СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Репях Елена Ивановна

Речевое развитие — важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи в логопедическом кабинете создана благоприятная речевая среда, которая служит интересам, потребностям и развитию детей, соответствует возрасту детей. Зоны расположены удобно и для педагога, и для детей. Дети самостоятельно могут пользоваться наглядным материалом.

Развивающая среда – это пространство, где ребенок учится, развивается и развлекается. Она представляет собой оборудованную группу детского сада, поделенной на несколько игровых зон. Дети могут заниматься в каждой из них, получая определенные знания и навыки.

Организованная предметно — пространственная развивающая среда логопедического кабинета способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса.

Пространство кабинета обустроено в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития; обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда, обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей.

Логопедическая работа в детском саду организуется по нескольким направлениям:

Диагностическое направление.

Коррекционное направление.

Аналитическое направление.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Организационно-методическое направление.

Принципы предметно-развивающей среды:

– доступности: материал для свободной самостоятельной деятельности дошкольников на нижних открытых полках;

 – системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедического кабинета;

 – интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

 – учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (1-я и 2-я группа, наглядно — дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы.

 – мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;

 – вариативности: наглядно — методический материал, дидактические пособия и настольно — печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);

 – эстетичности: мебель, наглядно — методические пособия и игры выполнены из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены;

 – принцип свободы достижения ребенком своего права: предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

Основные требования

В соответствии со стандартами ФГОС, развивающая среда логопедического кабинета должна соответствовать следующим требованиям:

безопасность для детей и взрослых;

соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;

удобное размещение зон;

доступность для всех детей.

Прогнозируемые результаты. Результат правильно сформированной развивающей среды – готовность кабинета к обучению и развитию детей, устранению речевых недостатков. Заниматься в таком кабинете детям должно быть интересно, без страха.

 

Список литературы:

Закиосова, Ю. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете / Ю. В. Закиосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 41-43. —

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета

Игровой и наглядно-дидактический материал при обучении грамоте....

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.Центр по подготовке детей к обучению грамоте "АБВГДейка"

Статья о предметно-развивающей наполняемости  одной из зон логопедического кабинета-зоны по подготовке к обучению грамоте....

Создание предметно-развивающей среды логопедического кабинета

Правильная организация предметно-развивающей среды логопедического кабинета имеет большое значение для коррекционной работы. Очень важно создать необходимые условия, позволяющие ребёнку проявлять свои...

Активная сенсорно-развивающая среда логопедического кабинета в создании творческого продукта речевой деятельности дошкольников с ОНР.

      Активная сенсорно- развивающая среда логопедического кабинета, состоит из ряда центров, оформленных в виде тематических макетов, позволяет создать комфортные условия, исклю...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Развивающая зона "Умное окошко" как элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета

Аннотация: в статье описывается элемент коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета - развивающая зона "Умное окошко", служащая для нестандартного размещения демонстрационного ма...

Инновационные технологии в предметно развивающей среде логопедического кабинета как фактор управления качеством логопедической работы в ДОУ

Инновационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы в условиях логопедического пункта, в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в нед...