Эффективные приемы работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Фонетико-фонематические нарушения являются распространенными и ведущими в структуре речевого дефекта у детей сос тертой формой дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_priemy_raboty.docx73.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №2 «СКАЗКА»

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ

________________________________________________________

Выступление на городском методическом объединении

учителей-логопедов

Учитель-логопед МБДОУ № 2 «Сказка»

Гурова О.В.

г.о. Краснознаменск 21.02.2017г.

       В настоящее время среди детей дошкольного возраста наиболее распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия. В логопедической практике данная речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

      Стертая форма дизартрии характеризуется комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности: артикуляции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи. Все эти симптомы проявляются в нерезко выраженной форме.

     Многие исследователи отмечают, что фонетико-фонематические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией.

     Вопросами формирования фонетико-фонематической стороны речи занимались Лалаева Раиса Ивановна, Ефименкова Людмила Николаевна, Чевелева Нина Алексеевна другие.

       Роза Евгеньевна Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. 

     Недоразвитие фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

      В книге «Воспитание у детей правильного произношения» мария  Федоровна  Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.

     Правдина Ольга Владимировна отмечает, что нарушение функции речедвигательного анализатора при дизартрии  весьма влияет на слуховое приятие фонем. При этом не всегда наблюдается прямая зависимость между нарушением произношения звуков и нарушением восприятия. Так, в ряде случаев наблюдается неразличение тех фонем, которые не противопоставлены в произношении. И других же случаях не различаются и те фонемы, которые дифференцируются в произношении. Тем не менее, здесь наблюдается определенная пропорциональность: чем большее количество звуков дифференцируется в произношении, тем успешнее происходит различение фонем на слух. И чем меньше имеется «опор» в произношении, тем хуже условия для формирования фонематических образов. Развитие же самого фонематического восприятия находится в прямой связи с развитием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловлено общим развитием ребенка.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

  • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
  • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

      При ФФН одна из главных задач заключается в том, чтобы научить детей различать и узнавать фонемы с опорой на сохранные функции. Не решив эту задачу, нельзя перейти к формированию правильного произношения звуков. Чтобы работа над правильным произношением звука принесла успех, ребенок должен уметь его слышать, так как регулятором нормированного употребления является слух. Понятно, что без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произнесение. Развитие фонематического восприятия проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиваться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

        Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия Нина Алексеевна Чевелева условно разделяет на шесть этапов:

1) узнавание неречевых звуков;

2) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

 3) различение слов, близких по звуковому составу;

 4) дифференциация слогов;

5) дифференциация фонем;

6) развитие элементарного звукового анализа.

  При этом она отмечает, что нужно учитывать следующие положения.

  • Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные. Это требует от ребенка перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания на внешнюю, звуковую сторону, которая ранее им не осознавалась. Ребенка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.
  • Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки — фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной операции они выделяются при анализе. Лишь после того ими можно оперировать как самостоятельными единицами и проводить наблюдения за ними в составе слоговых цепочек и в изолированном произнесении.
  • Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками. После того как ребенок научится узнавать тот или иной звук В слове, определять его место среди других звуков, отличать один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь па умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками.
  • Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций звукового анализа нужно ребенка максимально ограничивать или исключить собственное его проговаривание направив всю нагрузку на слуховое восприятие материала.
  • Проговаривания ребенка желательно подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного произношения с нормированным

    Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется с обязательным уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков.

  • В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

г) слова без стечения согласных: односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.), двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

д) слова со стечением согласных: двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.); односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.); односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.); двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.); двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

е) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

     На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы)

На первом этапе логопед может использовать следующие виды заданий:

  • после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д);
  • чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);
  • запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
  • прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру отхлопать столько же раз);
  • различать на слух голоса товарищей.

В зависимости от возраста ребенка и уровня развития слухового восприятия продолжительность этого этапа может быть различной. У детей старшего дошкольного возраста он часто проходит в более сжатые сроки.

    На протяжении второго этапа детей учат различению одинаковых слов, звуков и звукокомплексов ориентируясь на различную высоту силу и тембр голоса. Содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

  • Различить на слух варианты слов произнесенные различной силой голоса (громко, тихо).
  • Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса (мальчик, тетенька, дяденька, Серый волк, зайчик и т.д.)
  • Различить на слух различные звукокомплексы произнесенные различной силой или тембром голоса (уа-уа-уа- как кричит голодный ребенок, довольный ребенок, и т.д.)
  • Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т.д.

 На протяжении третьего этапа дети должны научиться различать слова близкие по звуковому составу. На этом этапе предлагаются следующие задания:

  • выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
  • подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и т.д.

    Первоначально используются более легкие слова, а затем задания все более усложняются.

