Особенности логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического у обучающихся с нарушениями зрения.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
В данной презентации описываются особенности работы логопеда с детьми с нарушениями зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для детей с нарушениями зрения характерно: неправильное усвоение артикуляции звука; отсутствие необходимого запаса слов; нарушение понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета ; « вербализм », эхолалии ; сложности в удержании в речевой памяти развернутых высказываний; несоблюдение грамматических норм речи; трудности в установлении смысловых связей и отношений между словами; сложности при образовании предложно-падежных конструкций, - трудности в выражении своего эмоционального состояния (бедность и монотонность речи) .
Особенности становления речи у детей с нарушением зрения Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе деятельности и общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования: изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха у ребенка раннего возраста с нарушенным зрением примерно после полутора лет начинается ускоренными темпами. До этого периода он воспринимает ритмические и интонационные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает. К одиннадцати месяцам начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем, а фиксирует лишь общую структуру слова, т.е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову. К двум годам у ребенка с нарушенным зрением быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Его общение в этот период направлено на взрослого, поэтому, подражая взрослым, он овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не пугает ребенка, так как в ответ на них он получает отклик и радость со стороны взрослого. В связи с этим актуализируется роль родителей и педагогов в развитии речевой функции ребёнка с нарушенным зрением в раннем возрасте.
Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения Принято выделять четыре уровня сформированности речи у этой категории детей. (по Волковой Л.С.) Первый уровень сформированности речи . Отмечается наличие фонетически искаженных отдельных слов или их осколков, эхолалии , отсутствие фразовой речи, полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза. Второй уровень сформированности речи . Отмечается недостаточность пассивного словаря, экспрессивная речь отличается бедностью, имеется несоотнесенность образа и слова, не сформированы обобщающие понятия. Имеют место разнообразные нарушения звукопроизношения. Фонематический анализ и синтез не развит. Связная речь аграмматичная , состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений.
Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения Третий уровень сформированности речи . Словарный запас ограничен, на таком же уровне представлены соотнесенность образа и обозначающего его слова и знание обобщающих понятий. Имеют место различные нарушения звукопроизношения, недостаточно сформирована слуховая дифференциация звуков и фонематические представления. Имеются трудности в употреблении грамматических категорий. Четвертый уровень сформированности речи . В речи отмечаются только единичные нарушения звукопроизношения. В группе детей, характеризующихся первым уровнем сформированности речи, логопедическая работа направлена на устранение недоразвития всех сторон речевой деятельности. В группах детей второго и третьего уровней сформированности речи корригируются фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи. С детьми, имеющими четвертый уровень, работа направлена на коррекцию звукопроизношения.
Упражнения, направленные на развитие фонетико-фонематического слуха Учитывая то, что большая часть детей имеет обширные фонетико-фонематические нарушения , несформированность процессов фонематического анализа и синтеза, неумение оперировать звуками, слогами и словами, значительное место в системе обучения отводится развитию этой стороны речи. Так, на уроках и занятиях может проводиться следующая работа над звуками. Запоминание образа звука по акустическим и артикуляционным признакам с простым, доступным и образным разбором артикуляции звуков.
Упражнения, направленные на развитие фонетико-фонематического слуха Запоминание образа звука по акустическим и артикуляционным признакам с простым, доступным и образным разбором артикуляции звуков. Например, [ц] – кончик языка звучит как колокольчик; [ш] – губы трубочкой, язык чашечкой, воздух шипит как пар. Дифференциация звуков с использованием слуха, кинестезии и, по мере возможности, зрения. Например, при дифференциации звонких – глухих рука прикладывается к гортани.
Упражнения, направленные на развитие фонетико-фонематического слуха Воспроизведение звуков по сигналам. Например, кисть руки поднимается «чашечкой» вверх – звук [ш], «горкой» спускается вниз – [с]. определение по артикуляции звука, произносимого без голоса; определить , в каком из названных слов встречается тот или иной звук; подобрать картинки, в названиях которых имеется данный звук; определение места звука в слове; называние слов с нужным звуком и др.
Упражнения, направленные на развитие фонетико-фонематического слуха При организации коррекционной работы следует опираться на уровень речевого развития ребенка. На всех уроках и занятиях проводятся такие виды работы, которые способствуют общему развитию речи. Например, дети учатся излагать рассказ по картинке, по сюжету, по прочитанному тексту. Необходимо обращать внимание детей на значимость правильного употребления фонем как основы для формирования других языковых систем: словообразование , например, «стали – встали»; словоизменение , например, «ёжик – ёжики» с изменением уже звукового состава слова, или «ёлка – ёлки» без изменения такового. Проводятся разнообразные виды работ по изменению слогов и слов с помощью замены звуков и наращивания ( лод – плод, рыба – рыбак, жар – жарь и др.), составлению слов по заданным звукам и слогам (о, к, н, о; он, ко и др.).
Список литературы: Волкова , Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. – Л., 1991. Волкова , Л. С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи слепых и слабовидящих детей // Дефектология. – 1982. – № 5. – С. 64-68. Волкова , Л. С. Результаты экспериментального изучения нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения // Дефектология. – 1982. – № 3. – С. 14-18. Ермаков , В. Н., Якунин, Г. А. Развитие, обучение, воспитание детей с нарушением зрения. – М., 1990. Левина , Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. – 1975. – № 2. – С. 12-15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения.
Рекомендации для учителя- логопеда....
Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
Использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые един...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, применяемая в индивидуальной работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.
В презентации представлены направления в работе по преодолению ФФНР....
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...
Эффективные приемы работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
Фонетико-фонематические нарушения являются распространенными и ведущими в структуре речевого дефекта у детей сос тертой формой дизартрии....
"Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартрией"
Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартриейОдной из важнейших задач современного дошкольного образования является речевое развитие детей в...