Конспект занятия к презентации "Различение твёрдых и мягких согласных"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кокина Марина Владимировна

!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_k_prezentatsii.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ    ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОНР

Тема: Твёрдые и мягкие согласные.

Логопедическая тема –  Развитие фонематической дифференциации на материале

твердых и мягких согласных звуков  в изолированном виде,

в слогах, в словах.

Задачи:

  1. Совершенствовать фонематическую дифференциацию на материале твердых и мягких согласных звуков  в изолированном виде, в слогах, в словах.
  2. Закреплять знания о характеристиках звуков.
  3. Развивать простые и сложные формы фонематического анализа.
  4. Развивать фонематические представления.
  5. Закреплять навык звукобуквенного анализа на материале слов-квазиомонимов.
  6. Развивать слуховое внимание.
  7. Совершенствовать общую  моторику, координацию движений.
  8. Совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
  9.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
  10.   Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.

Оборудование: Изображение мальчика и девочки, синие, зеленые, красные  кружки, предметные картинки к словам-квазиомонимам (ныть-нить, мышка-мишка, лисий-лысый, лук-люк, уголь-угол, круг-крюк), карточки с буквами (ж, ц, ш, щ, й, ч), мяч, индивидуальные карточки с картинками (кепка, шапка,  сапоги, кеды, мячик, кубики,

бананы, виноград, помидор, редис).

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Развитие ВПФ.

III. Повторение изученного материала.

IV. Сообщение логопедической темы занятия.

V. Изучение нового материала.

VI. Динамическая пауза.

VII. Закрепление изученного материала.

VIII. Подведение итогов занятия.

IX. Рефлексия

Ход Занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь за столы.

Давайте улыбнемся друг другу.

Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте.

Здороваются, садятся, улыбаются.

II. Развитие ВПФ.

Развитие слухового внимания, координации движений.

- Поиграем в игру.

Я буду говорить, какие движения вы будете делать и показывать.

НО мои команды могут не совпадать с действиями. Ваша задача – внимательно слушать и делать то, что я говорю.

- руки на голову

- руки вверх

- руки на колени

- руки на пояс

- руки в стороны

- руки на уши

- руки на лоб

Выполняют голосовые команды.

III. Повторение изученного материала.

Закрепление понятий «твердый-мягкий согласный» и их обозначений.

Развитие фонематического восприятия.

- Посмотрите, к нам в гости пришли мальчик и девочка. (Выставить изображения)

Их зовут Тома и Тёма.

- Когда Тома была маленькой и только училась говорить, она часто повторяла такие звуки. Послушайте внимательно.

 [М, Т, П, К, Р..] – Какие это звуки? Как мы их обозначаем?

- А когда Тёма был маленький и только учился говорить, он часто повторял другие звуки. Послушайте.

[М’, Т’, П’, К’, Р’..] – Какие это звуки? Как мы их обозначаем?

- согласные, твердые, синим кружком

- согласные, мягкие, зеленым кружком

IV. Сообщение темы занятия.

Развитие простого фонематического анализа.

- Скажите, а какой первый звук в имени Тома?

- А в имени Тёма?

- Чем они различаются?

Тома выбирает все, что звучит твёрдо. Она любит томатный сок, носит блузку, играет в Морской бой и мыльные пузыри.

А Тёма любит все, что звучит мягко, также как и его имя. Он ест тянучки и тефтели, играет в мяч, рисует и носит пиджак.

- Сегодня мы будем тренироваться не путать твердые и мягкие согласные, ведь от этого может зависеть смысл целого слова.

- [Т]

- [Ть]

- мягкостью

V. Изучение нового материала.

1) Развитие простого фонематического анализа.

- Ребята предлагают вам сыграть в игру «светофор». Правила простые: если вы услышите твердый согласный звук, то вы поднимаете синий кружок, если мягкий согласный, то зеленый кружок.

а) На уровне звука.

- Я буду произносить звуки. А вы определите, твёрдый или мягкий согласный звук услышали, и поднять соответствующий кружок (твёрдый – синий, мягкий – зелёный).

