Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»

(из цикла «Растим здоровье»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

                                                                       Разработала:

учитель - логопед

Черемушкина Наталья Сергеевна                                                                    

п. Шексна

2016

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………………………..... 3

Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»……………..... 6

Заключение…………………………………..…………………………..……...……………...…. 12

Список литературы…..…………………………………………………………………………… 14

Пояснительная записка

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Как сделать, чтоб ребёнок не терял здоровья? Как сделать, чтоб сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех и надо её решать комплексно и сообща.

    Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь  любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. И формируя у детей представление, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их беречь и укреплять своё здоровье.

Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.  Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах,  организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий  в содействии с инновационными технологиями создают условия для  развития речи детей.   

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Актуальность данной проблемы подвели меня к  необходимости разработать цикл занятий «Растим здоровье», целью которого является создание условий для развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с  использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий  в  условиях ДОУ. 

Задачи:

  • Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в  развитии речи детей;  внедрить их в этапы НОД  и в различные режимные моменты.
  • Создать условия для развития речи у детей  дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях.
  • Привлечь родителей для активного участия  во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по  использованию инновационных и  здоровьесберегающих технологий в развитии  речи детей.

Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно - игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

      Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровьесберегающих технологий. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям: развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинестетической основы артикуляторных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие интеллектуальных функций; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

         Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я провожу с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.

Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»

(из цикла «Растим здоровье»)

Интеграция областей:

«Физическое развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное»«Познавательное развитие».

Задачи:

Физическое развитие:

  • Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
  • Приобщать детей к физической культуре в процессе игровой деятельности.
  • Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, координацию движений.
  • Накапливать и обогащать двигательный опыт детей.
  • Формировать правильную осанку, и проводить профилактику коррекции сутулости.
  • Соблюдать режим двигательной активности: периодически снимать зрительное, мышечное и эмоциональное напряжение.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать артикуляционную моторику, ориентировку в схеме тела.

Речевое развитие:

  • Систематизировать, обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Сказки».
  • Развивать координацию речи и движений.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Выражать в речи свои чувства, эмоции, отношение к окружающему миру.
  • Развивать речевое дыхание.

Познавательное развитие:

  • Систематизировать знания детей о русских народных сказках.
  • Способствовать развитию познавательной активности, ассоциативного мышления, воображения.

Социально-коммуникативное:

  • Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров.
  • Воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.
  • Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарём.

 Художественно-эстетическое:

  • Создать условия для единства физического, культурного, интеллектуального и социально-нравственного развития в контексте художественно-эстетического развития и воспитания.
  • Укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Логопед (Л.): Здравствуйте, дорогие ребята! Кощей Бессмертный похитил у сказочных героев «Секрет здоровья». Мы поможем нашим героям? Тогда нам предстоит пройти много испытаний. Вы готовы? Я добрая волшебница буду вам помогать.

Логоритмическое упражнение

По дорожке мы пойдем,

Прямо в сказку попадем.

Будем бегать и резвиться,

Главное не заблудиться.

Дружно, весело шагайте,

В круг скорее все вставайте!

Коммуникативное упражнение «Давайте поздороваемся друг с другом».

Л.: Мы с вами попали в сказочное царство. Оглянитесь вокруг. Нас встречают прекрасные феи, которые будут помогать нам в дороге. Давайте поздороваемся с ними на выдохе. Феи хотят поделиться с вами своей добротой, мудростью, выносливостью и т. д. Давайте посмотрим, далеко ли царство Кощея.

Гимнастика для глаз.

Упражнение для бровей «Удивились»: у напряжённых глаз тяжёлые брови. Вся тяжесть поднимется с глаз, глаза избавятся от давления.

«Жмурки»:

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Пальчиковая гимнастика «Сказки».

Л.: Дети! Какие сказки вы знаете? (ответы детей)

Много сказок вы знаете, давайте попробуем их посчитать.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(вытягивают руки вперед, играя пальчиками)

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

(поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного).

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец).

А как выдумаете, кто обычно побеждает в сказках? Какими должны быть герои сказок? А в настоящей жизни, не сказочным людям необходимо быть добрыми, сильными, смелыми? Продолжить путь нам поможет наш друг Спортик (С.).

Общеразвивающие упражнения со Спортиком:

• И. п. ноги на ширине плеч, руки опущены.

1-2- поднять плавно руки вверх;

3-4- плавно опустить. 1раз

• Ритмично шагают на месте, чередуя с хлопками в ладоши. 6-7раз.