      На четвертом этапе дети учатся различать слоги. В ходе игр и занятий дети должны овладеть умением различать вс все оппозиционные звуки свистящие и шипящие, глухие и звонкие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие. На этом этапе широко используются следующие виды заданий:

  • найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;
  • запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух – трёх элементов и постепенно доводя их число до шести-семи; Слоги без стечения согласных (из таблиц Н.Б. Покровского): няк, пуль, мят, пиц мюф, лут, дыс, вые, гумм, ёфъ, ёк, тыпь, геф, деп, вох, эфь, лефь, вик, кась, лёфь, дян, пяф, хил, хуф, вый, фыл, сых, яс, лень, маф, и т.п. Слоги со стечением согласных: фсен, плись, вость, втот, скум, касть, длаф, фсес, дыст, ность, длин, плык, знун, тисть, здап, зном, скес, дват, скам, твим.
  • добавлять разные звуки, слоги к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова; подбор слогов для называния и дифференциации осуществляется в зависимости от произносительных возможностей детей.

     На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинают обязательно с дифференциации гласных звуков. Логопед раздает детям картинки с изображением поезда, девочки и птички и объясняет: « поезд гудит: у-у-у-у, птичка пищит: и-и-и-и, девочка плачет а-а-а-а. затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно (реагируя на звук дети поднимают картинку) а затем коротко. Затем в ряды гласных включаются другие гласные на которые дети не должны реагировать. Аналогично проводится работа по дифференциации согласных звуков. На этом этапе предлагаются следующие задания:

  • угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.
  • выделить заданный звук из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков и т.д.;

  Чевелева Н.А. отмечает что на данном этапе целесообразно вводить графические обозначения звуков (например гласный – красный кружок, согласный – синий квадратик и т.п.) это подготавливает детей к последующему этапу обучения.

       Задачей шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ — это выделение (узнавание). Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И самая сложная форма фонематического анализа — определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

    Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

     Начинается работа с обучения детей умению определять количество слогов в слове, умению изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Логопед объясняет детям как отхлопывать слова разной слоговой сложности выделяя при этом ударный слог.

      В процессе формирования слогового анализа важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализованные действия. В дальнейшем слоговый анализ осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухо-произносительных представлений.

        При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать послоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо. Детей также просят тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти. Возможность использования этого приема связана с тем, что гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных и слогов в слове.

       В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

     Затем дети учатся анализировать гласные звуки, определять количество звуков в звукокомплексе.

       Логопедическая работа начинается с уточнения представлений об этих звуках, их дифференциальных акустических и произносительных признаках. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, при произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели. Гласные и согласные звуки различаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные звуки — либо только из шума, либо из шума и голоса. Гласные можно петь, длительно тянуть.

     Ефименкова Людмила Николаевна, Лалаева Раиса Ивановна рекомендуют следующие задания:

  • Назвать только гласный звук слога.
  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Записать только гласные буквы слогов.
  • Придумать слог с соответствующей гласной.
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте, и т.д.

     После этого приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно определять наличие звука в слове, затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче сделать если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак и т.д.) и только затем в начале и в середине слова. На этом этапе могут быть предложены следующие варианты заданий:

  • выделить заданный звук на фоне слова (сначала выделяются гласные звуки, стоящие в сильной позиции, т.е. в начале и середине слова под ударением, позже согласные-взрывные в конце а щелевые – в начале слова);

На начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и трехсложных слов.

Рекомендуются следующие упражнения:

  • Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста).
  • Выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.
  • Разложить картинки под соответствующими гласными буквами. Предварительно дети называют картинки. Предлагаются картинки на односложные слова, например: сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым, хлеб, сыр, рысь.
  • выделить из текста слова с заданным звуком;
  • придумать самостоятельно слова с определённым звуком в начале или конце (придумать любые слова-названия животных, названия птиц и т.д.);
  • определить в названном педагогам слове первый, - последней звуки;
  • преобразовать слова, добавляя или изменяя один звук, переставляя звуки;
  • составить схемы слов и, наоборот, подобрать слова к предложенным схемам и т.д.;

     На протяжении работы у детей также воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи. Логопедическая работа ведется по трем направлениям:

1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.

2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:

а) дефект произношения отличен от собственного;

б) дефект произношения аналогичен собственному.

3. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:

а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразах.

        Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН

     Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л .

       Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.

1. Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

      Описание игры. Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

2. Где позвонили?

Цель: определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

          Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

3. «Где хлопнули?»

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

4. Улиточка

Цель. Узнать товарища по голосу.

       Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я?

      Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

5.Улавливай шепот

Цель. Развивать остроту слуха.

      Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.

6. Найди картинку

Цель:развитие восприятия звукокомплексов.

Описание игры. Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

7. Игра «путаница»

Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.

Описание игры. Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.

1. а)Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик это время мирно плавал в океане.

б) Ялик ползал по поляне,

Ежик лаял на диване,

Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.

в)Ялик лаял на диване,

Пудель ползал на поляне,

Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.

2. а) Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке,

Далматин же в это время громко лаял у соседки.

б) Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке.

Старичок же в это время громко лаял у соседки.

в) Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке.

Воробей же в это время громко лаял у соседки.

8. Выдели слово

Цель: выделение заданного звука из слова

Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

9. Подбери похожие слова

Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.

Описание игры. Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко.

10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Описание игры. Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

11. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Описание игры. Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

12. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Описание  игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

13. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Описание  игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

14. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Описание  игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Описание игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

15. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Описание игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают его.

