе – панцирь

кенгуру – сумка

слону - бивни

Игра «Чей хвост? Чья голова?»

- крокодил, слон, лев, верблюд, буйвол, страус, обезьяна

Игра «Вопросы на засыпку»

- Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее гепарда. Кто быстрее всех?

- Львица ждет льва. Кто задержался?

- Газель бежит за антилопой, а за газелью – львица. Кто впереди?

 Кто последний?

- Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий? Кто самый низкий?

Воспитатель:

На  память о путешествии в Африку я предлагаю вам станцевать, как африканские дети. Приглашаю вас на танец «Чунга – Чанга».

Танец «Чунга-Чанга».

Учитель – логопед:

- Я чувствую, как снова дует ветер странствий. Глобус снова зовет нас в путешествие.

Дружно за руки возьмитесь,

Вместе с глобусом кружитесь.

 

Посмотрите на экран!

- Где мы с вами оказались?

- Как называются народы, живущие на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи)

- Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы  шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.

- А теперь расскажите, как выглядят дети? Какими словами их можно описать? Вы уже знаете эти слова. У них узкие глаза, значит, они  …,  у них темные волосы, они - …

На Севере, не смотря на холодный климат, обитает много животных и птиц.

Предлагаю поиграть в игру «Один – много»:

один белый медведь - … (много белых медведей),

полярный волк - …

северный олень - …

большой тюлень - …

усатый морж - …

ловкий песец - …

умная лайка - …

полярная сова - …

Игра «Назови семью»:

Волк, олень, тюлень, морж, медведь

Воспитатель:

-   Давайте поиграем в любимую игру эскимосских детей «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи».

Проводится под музыку «Песенка о медведях»

Ход игры:

Дети разбиваются на две команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.

- Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. Они  подарили  нам  подвижную весёлую  игру «Белые  медведи».

Учитель – логопед:

- Продолжаем наше путешествие.

Дружно за руки возьмитесь,

Вместе с глобусом кружитесь.

Внимание на экран: Дети европеоидной расы 

Демонстрация фотографии детей из детского сада.

- А этих детей вы узнали?  Правильно. Это мы с вами. Я знаю, что вы очень дружные, любите  играть, танцевать, умеете  читать и считать.  Я приготовила для вас сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки.  Что у вас получилось? (изображение детей разных народов, держащихся за руки)

- Как вы думаете, что символизируют эти дети? (Дружбу народов)

Итог

        

- Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?

- А что важно для дружбы? (Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и  внимание к другому...)  

- Я желаю вам всегда оставаться такими же добрыми, отзывчивыми, дружными, как сегодня. И тогда на нашей голубой планете всегда будет мир! 

- Наше путешествие подошло к концу.

- Что вам запомнилось?

- Что понравилось?

- В каких странах хотели бы еще побывать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. "Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателей коррекционной группы ( к вопросу о преемственности)"

1. Содержание взаимодействия педагогов.2. Компоненты речи.3. Просодическая сторона речи. Игры.4. Языковой анализ и синтез. Игры.5. Лексико-грамматический строй речи и связная речь. Игры...

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопедаи воспитателя в подготовительной логопедической группе. Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в лого...

Организация совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы для детей с нарушениями речи.

   В группе  дошкольников с речевыми нарушениями успех коррекционно- логопедической работы в большой степени зависит от логопедизации учебно- воспитательного процесса, что предпо...

Статья "Организация совместной деятельности учителя- логопеда и воспитателей группы для детей с нарушениями речи".

В данной статье учитель-логопед ДОУ делится опытом работы по организации взаимосвязи в работе с воспитателями групп компенсирующей направленности.В материале подчеркивается важность скоординированной ...

Совместная коррекционно – развивающая деятельность учителя - логопеда и воспитателя в подготовительной логопедической группе.

Эффективность коррекционно-развиваюшей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных ...

Методическая разработка «Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями по развитию речи детей»

Методическая разработка«Взаимосвязь работы учителя-логопеда с воспитателями по  развитию речи детей»...