• И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- наклон головы вперёд;

2- назад;

3- вправо;

4- влево. 6-7раз

• И. п. ноги на ширине плеч, руки опущены.

1-3- поднять руки вперёд, вверх, в стороны,

4- и. п. 6-7раз.

• И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- 3- наклон туловища вперёд - вниз, касаясь носка ноги ; 4- и. п. 6-7 раз

• Шагают – прыгают в чередовании.

С.: Молодцы! А сейчас мы разделимся на 2 команды. Чтобы узнать, чья команда победила, мы по итогам эстафет будем выстраивать башни. И чья башня окажется выше, та команда победила.

Эстафета «Теремок» 

С.: У каждой команды есть обруч – это теремок. Нужно взять игрушку перенести ее в обруч и вернуться в конец команды.

Артикуляционная гимнастика.

Л.: Пора отправляться дальше, но сначала выполним зарядку для язычка.

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

А вокруг-то — целый ряд —

Зубки нижние стоят:

Боковые слева, справа,

Впереди — зубов оправа.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —

Робко прячется язык.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

Эстафета «Царевна – лягушка»

С.: Теперь нам необходимо преодолеть топкое болото по кочкам, а затем, встав в обруч, повернуться сказать «Ква» и вернуться обратно в строй.

Музыкотерапия

Л.: Послушайте, какие звуки издаёт лес (фонограмма «Звуки леса»). Что вы услышали?

Резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела)

Дети наше тело тоже издаёт звуки.

• Постукивание по груди – звучим «м».

• Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».

• Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри «м – м – м».

• Постукивать над верхней губой «ви – ви - ви».

Эстафета «Золушка»

С.: Помните, как трудолюбива была Золушка? Она ни минуты не сидела без дела. В руках у «Золушки» ведро, веник и совок. На линии движения от старта до финиша разбросаны пять кубиков – «мусор».

Игровой стретчинг «Кот»

И. п. стоя на четвереньках, руки согнуты в локтях 

«Кот спит» (медленно приподняться, руки выпрямить)

 «Кот проснулся» (медленно вытягиваем ногу, носок оттянуть назад, затем пятку, тоже с другой ноги. Движение фиксируется по 10 секунд).

Подведение итогов эстафет.

Л.: Путь мы с вами прошли, но секрет здоровья ещё не нашли. Вас ждёт ещё одно испытание.

Игра «Ассоциации» с ИКТ.

Л.: Какая картинка не подходит к картинке в середине? (Демонстрация слайдов по теме «Герои сказок»)

С.: Ребята, мы справились со всеми заданиями и замок Кощея рухнул. А вот и сундук. Что в нём? В чём же секрет здоровья заключается? Ответы детей. Вручение витаминов. 

Релаксация

Вы, словно цветы на полянке лесной,

Согретые солнцем, умыты весной.

Вы тянетесь вверх, лепестки раскрывая,

И ласковый ветер вас тихо качает,

И нежные песни вам птицы поют,

И соки земные вам силы дают.

Представьте, как волшебные силы здоровья вливаются в ваши тела, какими сильными становятся ваши руки, ноги, каким ровным становится ваше дыхание. Послушайте, как ровно бьется ваше сердце.

Заключение

Особенностью занятия является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в условиях логопункта ДОУ.

В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Схема построения занятий отличается от  общепринятой  следующими моментами:

1. В организационный момент занятий включаются  релаксационные, психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения.

2. Артикуляционная гимнастика занимает особое место в занятиях. Для достижения лучших результатов в работе применяю такой метод как биоэнергопластика.

3. В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и  физические упражнения.

4. На занятиях используются компьютерные технологии (игры, многофункциональные  упражнения).

5. Проводится массаж и самомассаж лица, пальцев рук.

6. Предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций (театральные инсценировки с обыгрыванием различных ситуаций).

7. Используются логоритмические упражнения.

8. Значительное место занимают  фольклорная терапия, сказка-терапия,  куклотерапия.

9. Проводится гимнастика для глаз.

10. Применяется улыбкотерапия.

Очень важна на занятии улыбка логопеда  и улыбка самого ребенка. Если ребенок  улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не стоит над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.

Список литературы

  1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2009.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. -  С-Пб.: «Детство», 1999.
  3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
  4. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004.
  5. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985.
  6. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: «ЭКСМО», 2004.
  7.  Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: «Дельта», 2003.
  8.  Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  9.  Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. «Методист», 2010.
  10. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....

Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...

«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»

Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...