Нарушение или недоразвитие речи. Как понять?
статья по логопедии

Ольга Николаевна Шикина

Очень важно знать родителям, что является специфической речевой особенностью для каждого возраста ребёнка, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_ili_nedorazvitie_rechi.docx37.38 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение  или недоразвитие речи. Как понять?

Детская речь, особенно первых трех лет жизни, из-за несовершенства  артикуляционных способностей, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко, только мама может понять детское бормотание, когда малыш, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого.

Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста, что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Необходимо разделить два понятия: недоразвитие речи и нарушение речи.

Под недоразвитием (отставанием) речи специалисты понимают более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Под нарушением речи подразумевается отклонение от нормы (расстройство), вызванное изменениями в строении или работе  речевой или слуховой системы или задержкой общего психического развития ребенка.

Недоразвитие или отставание речи, прежде всего, связано с воспитанием и условиями жизни ребенка, в то время, как нарушение речи, является серьезным, но исправимым дефектом, вызванным патологическими изменениями, происходящими в организме ребенка.

Почему может появиться отставание в речевом развитии? Одним из факторов может быть недостаточное общение ребенка с взрослыми. Мы хорошо знаем, как  важно общение малыша, особенно с мамой.

Вторая причина задержки в раннем речевом развитии ребенка может быть вызвана недостаточностью развития и функционирования двигательной (моторной) сферы. В соответствии с возрастом и возможностями ребенка необходимо развивать общую и мелкую моторику.

Специалисты выделяют внешние и внутренние причины, лежащие в основе речевых расстройств. Основные группы речевых расстройств: 

1.Нарушение звукопроизношения.

2.Нарушение ритма и темпа речи.

3.Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.

4.Утрата ранее имеющейся речи.

Причины нарушения речевого развития:

*Недостаточность речевого общения с ребенком.

*Неблагоприятные внешние условия.

*Психические травмы.

*Наследственные факторы.

Если вы обнаружили отставание в речевом развитии вашего ребенка, необходимо обратиться в специальные коррекционные детские учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Классификация речевых нарушений. Общее недоразвитие речи. Консультация

Консультация ориентирована на родителей и педагогов,воспитывающих детей с речевыми нарушениями....

Консультация для воспитателей ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.Дошкольный возраст – период интенсивного разв...