Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции звукопроизношения
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В работе по коррекции звукопроизношения целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии. Это дыхательная гимнастика, речедвигательная гимнастика и биоэнергопластика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции звукопроизношения

     Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране, укреплению здоровья детей и коррекции недостатков в развитии.

     Цель: оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

     Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

     В работе по коррекции звукопроизношения на подготовительном этапе и этапе формирования произносительных умений и навыков целесообразно использование следующих здоровьесберегающих технологий:

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Речедвигательная гимнастика.
  3. Биоэнергопластика.

     

1. Дыхательная гимнастика.

     Развитие дыхания – один из первых и важных этапов коррекционного воздействия на ребёнка независимо от вида его речевого дефекта.

     Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

     У большинства детей наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому встаёт задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.

     В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически – вдох и выдох осуществляются через нос, речевое дыхание является произвольным – после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого осуществляется речевой акт.

     Развитие дыхания: работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания осуществляется в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).

1. «Качели» Игрушки загрустили. В положении лёжа на спине ребёнок кладёт руку на живот, глубоко вдыхает. Давай посадим зайку на живот. Делает вдох носом и животик надувается. Выдох – животик опускается.

2. Дыхание животом стоя, левая рука на животе. Вдох через нос, выдох.

3. «Согрей ладошки» Вдох носом, выдох ртом (подносим ладони ко рту).

4. «Быстрый мяч». Ребенку предлагаем сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.

5. «Загоним мяч в ворота». Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, построенные на столе из двух предметов (кубиков и т.п.). Расстояние между «штангами» постепенно уменьшается.

6. «Покатай карандаш» Вдох носом, сильный выдох направить на карандаш, чтобы карандаш покатился.

7. «Погуди» Подуть в пустую бутылочку.

8. «Дуй, дуй ветерок» Подуть, не надувая щёк на султанчики (листики, бабочку, полоски бумаги, кораблик, снежинку).

9. «Чей листок улетит дальше» Положить листок на ладошку и подуть, не надувая щёк.

10. «Фокус» На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.

11. «Птичка» Машем руками, как птичка. Поднимаем руки вверх – вдох носом, (плечи не поднимаем), опускаем – выдох (через рот)

12. «Флажки» Маршируем, в руках флажки. По сигналу останавливаемся. Руки вверх (вдох), руки опускаем (выдох). Руки в стороны (вдох), руки перед собой (выдох).

 13. «Мыльные пузыри»

14. «Играем на дудочке (свистульке)»

     Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. В качестве речевого материла сначала используем отдельные гласные звуки, затем слоги, слова, фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха будет возрастать.

1. «Покачай игрушку» Вдох носом, на выдохе поём: АААА…

2. «Звуковая ниточка 1» Соединяем пальцы рук перед грудью и начинаем разводить руки в стороны, тянуть «воображаемую» ниточку и произносить звук (гласные звуки).

3. «Звуковая ниточка 2» Берём красный картонный прямоугольник, делаем отверстия и вставляем длинную нитку, с узелками на концах. Тянем ниточку и поём гласный звук.

4. «Намотай клубочек» (настоящий или «воображаемый»). Наматываем нитку и поём гласный звук.

5. «Звуковая дорожка» Используем нарисованные дорожки и придумываем сюжет: змейка хочет съесть яблоко. Ведём пальчиком по дорожке, произносим звук [Ш].

6. «Руки поднимаем, звуки (слоги) распеваем». Делаем глубокий вдох, поднимаем руки вверх А, опускаем вниз - У.

7. «Кислое яблоко» - вдох носом, стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища, на выдохе «Фу-у-у»

8. «Капуста растёт» Присесть, медленно поднимаемся, на выдохе «ооох»

9. «Весёлое настроение» Стоя, руки вдоль туловища, плавный вдох носом, на выдохе «хахаха»

10. «Цепочка слогов» Вдох носом, ладошка нажимает на нос – «кнопочку» произносим МА. Сначала берём один слог, затем постепенно добавляем МА МА (МА МА МА).

11. «Слоговая зарядка» Поднимаем руки вверх, опускаем руки и проговариваем цепочку слогов: ТА ТО ТУ ТЫ.

12. «Понюхай вкусный пирожок» Вдох через нос, на выдохе произносим «Ах!». Удлиняем фразу: «Ах, пахнет!» «Ах, как пахнет!»

2. Речедвигательная гимнастика.

     Речедвигательная гимнастика — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением. В выполнении этих упражнений участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

     Цель: Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы средствами речедвигательных упражнений, стимулирующих формирование моторной сферы и фонетической стороны речи.

     При речевых нарушениях наблюдается:

- скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация движений;

- недостаточное чувство ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- замедленность процесса освоения новых движений;

- недостаточность дыхательной системы.

     В связи с этим возникает необходимость проведения специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми нарушениями.

     Речедвигательная гимнастика является составным звеном в системе коррекционной работы над произношением и помогает в развитии неречевых процессов, развитии речи и коррекции речевых нарушений.

     Средствами речедвигательной гимнастики являются: двигательные упражнения, направленные на координацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

     К методическим приёмам относятся: показ упражнений, сопряжённое, сопряжённо-отражённое и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

     Включение системы речедвигательных упражнений в структуру логопедического занятия предусматривает её применение в зависимости от этапа логопедической работы.

     Целесообразно следовать следующим принципам:

1. Включение речедвигательных упражнений в каждый этап работы над звуком, начиная с артикуляционной гимнастики.

2. Использование наряду с традиционными методами, принятыми в логопедии. При этом проговаривание речевого материала с движениями должно предшествовать проговариванию без двигательного сопровождения.

3. Соблюдение принципа «от простого к сложному». Освоение упражнений начинается с изолированного произнесения гласных звуков. По мере овладения этим навыком звуки объединяются между собой в звуковые цепочки, слоги, слова. Конечная цель упражнений – самостоятельное произнесение речевого материала без двигательного сопровождения.

3. Биоэнергопластика.

     Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развитие координации движений и мелкой моторики.

     Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук.

     В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата. Биоэнергопластика помогает развивать у детей такие ощущения.

     Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

     Такая гимнастика помогает удерживать интерес ребёнка, повысить мотивацию к занятиям, поддержать положительный эмоциональный настрой.

     Преимущества биоэнергопластики для детей с нарушением речи:

- оптимизация психологической базы речи;

- улучшение моторных возможностей ребёнка;

- синхронизация работы артикуляционного аппарата и кистей рук;

- сокращение длительности занятий, усиление их результативности.

     Артикуляционные упражнения используются для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти. При использовании биоэнергопластики формируется дикция, дыхание, голос, интонация, воспитывается произвольность поведения, формируется речемыслительная деятельность.

     Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. При этом особое внимание детей обращается на необходимость чёткого и точного выполнения каждого движения. При выполнении упражнений можно использовать счёт, короткие рифмовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста

Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»(из цикла «Растим здоровье»)...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

Консультация для педагогов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ФФН и ОНР

Кинезеология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Использование здоровьесберегающих технологий  в системе логопедических занятий в условиях ДОУпо теме «Использование элементовлогопедического массажа и самомассажа в коррекции речи дете...