Активная сенсорно-развивающая среда логопедического кабинета в создании творческого продукта речевой деятельности дошкольников с ОНР.
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Активная сенсорно- развивающая среда логопедического кабинета, состоит из ряда центров, оформленных в виде тематических макетов, позволяет создать комфортные условия, исключающие «дидактический синдром» и отказаться от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kabinet_statya.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Активная сенсорно-развивающая среда логопедического кабинета
в создании творческого продукта речевой деятельности
дошкольников с ОНР.
Горбунова Н.Н.
Учитель-логопед МАДОУ№1 г. Киселевск
Ребенок играет и учится. Кажется все просто и ясно. Соответствуют ли условия, которые мы создаём для развития творческой активности, эмоциональной и речевой свободы детей? Ставит ли педагогическое воздействие ребенка в позицию активного субъекта деятельности ,способствует ли максимальному развитию мелкой моторики, регуляции межполушарного взаимодействия, координированию речи и движения, преодолению диссоциации между речевым и психическим развитием? Эти проблемы актуальны для детей с ОНР на протяжении всего периода коррекционно-логопедической работы, требуют целенаправленного, систематического воздействия. Ещё одной проблемой является разнонаправленная автоматизация навыков звукопроизношения, связной речи.
Моделирование пространства логопедического кабинета в рамках активной сенсорно-развивающей среды - это система субъект -субъектных отношений между педагогом и ребенком с ОВЗ.И именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития. Позволяет педагогу формировать сенсорную, интеллектуальную, эффективно-волевую сферы у детей с ОНР; сочетать практическое манипулирование предметами и решение речевых задач; отрабатывать навыки размещения предметов в пространстве, построения в горизонтальном и вертикальном направлениях в соответствии со словесной инструкцией; осуществлять постановку, автоматизацию звуков в слогах, словах, предложении, связной речи; развивать словарь прилагательных, глаголов, существительных; преодолевать лексико-грамматические нарушения; активизировать познавательное развитие детей; коррегировать процессы памяти, внимания, мышления; развивать мелкую моторику; обогащать тактильные ощущения; развивать творческий потенциал; развивать способность к синестетическому видению мира.
Активная сенсорно- развивающая среда логопедического кабинета, состоит из ряда центров, оформленных в виде тематических макетов, позволяет создать комфортные условия, исключающие «дидактический синдром» и отказаться от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную деятельность. Развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации к занятиям, основанной на его потребностях. Ребенок может принять на себя любую роль, может действовать самостоятельно и активно. Вот союз творческого воображения, мышления, речи. В этом союзе основа положительного коррекционно-логопедического воздействия на ребенка с ОНР.
Процесс организован в режиме смены динамических поз. Интеграция различных видов деятельности соответствует требованиям ФГОС. Внедрение здоровьесберегающих технологий является приоритетным направлением деятельности в нашем детском саду.
Очень ценной является возможность поместить в макет задачи разных направлений. Например, в макетах «Река» и «Ручей» предлагаем игры с камнями, песком, лентами тканями, различными на ощупь, длины, ширины, цвета. Соответствующие атрибуты макета при назывании способствуют развитию навыков звукопроизношения различных групп звуков (рыба, рак ,кораблик, камыш, лягушка, мост, берег и т.д.). Осуществляем практическое овладение предлогами: под, через, за, в, из-за. Предлагаемый речевой материал по соответствующей теме дети сопровождают демонстрацией действий, применяя правильные предложно-падежные конструкции. Звуковой анализ слова сделаем с помощью разноцветных камней. Мост через реку построим из брусков, число которых соответствует количеству слогов в слове.
Игрушки и предметы, которые предлагаются детям разного размера, фактуры, цвета. Подбираются в соответствии с возрастными потребностями детей с ОВЗ. Логопед учитывает особенности восприятия детей с нарушением зрения, двигательной сферы и речи. Учитываются гендерные особенности детей: магазины с одеждой , автомастерская, заправка, герои мультфильмов.
В макетах заложены возможности для конструирования детьми разных возрастных групп и уровня речевого развития. Логопед подбирает конструктор и наборы предметов для изготовления макетов «Деревня», «Магазин» индивидуально и предоставляет ребенку возможность выбора. Макеты выстраиваются постепенно усложняясь, трансформируясь, накапливая атрибуты, привлекая новых героев. Выстраиваются маршруты передвижения на машине, поезде, самолете. Многолетняя коллекционная работа предшествует созданию активной сенсорно-развивающей среды логопедического кабинета. Коллекция содержит наборы игрушек разного размера по 26 тематическим разделам ( животные, растения , миниатюрные овощи, фрукты, морские и речные обитатели), бусы, камни, ткани и мн. др. В системе гармонично функционирует сборник музыкальных произведений. Применение информационных технологий расширяет возможности в создании активной развивающей среды. Особое место занимает создание творческого продукта речевой деятельности с использованием произведений живописи. Картины находят свое применение в различных творческих играх, участвуют в создании стихов, рассказов, сказок. Произведения разных жанров помогают познакомится с композицией, сюжетом, а затем и воплотить собственное видение в создании макета. В результате совместного творчества логопеда и ребенка создается «Маленькая страна». В этой стране мы можем играть, рисовать, лепить, слушать музыку, сочинять свои истории. Ведь это наша страна. А мы её творцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО СКАЗКАМ,РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ....
Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО СКАЗКАМ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ...
"Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности"
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО СКАЗКАМ,РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ...
Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО СКАЗКАМ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ...
«Развивающая среда в кабинете учителя-логопеда как стимул речевого развития дошкольника»
На развитие ребенка влияет окружающая обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая среда особенно важна. Она должна создавать условия д...
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников с речевыми нарушениями
Детская инициатива и самостоятельность в условиях логопедического кабинета проявляется на том этапе обучения, когда ребёнок приобрёл необходимый для этого объём знаний, умений и навыков. Тогда де...
"Интерактивная предметно-развивающая среда логопедического кабинета- одно из условий успешного речевого развития"
Разработка и внедрение интерактивных игровых технологий в логопедической практике опирается на ФГОС ДО, в котором сказано, что «развивающая предметно-пространственная среда долж...