"Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка – детский сад № 9"
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности «Затейники» для детей с общим недоразвитием речи (5 – 6 лет)
На тему: «Посуда».
Составил учитель – логопед: Тулякова Ю. А.
Г. Богородск, 2023
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана; формировать понятия: чайная, столовая, кухонная; уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»; совершенствовать грамматический строй речи: согласование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; согласование существительных с числительными; образование существительных Р.п. (без чего?)образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными; развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимания, координацию речи с движением, конструктивного праксиса.
Задачи. Формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола.
Интеграция образовательных областей. познавательное, речевое развитие, физическое.
Планируемый результат. научатся понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев, образовывать слова с глаголами и словами-антонимами, должен без ошибочно и самостоятельно составлять схему предложения.
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде, пальчиковой гимнастики.
Способы.-Наглядные: рассматривание иллюстраций, предметы посуды.
-Словесные: рассказ, объяснение, вопросы, подсказка, художественное слово.
-Игровые: пальчиковая гимнастика.
- Практические: составление пазл.
Средства: различные предметы кукольной посуды, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды.
Индивидуальный – дифференцированный подход.
Алиса и Артем составили и рассказали описательный рассказ о посуде, а Кирилл и Саша рассказали для чего нужна посуда.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Вводная часть.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо и адресовано оно вам.
Федора: Ой, горе Федоре, горе,
От меня сбежала вся посуда,
И чашки ушли и стаканы,
Остались одни тараканы.
Помогите, детишки, пожалуйста
Мне посуду отыскать, починить и приласкать.
Чтобы всю посуду зазвать,
Нужно в игры поиграть.
А ваша команда дружна?!
Мне ваша помощь нужна.
Выполним заданье вместе
Склеим и уберем посуду на место.
Логопед: Ребята, вы узнали кто это? Да, это Федора. А из какой сказки и кто написал эту сказку?
Но Федора опять просит о помощи. Вы готовы пройти испытания?
За каждое правильно выполненное задание вы получаете «осколки» разбитой посуды. А когда «осколков» будет много, мы их соберем и склеим. И вернем всю целую посуду Федоре.
II.Основная часть.
1.Игра «Скажи одним словом»
Как назвать одним словом посуду, которая стоит на подносе? (чашка, блюдце, … - это чайная посуда). Для чего она нужна?
Какая посуда стоит на столе? Этой посудой пользуются за столом во время обеда (тарелка, вилка, … - это столовая посуда).
На полке стоит какая посуда? (кастрюля, сковорода, … - это кухонная посуда). Для чего используют эту посуду?
Молодцы, с заданием справились. Получаете «осколки» посуды.
2. «Назови части посуды»
У чайничка есть стенка, донышко, носик, крышечка, ручка.
Молодцы. И с этим заданием справились. Получите «осколки» посуды и отправляемся дальше.
3.Игра: «Без чего?» Посуда убежала от Федоры и по дороге разбилась. Скажи без чего посуда.
Сковорода без ручки. Чайник без носика. … и т.д.
Получите «осколки» посуды.
4.Игра «Посчитай и назови» Вернулась к Федоре посуда, но не вся. Часть посуды по дороге разбилась. Посчитай, сколько предметов посуды вернулось к Федоре. Назови их.
Вернулось пять ложек. … … … И др.
Молодцы. Получите «осколки».
5. «Скажи наоборот» Какая посуда?
Глубокая тарелка, а блюдце какое? … (мелкое),
Чистая посуда - посуда …, новая - …, хрупкая - …,
Объяснить значение слова «хрупкая».
«Скажи из чего - какая»
Из каких материалов изготавливают посуду. Закончи предложения:
Если вилка из пластмассы, она какая? - пластмассовая.
Если нож из стали, он какой? - …
Если ложка из дерева, она какая? - …
Если чашка из фарфора, она какая? - …
Если кувшин из глины, он какой? - …
Если стакан из стекла, он какой? - …
Если кастрюля покрыта эмалью, она какая? - …
Если сковорола из чугуна, она какая? - … и др.
Правильно. Всем «осколки».
Пальчиковая гимнастика «МАШИНА КАША»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой
Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
6.Игра «Назови ласково»
Федора очень радовалась возвращению посуды. Она её чистила, мыла, и называла ласково. Назови каждый предмет посуды ласково:
Тарелка – тарелочка, ложка - …, стакан - …, вилка- …, нож - …, миска - …, кастрюля - …, чайник - …, чашка - …, блюдце - …, сковорода - … и др.
Правильно, получите «осколки».
7 Игра «Волшебный мешочек».
У меня есть волшебный мешочек опустите руку и возьмите предмет и расскажите о нем.
III.Практическая часть задания.
У нас много «осколков». (Все «осколки» вырезаны из цветной самоклеящейся бумаги).
Склеим все «осколки». (Дети склеивают).
Какая красивая посуда получилась, как новая.
IV.Итог занятия.
Логопед: Ребята, спросим у Федоры, как наша работа.
Федора:
Молодцы то, какие ребятушки,
Со всеми заданиями справились.
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить, и уважать»
Дети:
Ты знаешь, какая бывает посуда?
И как без нее нам приходится худо?
Попробуй поесть без тарелки и ложки
Без миски никак не накормишь и кошки.
Кофейники, чайники, чашки, стаканы
О них вспоминаем мы утречком рано.
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи
Всегда всю посуду в порядке держи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Посуда. Виды посуды"
В данной презентации рассказывается о посуде, ее видах и применении...
ООД. ИГРУШКИ И ПОСУДА. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИГРУШКИ И ПОСУДА
уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь....
ООД,ИГРУШКИ И ПОСУДА. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИГРУШКИ И ПОСУДА
уточнить представления о том, для чего нужна посуда; учить классифицировать посуду, развивать внимание, память, воображение, речь....
конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР
Конспект открытого логопедического занятия по теме «Посуда» «Экскурсия в музей посуды» с детьми подготовительной группы ТНР.Цель: обогащение и активизирование словаря по лексической теме....
Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда"
Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме "Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда" в подготовительной группе. Надеюсь этот матриал пригодится в работе...
Конспект совместной организованной образовательной деятельности в средней группе на тему: «В мире посуды: посуда и её назначение; свойства материалов, из которых сделана посуда».
Цель: расширение представлений детей об истории возникновения и свойствах посуды; закрепить знания детей о видах посуды, ее назначении....