Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»
(из цикла «Растим здоровье»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.
Разработала:
учитель - логопед
Черемушкина Наталья Сергеевна
п. Шексна
2016
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………..... 3
Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»……………..... 6
Заключение…………………………………..…………………………..……...……………...…. 12
Список литературы…..…………………………………………………………………………… 14
Пояснительная записка
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Как сделать, чтоб ребёнок не терял здоровья? Как сделать, чтоб сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех и надо её решать комплексно и сообща.
Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. И формируя у детей представление, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их беречь и укреплять своё здоровье.
Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах, организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия для развития речи детей.
Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Актуальность данной проблемы подвели меня к необходимости разработать цикл занятий «Растим здоровье», целью которого является создание условий для развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Задачи:
- Повысить уровень знаний педагогов ДОУ об использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей; внедрить их в этапы НОД и в различные режимные моменты.
- Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях.
- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно - игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь.
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровьесберегающих технологий. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям: развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинестетической основы артикуляторных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие интеллектуальных функций; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми легко и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: каждое занятие, которое я провожу с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Развлечение с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста, посещающих логопункт «Путешествие за здоровьем»
(из цикла «Растим здоровье»)
Интеграция областей:
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие».
Задачи:
Физическое развитие:
- Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
- Приобщать детей к физической культуре в процессе игровой деятельности.
- Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, координацию движений.
- Накапливать и обогащать двигательный опыт детей.
- Формировать правильную осанку, и проводить профилактику коррекции сутулости.
- Соблюдать режим двигательной активности: периодически снимать зрительное, мышечное и эмоциональное напряжение.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать артикуляционную моторику, ориентировку в схеме тела.
Речевое развитие:
- Систематизировать, обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Сказки».
- Развивать координацию речи и движений.
- Развивать слуховое восприятие.
- Выражать в речи свои чувства, эмоции, отношение к окружающему миру.
- Развивать речевое дыхание.
Познавательное развитие:
- Систематизировать знания детей о русских народных сказках.
- Способствовать развитию познавательной активности, ассоциативного мышления, воображения.
Социально-коммуникативное:
- Развивать умение общаться со сверстниками и взрослыми.
- Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров.
- Воспитывать доброту и взаимовыручку в команде.
- Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарём.
Художественно-эстетическое:
- Создать условия для единства физического, культурного, интеллектуального и социально-нравственного развития в контексте художественно-эстетического развития и воспитания.
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Логопед (Л.): Здравствуйте, дорогие ребята! Кощей Бессмертный похитил у сказочных героев «Секрет здоровья». Мы поможем нашим героям? Тогда нам предстоит пройти много испытаний. Вы готовы? Я добрая волшебница буду вам помогать.
Логоритмическое упражнение
По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Будем бегать и резвиться,
Главное не заблудиться.
Дружно, весело шагайте,
В круг скорее все вставайте!
Коммуникативное упражнение «Давайте поздороваемся друг с другом».
Л.: Мы с вами попали в сказочное царство. Оглянитесь вокруг. Нас встречают прекрасные феи, которые будут помогать нам в дороге. Давайте поздороваемся с ними на выдохе. Феи хотят поделиться с вами своей добротой, мудростью, выносливостью и т. д. Давайте посмотрим, далеко ли царство Кощея.
Гимнастика для глаз.
Упражнение для бровей «Удивились»: у напряжённых глаз тяжёлые брови. Вся тяжесть поднимется с глаз, глаза избавятся от давления.
«Жмурки»:
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Пальчиковая гимнастика «Сказки».
Л.: Дети! Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Много сказок вы знаете, давайте попробуем их посчитать.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
(вытягивают руки вперед, играя пальчиками)
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
(поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного).
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад!
(Показывают большой палец).
А как выдумаете, кто обычно побеждает в сказках? Какими должны быть герои сказок? А в настоящей жизни, не сказочным людям необходимо быть добрыми, сильными, смелыми? Продолжить путь нам поможет наш друг Спортик (С.).
Общеразвивающие упражнения со Спортиком:
• И. п. ноги на ширине плеч, руки опущены.
1-2- поднять плавно руки вверх;
3-4- плавно опустить. 1раз
• Ритмично шагают на месте, чередуя с хлопками в ладоши. 6-7раз.
• И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1- наклон головы вперёд;
2- назад;
3- вправо;
4- влево. 6-7раз
• И. п. ноги на ширине плеч, руки опущены.
1-3- поднять руки вперёд, вверх, в стороны,
4- и. п. 6-7раз.