Лексический материал: [к, ль, т, в, фь, сь, н, ж, щ, с..]

б) На уровне слогов.

- Усложняем задачу. Слушайте слоги. Задание прежнее.

Лексический материал: [су, ра, ме, ле, ош, вю..]

2) Развитие звукобуквенного анализа на материале слов-квазиомонимов.

- Стоит перепутать всего один звук, как смысл слова может совершенно изменится. Сейчас мы с вами в этом снова убедимся.

- Послушайте и посмотрите на картинки:

Хныкать некогда и НЫТЬ:

Я в иглу вдеваю НИТЬ!

- Составьте на доске звуковые схемы этих двух слов (ныть, нить).

Сколько звуков в этих словах? Чем отличаются схемы?

А теперь подпишите слова под схемами.

Какая первая буква?

- Не забывайте, что одна и та же буква может обозначать 2 звука – твёрдый и мягкий.

Аналогичная работа с:

— Я — маленькая МЫШКА!

— А я большой! Я — МИШКА!

Этот хвост — не ЛИСИЙ!

Он какой-то ЛЫСЫЙ!

Запомните: Перед гласной И – всегда мягкий звук, пред гласной Ы – всегда твердый звук.

3) Закрепление знаний о всегда твердых и мягких согласных.

- Как мы уже сказали, одна и та же буква может обозначать 2 звука – твёрдый и мягкий.

Но ведь есть такие звуки, которые всегда твердые и всегда мягкие?

Перед вами буквы, обозначающие такие звуки.

Найдите всегда твердые и мягкие.

Показывают синий или зеленый кружок.

Составляют звуковые схемы слов.

- по 3 звука, отличаются мягкостью первого звука

- Н.

-

Всегда твёрдые звуки:

[ж] , [ш] , [ц].

Всегда мягкие звуки:

[й’], [ч’] , [щ’].

VI. Динамическая пауза.

Развитие слоговых представлений.

Развитие общей моторики.

Игра с мячом.

-  Я бросаю вам мяч и говорю только первый слог слова, а вы дополняете до целого слова.

Лексический материал:

Ла(па), Ли(мон), Со(ва), Си(рень), Ма(ма), Ми(шень), Ра(мА), Ре(ка), Па(па), Пе(нал).

Досказывают слово.

VII. Закрепление изученного материала.

1) Развитие фонематического анализа на материале слов-квазиомонимов.

– Тома и Тёма очень любят рисовать. Но вот беда, их рисунки перепутались. Поможем ребятам разобраться, где, чей рисунок?

- Рисунки ребят имеют всего одно отличие (в названии), различаются одним каким-то звуком.

В эту коробочку мы будем складывать рисунки Томы (с синим кружочком), а в эту – рисунки Тёмы (с зеленым кружочком).

Картинки предъявляются попарно:

это маленькая МЫШКА – а это игрушечный МИШКА,

в огороде вырос ЛУК – на земле открытый ЛЮК,

в доме живёт КОТ – в море живёт КИТ,

2) Развитие фонематических представлений.

На каждого ребенка – индивидуальный лист с картинками.

- Распределить карточки (мягкие и твёрдые согласные)

ВА-ВЯ

ВО-ВЁ

ВУ-ВЮ

ВЭ-ВЕ

ВЫ-ВИ

Раскладывают картинки (квазиомонимы) в 2 коробочки (с твердым и с мягким звуком).

Показывают синий или зеленый кружок.

Дети распределяют карточки к цветовым символам

VIII. Подведение итогов занятия.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Что вам понравилось на занятии?

- твердые и мягкие согласные

IX. Рефлексия

- Как вы поработали сегодня?

Что вам больше всего понравилось?

Какое задание было сложным и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится  прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдель...

"Твёрдые и мягкие согласные"

конспект занятия по обучению грамоте  старших дошкольников...

"Твёрдые и мягкие согласные"

конспект занятия по обучению грамоте  старших дошкольников...

Твёрдые и мягкие согласные( конспект ООД в ДОУ )

конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...