16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

    Описание  игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Кто лучше слушает?

Цель: развитие умения определять наличие заданного звука в слове.

Вариант 1.

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш . Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж . Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш , 5 – со звуком ж , 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

18. Какой звук есть во всех словах?

Цель: развитие умения выделять общий звук в словах.

         Описание игры. Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш . Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

19. Назови первый звук в слове

Цель: развитие умения определять первый звук в слове.

       Описание игры. Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик ).

20. Назови последний звук в слове

Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

      Описание игры. Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

21. Узнай звук

Цель: Узнавание заданного звука в словах.

       Описание игры. Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

  1. Шутки-чистоговорки:

Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.

  1. Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.

22. Путаница

Цель: развитие дифференциации слов различающихся одним звуком.

     Описание игры. Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет одно слово другим подходящим по смыслу.

Два танкиста едут в.. банке

Деньги сохранились в.. танке

Жаркий наступил.. пенек

Села Маша на.. денек

У Тани голубые.. лапки.

Когтистые у кошки ..тапки.

Заверну железный.. бинт

И куплю в аптеке.. винт.

От конфет остались.. бантики.

Завяжу на платье.. фантики.

Положу рядом с печкой ..колено

И помажу зеленкой.. полено.

Я посуду мою в.. койке.

Вечером читаю в.. мойке.

Идут солдаты в прочных.. масках.

А все на карнавале в.. касках

Попал в тарелку черный.. голос.

Но тут раздался громкий.. волос.

Съел я овощной.. халат.

А потом надел.. салат.

23. Найди лишнее

Цель: развитие восприятия звучания слов.

     Описание игры. Вслед за взрослым ребенок повторяет четыре имени, а затем находит то которое отличается по звучанию.

Витя – Митя – Катя – Полина

Полина – Алина –Ада – Галина

Вика – Диана – Татьяна – Ульяна

Нина – Тина – Любовь – Дина

Таня – Оля – Ваня – Маня

Коля – Оля – Дима – Толя

24. Подбери картинку

Цель: развитие дифференциации слов близких по звучанию.

    Описание игры. Из предложенных картинок ребенок самостоятельно подбирает ряд названий максимально близких по звучанию.

Майка – гайка – лайка

Вагон –лимон – батон

Каток – венок – моток

Сом – ком – дом

Отметка – пипетка – конфетка

26. Различай и повторяй

Цель: развитие узнавания и дифференциации звуков.

      Описание игры. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

“Повторяй за мной только звук с” — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

“Повторяй за мной только слоги со звуком с” — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.

“Повторяй за мной только слова со звуком с” — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.

        Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.

27. Будь внимателен

Цель: развитие дифференциации правильного и дефектного произношения.

       Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Произносимые слова:

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.

Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.

Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

Комплекс игр, направленных на развитие фонетико- фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Предлагаем примерные упражнения и игры.

1. Определение наличия заданного звука в слове.

«Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

2. Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука.

«Мяч передавай, слово называй».

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

3. Определение последовательности и количества звуков в слове.

«Живые звуки».

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок – звук С, другой – О, третий – К. играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

4. Определение места звука по отношению к другим звукам.

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее – если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.

После отработки отдельного звука проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера приведем последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.

1. Дифференциация звуков С и Ш в слогах.

«Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С и Ш. ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са – ша, су – шу, асу – ашу, асо – ашо.

2. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

«Кто внимательнее?».

Логопед произносит ряд слов со звуками С и Ш, находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, звук Ш – зеленый: каша, лиса, шайка, каска, соска, шрам, шпора, маска и т.д.

Игры для формирования фонетико–фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией.

«ЭХО»

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”.

Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, ”На11о, monkey!” — ”Привет, обезьянка!”), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы (”Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!”).

«Живая азбука».

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

«Заколдованное слово»

Игра способствует развитию фонематического слуха

и звукового анализа слов

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя ”заколдованные” слова. Например, ”расколдовываем” слово ”яблоко” — ”Я, б, л, о, к, о”.

«Путаница»

Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

«Починим испорченный телефон»

Игра для развития фонематического слуха

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Заключение

    Таким образом, в ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонетико - фонематической стороны речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др.

    Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.

     Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

     Таким образом, к моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с дошкольниками со стертой формой дизартрии при нарушениях опорно-двигательного аппарата

1. Обзор литературы по данной теме2. Диагностика  состояния моторных функций и речевого развития детей дошкольного возраста со стертой дизартрией при нарушениях ОДА3.Специфика работы в условиях Д...

Нарушение моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции

Выпускная аттестационная работа  Нарушение моторных функцийу дошкольников со стертой формой дизартрии и пути их коррекции...

« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»

1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Задачи методики:´воздействие  на кинетическую и кинестетическую основу движения;´воздействие на статическую и динамическую координацию движений;´формирование  различных уро...

"Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартрией"

Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематических нарушений у младших дошкольников с дизартриейОдной из важнейших задач современного дошкольного образования является речевое развитие детей в...

Особенности логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического у обучающихся с нарушениями зрения.

В данной презентации описываются особенности работы логопеда с детьми с нарушениями зрения....