• И. п. ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1- 3- наклон туловища вперёд - вниз, касаясь носка ноги ; 4- и. п. 6-7 раз
• Шагают – прыгают в чередовании.
С.: Молодцы! А сейчас мы разделимся на 2 команды. Чтобы узнать, чья команда победила, мы по итогам эстафет будем выстраивать башни. И чья башня окажется выше, та команда победила.
Эстафета «Теремок»
С.: У каждой команды есть обруч – это теремок. Нужно взять игрушку перенести ее в обруч и вернуться в конец команды.
Артикуляционная гимнастика.
Л.: Пора отправляться дальше, но сначала выполним зарядку для язычка.
Это — правая щека,
Это — левая щека.
Здравствуй, верхняя губа,
Здравствуй, нижняя губа,
А вокруг-то — целый ряд —
Зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа,
Впереди — зубов оправа.
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык —
Робко прячется язык.
Нёбо вместо потолка
Есть во рту у языка.
А когда открылся рот,
Язычок пошёл вперёд.
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта:
Вправо — правый угол рта,
Влево — левый угол рта.
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
Эстафета «Царевна – лягушка»
С.: Теперь нам необходимо преодолеть топкое болото по кочкам, а затем, встав в обруч, повернуться сказать «Ква» и вернуться обратно в строй.
Музыкотерапия
Л.: Послушайте, какие звуки издаёт лес (фонограмма «Звуки леса»). Что вы услышали?
Резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела)
Дети наше тело тоже издаёт звуки.
• Постукивание по груди – звучим «м».
• Лоб от центра к вискам – звучим «м, н, ми, ни».
• Крылья носа – зажимать и отпускать ноздри «м – м – м».
• Постукивать над верхней губой «ви – ви - ви».
Эстафета «Золушка»
С.: Помните, как трудолюбива была Золушка? Она ни минуты не сидела без дела. В руках у «Золушки» ведро, веник и совок. На линии движения от старта до финиша разбросаны пять кубиков – «мусор».
Игровой стретчинг «Кот»
И. п. стоя на четвереньках, руки согнуты в локтях
«Кот спит» (медленно приподняться, руки выпрямить)
«Кот проснулся» (медленно вытягиваем ногу, носок оттянуть назад, затем пятку, тоже с другой ноги. Движение фиксируется по 10 секунд).
Подведение итогов эстафет.
Л.: Путь мы с вами прошли, но секрет здоровья ещё не нашли. Вас ждёт ещё одно испытание.
Игра «Ассоциации» с ИКТ.
Л.: Какая картинка не подходит к картинке в середине? (Демонстрация слайдов по теме «Герои сказок»)
С.: Ребята, мы справились со всеми заданиями и замок Кощея рухнул. А вот и сундук. Что в нём? В чём же секрет здоровья заключается? Ответы детей. Вручение витаминов.
Релаксация
Вы, словно цветы на полянке лесной,
Согретые солнцем, умыты весной.
Вы тянетесь вверх, лепестки раскрывая,
И ласковый ветер вас тихо качает,
И нежные песни вам птицы поют,
И соки земные вам силы дают.
Представьте, как волшебные силы здоровья вливаются в ваши тела, какими сильными становятся ваши руки, ноги, каким ровным становится ваше дыхание. Послушайте, как ровно бьется ваше сердце.
Заключение
Особенностью занятия является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в условиях логопункта ДОУ.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующими моментами:
1. В организационный момент занятий включаются релаксационные, психофизические упражнения, музыкально – ритмические упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика занимает особое место в занятиях. Для достижения лучших результатов в работе применяю такой метод как биоэнергопластика.
3. В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения.
4. На занятиях используются компьютерные технологии (игры, многофункциональные упражнения).
5. Проводится массаж и самомассаж лица, пальцев рук.
6. Предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций (театральные инсценировки с обыгрыванием различных ситуаций).
7. Используются логоритмические упражнения.
8. Значительное место занимают фольклорная терапия, сказка-терапия, куклотерапия.
9. Проводится гимнастика для глаз.
10. Применяется улыбкотерапия.
Очень важна на занятии улыбка логопеда и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не стоит над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
Список литературы
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2009.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - С-Пб.: «Детство», 1999.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004.
- Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985.
- Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: «ЭКСМО», 2004.
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: «Дельта», 2003.
- Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
- Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. «Методист», 2010.
- Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста", ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...
Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.
Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....
Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...
Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ...
Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...
Педагогический опыт "Логоритмические упражнения как средство коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"
Логоритмические игры развивают двигательные умения детей, их познавательные способности, дают возможность задействовать свое тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное...
«Использование здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья детей старшего дошкольного возраста»
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и з...